Новгородская область, Мошенской район
МАОУ СОШ д.Ореховно
Игру проводит: учитель химии Бабанова С.Н.
Жюри:
учитель физики Журавлёва Н.Н,
учитель биологии и географии Бойцова О.А.
Интеллектуальная игра
ГеографХимБиоФизикус!
Цель игры: Расширить и углубить знания полученные учащимися на уроках биологии, химии, физики,географии. Превратить эти знания в стойкие убеждения.
Задачи:
Продолжить формирование интереса к наукам естественного цикла;
развивать внимание, сообразительность, находчивость;
воспитание стремления к постоянному совершенствованию своих знаний.
Оборудование: листы с вопросами для команд для 1 конкурса «разминка», мультимедиа проектор, компьютер, экран, секундомер.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас на интеллектуальной игре ГеорафХимБиоФизикус!
Вы уже прожили 13, 14, 15, 16, 17 лет , а в жизни своей так мало успели. А вам предстоит запускать космические корабли к звездам, исследовать проблемы наследственности, раскрыть тайну рака.
Вы еще не совсем осознаете, как это важно уметь получать и собирать знания. Вы не всегда даже знаете, что хотите знать, а к учебе относитесь подчас, как к печальной необходимости.
Стойте! Одумайтесь! Тратить впустую годы — самые юные, самые плодотворные — это преступление! Я призываю: во имя ваших будущих профессий и свершений — в бой за знания!"
И так, сегодня встречаются сборные команды учащихся 8-11 классов школы. Команды просим занять свои места:
Команда «ЗЕЛЁНЫХ»
Команда «КРАСНЫХ»
Команда «СИНИХ»
Ведущий: Старания команд оценивает жюри. Приступим к игре.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик—
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев)
Наша игра состоит из отдельных конкурсов.
Ход игры:
1 конкурс «Разминка»: В данном конкурсе каждая команда может набрать 12 баллов, ответив на свои вопросы, время выполнения 5 минут.
Вопросы 1 команде:
Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год. (муссон)
Содержат ли кости человека воду? (да, 20%)
Какова основная причина образования волн? (ветер)
Процесс перехода воды из жидкого состояния в твердое. (кристаллизация)
Часть океана, впадающая в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном. (залив)
Почему лекарства запивают водой? (чтобы лучше растворились)
Процесс перехода воды из твердого состояния в жидкое называется… (плавление)
Перемещение воды в горизонтальном направлении. (течение)
Химический элемент в переводе с латинского “Рождающий воду”. ( водород)
Газовая оболочка окружающая Землю. (атмосфера)
Какая страна живет на привозной воде? (Алжир)
Где содержится основное количество воды? (в океанах, 97, 6%)
Вопросы 2 команде:
Какое море Мирового океана самое соленое? (мертвое)
Почему человек умеющий плавать тонет в холодной воде? (переохлаждение)
Химический элемент (в переводе с греческого “Безжизненный”. (азот)
Местность, с которой река со своими притоками собирает воду. (бассейн)
Смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли. (воздух)
Закон, согласно которому, на всякое тело, погруженное в жидкости, действует со стороны этой жидкости (газа) выталкивающая сила. (Закон Архимеда)
Где на поверхности океана самая высокая температура воды? (в области экватора)
Процесс перехода воды из парообразного состояния в жидкое. (конденсация)
Приборы, применяемые для очистки воды от нерастворимых примесей. (фильтры)
Состояние одного и того же вещества в различных интервалах температуры и давления существенно различающиеся по физическим свойствам. (агрегатные)
Переход вещества из газообразного состояния в жидкое. (конденсации)
Процесс парообразования в жидкости, включающий рождение пузырьков пара, их рост и движение. (кипение)
Вопросы 3 команде:
Внешнее условие, от которого зависит растворение газов в воде. (давление)
Как называется часть земной атмосферы населенной живыми существами? (биосфера)
Способ подготовки твердых веществ к растворению в воде. (измельчение)
Прибор для измерения плотности жидкостей. (ареометр)
Вещество в конденсированном состоянии, промежуточном между твердым и газообразным. (жидкость)
Способность человека воспринимать свет от разных предметов в виде особых ощущений яркости, цвета и формы, позволяющих на расстоянии получать разнообразную информацию об окружающей действительности (зрение).
Картина, получающаяся при прохождении через оптическую систему лучей, распространяющихся от рассматриваемого объекта (изображение)
Небольшой объем жидкости, ограниченный в состоянии равновесия поверхностью вращения (капля)
Как называется часть земной атмосферы населенной живыми существами? (биосфера).
