kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у обучающихся ИКТ- компетенций – одно из необходимых условий реализации ФГОС на занятиях химии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет изменить традиционную систему образования. Владение информационными технологиями - одна из компетенций преподавателя В данной разработке рассмотрены занятия по химии с использованием ИКТ на всех этапах урока; цели использования информационных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся ИКТ- компетенций – одно из необходимых условий реализации ФГОС на занятиях химии. »

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Кимрский медицинский колледж»











Формирование у обучающихся ИКТ- компетенций –

одно из необходимых условий реализации ФГОС

на занятиях химии.













Преподаватель химии Леонова Галина Гаяновна,

высшей квалификационной категории







г.Кимры

2015г.

Раздел 1. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

1.1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ.

«Мир без границ, где технологии служат образованию,

помогая создавать инклюзивные общества и знания»

(из программы ЮНЕСКО «Видения в отношении применения

ИКТ в сфере образования и обучения)



Важными целями современного образования является развитие у студентов способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Поэтому основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход сегодня олицетворяет инновационный процесс в образовании. Информационная компетенция подразумевает использование студентом различных информационных ресурсов. Главной компетентностной задачей является совершенствование умений работать с информационными источниками. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.

Немаловажная роль в формировании информационной компетенции студентов отводится использованию современных информационно - коммуникационных технологий. Программные средства информационных технологий следует рассматривать как средства обработки информационных моделей.

«Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования», - записано в «Концепции

модернизации российского образования».

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет изменить традиционную систему образования. В 1989 году в декларации участников Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» отмечалось, что новые информационные технологии, становясь неотъемлемой частью культуры современного общества, признаны стать действенным инструментом повышения внутренней и внешней эффективности систем образования.

В свете введения и реализации ФГОС, современные образовательные технологии приобретают особую актуальность и служат механизмом формирования новых результатов.

Введение ФГОС нового поколения вносит свои коррективы в структуру образовательного процесса. ФГОС  - это целостная система требований ко всей системе образования. Согласно нему основой образования должна стать новая организационно-экономическая модель.

Введение ФГОС изменило также роль преподавателя в образовательном процессе. Сегодня преподаватель не источник, а проводник для студентов в мире знаний. Он направляет студентов на самостоятельное усвоение знаний.

Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции как важнейшей составляющей общеинтеллектуальной информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса. Владение информационными технологиями – одна  из компетенций преподавателя. «Все течет, все изменяется, совершенствуется».  И я должна и обязана поспевать и постигать все эти изменения.  Стараюсь находить время на самообразование, чтобы быть интересной своим студентам.

ИКТ можно использовать на всех этапах занятия в зависимости от цели.

Этап №1. Организационный (не более 2 минут)

Цель: организовать ребят на успешную работу. Основной вид деятельности со средствами ИКТ: показ слайдов

Этап №2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного.

Цель: закрепить знания, полученные ранее, актуализация знаний, выявление пробелов. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация, контролирующая (до 10 мин), защита презентаций.

Этап №3. Этап усвоения новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний (15-20 мин). Основной вид деятельности с ИКТ: презентация, беседа, выход в Интернет (получение дополнительной информации), составление схемы.

Этап №4. Проверка понимания изученного материала (3-5 мин)

Цель: проверка усвоения полученных знаний. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы.

Этап №5. Закрепление полученных знаний (10-15 мин)

Цель: закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения применять их. Основной вид деятельности с ИКТ: тестирование.

Этап №6. Подведение итогов, информация о домашнем задании.

Цель: подвести итог, познакомить с домашним заданием.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет значительно повысить уровень индивидуализации обучения и как следствие – глубину усвоения материала, освобождает преподавателя от трудоёмкой работы по текущей и итоговой проверке знаний студентов.

1.2 ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.



Основной задачей преподавателя является мотивировать студента в его занятиях химией. Повысить интерес к химии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится студентам, которые сами могут готовить презентации по различным темам курса. Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае студенты, объясняется следующими причинами:

  • работа над презентацией в программе Power Point сама по себе привлекательна;

  • желание работать с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;

  • возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;

  • публичность защиты, ведь работа будет оценена не только преподавателем, но и студентами, такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку студента с другой стороны;

  • создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для студентов, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.

Презентация усиливает динамику занятий, позволяет завоевать внимание студентов, а ведь внимание – множитель информации. Она позволяет студентам реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха. Формирует новый взгляд со стороны преподавателя на личность студента, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творче­ских способностей, поскольку такая работа предполагает активное проникновение в процесс восприятия и усвоения знаний. Преподаватель имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент занятия, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого занятия заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у студентов, готовит к образному восприятию знаний.

В этом случае у студентов возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции.

1.3 КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.



При помощи компьютерных технологий на занятиях можно проводить проверку знаний студентов. Для этого использую компьютерные тесты, составленные самостоятельно в различных готовых оболочках, в том числе и в оболочке «Познание». Кроме того, использую и готовые тесты, предлагаемые на различных дисках и которые можно приобрести в магазине. Например, задания на CD «Подготовка к Единому экзамену по химии». Проверка осуществляется как индивидуально, так и по группам, загрузив программный продукт по сети на персональные компьютеры студентов.