Простейшее химическое соединение водорода с кислородом. ( вода)
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)
Что является главной причиной образования цунами? (подводное землятресение)
2 конкурс «Знаменитые имена»: (презентация)
Проводим жеребьёвку. Каждой команде предоставляется право по очереди отвечать на вопросы. В случае неправильного ответа или при его отсутствии, право ответить на вопрос предоставляется другой команде (способ получить дополнительные баллы)
Советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Установил, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.
Иван Петрович Павлов
Австрийский (чешский) натуралист, основоположник учения о наследственности. Георг Иоган Мендель
Кто современникам на удивленье измерил атмосферное давленье?
Эванжелиста Торричелли
Кто ввел в русскую речь слово «физика»? Михаил Васильевич Ломоносов
Кому принадлежат эти слова? «Ученым можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Марковников Владимир Васильевич
О ком идет речь? «Этот гениальный химик XIX века, родился в Тобольске. В 1887 году один на аэростате он поднялся выше облаков понаблюдать солнечное затмение». Дмитрий Иванович Менделеев
Английский математик, создатель аналитической машины (прообраза современных компьютеров) Чарльз Бэббидж
Португальский исследователь, который открыл морской путь из Европы в Индию, проплыв вокруг Африки. Португалия искала такой путь со времен принца Генриха Мореплавателя (1349–1460). Васко да Гама
Открыл дисперсию света, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики.
Ньютон Исаак
Ведущий: Слово жюри для промежуточного подведения итогов.
Ведущий: 3 конкурс «Что это такое?». Условия конкурса те же. На экране будут появляться вопросы и командам также, как и в первом конкурсе предстоит дать ответ на свой вопрос или вопрос соперников, который остался без ответа.
3 конкурс «Что это такое?»:
Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его. Фосфор
Какие металлы загораются в холодной воде? Натрий и калий
Царский желудь. Что это такое? Грецкий орех
Это растение Карл Линней называл «пищей богов» Какао
Простейший прибор для вычислений Счеты
Поток воды, текущий в выработанном им углублении
Река
На стене висит тарелка. По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнаёт. Барометр
Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. Тень
Трава от 99 болезней. Зверобой
Ведущий: Закончился 3–ий конкурс. А пока жюри подводит итоги конкурса…
В стране чудес, где спрятаны ключи
Открытий вдохновенных и крылатых
Над тиглями склонились, как врачи,
Ученые в сверкающих халатах.
Здесь возникает как огонь стиха
Невиданные прежде полимеры,
Здесь создаются кожи и меха,
И умные машины новой эры.
Науки Мир …
Людские лбы изрыв,
Задачи ждет и требует решений,
И вот вступаешь ты, глаза раскрыв,
В огромный мир чудесных превращений.
Опыт 1: «Кровоточащие кресты»
Во времена царствования Петра-I в одном из соборов «заплакала» икона «Богородицы». Попы заявили, что она оплакивает старые порядки, которые разрушились Петром – I.
Петр был верующим человеком, но «чудо» почему-то не произвело на него какого-либо впечатления. Более того, он послал настоятелю собора, в котором «заплакала» икона, грозное предписание:
«Приказываю» - писал царь,- «чтобы отныне Богородицы не плакали. Если Богородица заплачет еще маслом, то задницы попов заплачут кровью».
После такого послания иконы «плакать» перестали. «Чудо» плачущих икон и «кровоточащих крестов» творилось служителями культа. Реакционному духовенству времен Петра-I не нравились вводимые им новые порядки. Вот они и решили сотворить «плачущую» икону Богородицы.
Для этого с противоположной стороны помещают сосуд со «слезами», проделывают отверстие на уровне глаз Богородицы и с помощью специальных приспособлений слезы выдавливаются из отверстий.
А как церковники заставляли кровоточить кресты мы сейчас посмотрим.
(видео взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия)
Объяснение опыта:
В пробирку был налит раствор хлорида железа (III) и к нему добавлен роданид калия. Получился раствор роданида железа (III), который и дает такое окрашивание.
Опыт по физике «Воздушное огниво»
Ведущий: Слово для подведение итогов предоставляется жюри.
4 конкурс «Что? Где? О чем?»
Условия конкурса:
На экране будут появляться вопросы и командам предлагается ответить на вопрос из области химии, физики, географии и биологии в порядке очерёдности.
Время на обсуждение 1 минута.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
В том случае, если у команды нет правильного ответа, право ответить на вопрос предоставляется той команде, которая первой подала сигнал о готовности.
Если игроками дается неполный ответ или частично правильный, баллы присуждаются по усмотрению жюри. Проведем жеребьевку.
ХИМИЯ:
Химический элемент – драгоценный металл, название которого в переводе с испанского «серебришко». Платина
Каким газом можно зажечь снег? Фтором
Ядовитый бесцветный газ с резким запахом гнилой рыбы. Фосфин
Раствор SO3 в концентрированной серной кислоте. Олеум
Во времена Петра I это вещество называлось «крепкая водка».
Азотная кислота
Д.И.Менделееву подарили весы, одна чашечка которых была из золота, а из какого металла была другая чашечка? Из алюминия
Что называют жженым сахаром?
Карамель
Назовите самый тугоплавкий металл ПСХЭ, чья температура плавления составляет 3390°C.
Вольфрам
Чума, из-за которой экспедиция Роберта Скотта лишилась горючего и погибла в 1912 году. «Оловянная чума»
ГЕОГРАФИЯ:
1.Вулканическая лава – это магма мантии, захватившая по дороге к поверхности Земли природные газы, водяные пары, обломки горных пород. Знаете ли вы, что означает слово «лава» в переводе с греческого языка? ( КАША)
2. О каких минералах говорят: «Воды боится, а из воды родится»? (СОЛИ)
3. О каком месторождении железных руд геологи говорят, что оно почти в три раза богаче всех остальных месторождений Земли, вместе взятых?
( Курская магнитная аномалия)
4. Какой элемент преобладает в ядре Земли? (Жидкое железо)
5. Как называется жилище чукчей? ( Яранга)
6. Высочайшая гора Африки? ( Килиманджаро. 5895м)
7. Что соединяет Тихий океан и Атлантический океан? (Панамский канал)
8. Назовите второе название Эвереста. (Джомолунгма)
9. Назовите две ледовые шапки нашей планеты. (Арктика и Антарктика)
БИОЛОГИЯ:
Самое «домашнее» насекомое, не способное жить без помощи человека. ( Тутовый шелкопряд)
Страна, в которой был принят первый в истории закон об охране окружающей среды. Англия
Кем был написан первый закон об охране вод в России? Петром I
Назовите второй хлеб для человечества. Рис
Какая рыба плавает хвостом вперед? Рыба - нож
6. Что называют Земляным яблоком? Картофель
7.Что означает слово «Помидор»? «Золотое яблоко»
8 . Зачем страус голову в горячий песок прячет? ( Избавляется от паразитов)
9.Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы.)
ФИЗИКА:
Почему пыль не падает даже с перевернутой поверхности?
(Частички пыли малы и легки, поэтому удерживаются кулоновской силой и силами взаимного притяжения молекул).
Почему летняя буря, сваливающая живые деревья, не может свалить стоящее рядом сухое дерево?
(У живого дерева есть листва, а у сухого нет, значит, площадь поверхности его мала, следовательно и давление со стороны ветра — мало)
Почему в кастрюлях, в отличие от чайников и самоваров, нет накипи?
(Соли, которые составляют накипь, выделяющиеся при кипении воды, осаждаются в основном на варящихся продуктах)
Почему когда электроплитку включают в сеть, её спираль быстро накаляется докрасна, а провода, подводящие напряжение, не нагреваются заметно?
(Провода обладают малым сопротивлением прохождению тока, а спираль изготовлена из специального сплава, который имеет большое удельное сопротивление. Преодоление этого сопротивления способствует выделению большого количества тепла, которое накаляет спираль).
В черном ящике находится вещество, про которое китайский философ Лао-Цзы написал: «самое мягкое и самое слабое вещество в мире. Но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире». Вода
Почему у стакана для чая дно делают немного толще, чем стенки?
Это делается для того, чтобы стаканы были более устойчивые
При наливании горячей воды в стаканы, они часто трескаются. Какой стакан скорее треснет: гладкий или граненый и почему?
(У гранёных стаканов стенки более толстые, чем у гладких. Толстостенные стаканы при наливании в них горячей воды лопаются чаще, поскольку внутренняя и внешняя стороны их стенок расширяются не равномерно).
8.Девушка сидит под елью, дрожит. Вдруг слышит, невдалеке Морозко по елкам потрескивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и спрашивает
- Тепло ли тебе девица?
-Тепло, Морозушко, тепло батюшка?
Вопрос: Почему от мороза ель трещит?
( Вода в волокнах дерева замерзает, превращаясь в лед, и он разрывает волокна, слышится звук.)
9.Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь
замершие окна был виден лишь край дороги. “Хозяйка квартиры ленивая”, -подумал он. Почему он сделал этот вывод?
(В пространство между рамами проник из комнаты теплый воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерз на нем. Следовательно, окна плохо утеплены).
Ведущий: Слово для подведения итогов 4 конкурса жюри.
За время обучения в школе, вам приходится выполнять разнообразные задания по предметам, будь то сочинения, самостоятельные, контрольные и т.п. А нам приходится проверять ваши работы. И порой встречаются такие перлы, что мы их запоминаем и записываем. Послушайте некоторые из них:
Вопрос: Что такое малый круг кровообращения?
Ответ: Это круг, в котором мало крови.
Вопрос: Какой сосуд мы называем веной?
Ответ: Это сосуд, в котором есть кровь.
Говорят и пишут ученики:
Перегрузка - это когда опора действует на тело.
Разноименные заряды притягиваются, а одноименные – оттягиваются.
Весом тела называют сопротивление тела с воздухом.
Если брусок двигают вправо, то сила трения отправляется налево.
Грунтовая дорога после дождя намокает и при движении не может ехать.
Кинетическая энергия - это когда тела взаимодействуют друг с другом с приложением силы.
Потенциальная энергия – это потенциальная сила.
Кинетическая энергия – это … меня не было на этом уроке.
Стрелка будет метаться из стороны в сторону.
Мощность - это скорость совершения телом действия.
Мощность – это ватты.
Опыт 5: «Вулкан на столе»
«Вулкан» - бог огня у древних римлян, а в древнегреческой мифологии он носил имя Гефест, хромоногий бог – кузнец, оружейник богов, покровитель ремесел. В одной из легенд Древней Греции говорилось: «И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на земле…» по имени бога огня названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно проснувшиеся и уничтожающие вокруг все живое во время страшных извержений.
Свои домашние «вулканы» придумали химики. Самый известный из вулканов -- дихроматный --первым наблюдал немецкий химик Рудольф Бёттгер, который прославился как изобретатель современных спичек и взрывчатого вещества пироксилина.
Вулкан Бёттгера
В 1843 году Рудольф Бёттгер получил дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 -- оранжево-красное кристаллическое вещество. Он решил испытать это вещество. Насыпав на тарелку горку кристаллов, он поднес к ней горящую лучинку. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг конца горящей лучинки что-то "закипело", начали стремительно вылетать раскаленные частицы. Горка стала увеличиваться и скоро приняла внушительные размеры. Изменился и цвет: вместо оранжевого он стал зеленым. Позднее было установлено, что дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. При этом выделяется газообразный азот, пары воды, твердые частички раскаленного оксида хрома и большое количество теплоты. Идет внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция. Вдыхание продуктов "вулканических" реакций очень вредно! Нельзя наклоняться над "вулканом" и прикасаться к нему, пока процесс не закончится и все вещества не остынут!!! Выполнение опыта: взять 4 мерных ложечки дихромата аммония, добавить 1 ложечку магния, капнуть спирт и поджечь.
Объяснение опыта: дихромат аммония смешали с магнием, добавили спирт и подожгли: (NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + N2↑+4H2O↑
Безопасный вулкан
Чтобы приготовить вулкан, вполне безопасный и тем не менее очень эффектный, потребуется тарелка, пластилин, питьевая сода (гидрокарбонат натрия), уксусная кислота (можно воспользоваться столовым уксусом - 3 - 9%-ным раствором уксусной кислоты), краситель (можно взять фукорцин из домашней аптечки или красный пищевой краситель, или даже свекольный сок), любая жидкость для мытья посуды.
Пластилин делят на две части и одну из них раскатывают в плоский "блин" - основание вулкана, а из второй лепят полый конус с отверстием наверху (склоны вулкана). Объем внутренней полости "вулкана" не должен быть очень велик (лучше всего 100-200 мл, это емкость чайной чашки или обычного стакана). Вулкан на тарелке ставят на поднос.
Чтобы "зарядить" вулкан "лавой", готовят смесь жидкости для мытья посуды (1 столовая ложка), сухой питьевой соды (1 столовая ложка) и красителя (достаточно нескольких капель). Эту смесь наливают в "вулкан", а потом добавляют туда уксус (четверть чашки). Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Из жерла вулкана показывается ярко окрашенная пена...
После опыта не забудьте тщательно вымыть тарелку.
«Блуждающие огни» «Блуждающие огни» и другие случаи свечения вызывали суеверный страх у многих людей, не знакомых с сущностью этих явлений. Вот что о работе с газообразным фосфором вспоминает академик С.И. Вольфкович: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором - ядовитым самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что, когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне , «новоявленного» представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района Моховой улицы и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о светящемся монахе...»
При разложении богатых фосфором соединений органического происхождения нередко образуются газообразные и жидкие вещества. Иногда можно наблюдать выделение газа с запахом гнилой рыбы-фосфористого водорода, или фосфина, РН3. Одновременно с фосфином идет образование другого продукта - дифосфина, Р2 Н4, представляющего собой жидкость. Пары дифосфина самовоспламеняются и поджигают газообразный фосфин. Этим объясняется появление так называемых «блуждающих огней» в таких местах, как кладбища, болота.
Жюри подводит итоги конкурса и награждает победителей.
Спасибо за внимание! До новых встреч!