Конечно, у компьютерного тестирования как метода контроля есть и свои ограничения и отрицательные стороны:

 студент не имеет возможности излагать свои мысли развернуто, законченными фразами;

 тестовая система проверки знаний не стимулирует студента мыслить комплексно, отделять главное от второстепенного;

 результаты выполнения тестов зависят от многих побочных факторов

(самочувствие, мотивация на результат и др.);

 ограничение во времени выполнения теста вызывает нервозность и не позволяет некоторым студентам сконцентрироваться на правильном ответе, даже если они его знают.

Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на занятиях, и на это существует масса причин: отсутствие необходимых реактивов; чрезмерная опасность проведения некоторых опытов; большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д.
Поэтому на занятиях химии применяются цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты, и вставляю в отдельные слайды презентаций и затем использую их на занятиях. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.

Таким образом, использование современных информационно - коммуникационных технологий на занятиях и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая студентам и преподавателям более эффективно решать стоящие перед ними задачи.



1.4 ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИКТ.

Первым шагом в использовании ИКТ была систематизация накопленного материала.

Вторым - использование ресурсов ИНТЕРНЕТ в процессе подготовки занятий.

Третьим шагом - созданию презентаций, составленных в программе Power Point по отдельным темам: «Нефть. Продукты переработки нефти», «СМС. Экологические проблемы» и др.

Четвёртым шагом была совместная работа со студентами, разработка тем по химии и оформление их в виде проектов и презентаций. Например, «Д.И.Менделеев и Периодический закон», «Одноатомные спирты», «Биологические добавки» и др. Студенты самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту информационной культуры студента, самостоятельности, так и углублению знаний по предмету.

Заключение.

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на занятиях, преподаватель должен учитывать следующие позиции:

  1. сохранение психического и физического здоровья студентов;

  2. формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

  3. помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению химии.

Перечисленные задачи полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение студентов у компьютера. Использую разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это и интересные устные и письменные задания и т.д. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.

Раздел 2. МАТЕРИАЛЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.



На своих уроках (занятиях) я использую ИКТ в учебный процесс уже в течение нескольких лет. Я считаю, что именно на занятиях под руководством преподавателя студенты могут научиться использовать информационные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни.

Информационно-коммуникативную технологию  применяю при работе над проектами. Метод проектов позволяет вовлечь каждого студента в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве, работая парами или группами. Применение ИКТ при этом методе оказывается намного эффективнее, чем объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Студенты, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все студенты оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления.

Обучающиеся самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств. Очень интересными  по форме и содержанию оказались проекты «Химия и пища», «Химия и повседневная жизнь человека», «Витамины», «Пищевые добавки», «Кислотные дожди и их влияния на окружающую среду».

В работе мною используются различные интерактивные формы организации учебных занятий: игровые уроки, уроки-соревнования, уроки - деловая игра. В  ходе таких занятий студенты учатся культуре общения, умению работать в коллективе, адаптироваться в новых ситуациях. Например, при изучении темы «Химия и экология» использую деловую игру с использованием видеофильма о проблемах окружающей среды, студенты работают группами. Каждой группе даётся определённое задание.

Задание 1 группе. Используя диаграммы, проанализируйте содержание углекислого газа в атмосфере северного полушария. Что значит парниковый эффект? Последствия его. Источники углекислого газа. Пути снижения воздействия парникового эффекта на экосистемы.

http://www.priroda.su/item/389

http://www.2077.ru/wp-content/uploads/2009/10/75775.jpg

Задание 2 группе. Источники и последствия кислотных дождей.

http://lorg.ru/article_23.html

http://www.greeninfo.ru/img/article/acid_rain_sh.jpg

Или, например: час общения «Формула здоровья»

Предлагается работа в группах:

1группа. Рациональное питание.

2 группа. Правильное дыхание.

3группа. Двигательная активность.

(Студенты заранее находят материал в Интернете)

Рациональное питание. Читают совет, если кто-то не согласен, высказывает свои возражения.

Правильное дыхание. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.



В своей работе  я  использую элементы кейс-метода, который позволяет установить оптимальное сочетание теоретического обучения и практических навыков. Кейс-метод способствует активному усвоению знаний, учит правильно собирать и анализировать информацию. Особенно удается кейс-методика при обсуждении экологических проблем (кислотные дожди),  пищевых добавок, вопросов вторичного использования сырья, генетической связи между основными классами соединений (при изучении тем «Классы неорганических соединений», «Углеводороды», «Кислородсодержащие органические соединения»). 

Для   повышения  познавательной активности  к предмету  использую  работу с электронными кроссвордами – пятиминутками. В результате работы с таким пособием, обучающиеся  закрепляют ранее полученные знания, развивают память, мышление, внимание, настойчивость в достижении цели. Студенты учатся сами составлять такие кроссворды в качестве домашнего задания.   

Достаточно эффективным методом обучения, реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является дидактическая игра. Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у студентов навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с разным уровнем знаний.

Через игру студент познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала.

Урок-игра “Брейн-ринг”

Место урока в учебном плане. Эту игру провожу на заключительном уроке по теме “Спирты”, когда студентами усвоены основные понятия данной темы.
Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения темы; повысить интерес студентов к курсу химии.

Урок-викторина “Счастливый случай”

Место урока в учебном плане. Урок-викторину провожу на заключительном уроке по разделу «Углеводороды».

Цель урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование: лото с бочонками, плакат “Счастливый случай”
Подготовительный этап.
Группа делится на две команды (например, команда юношей и команда девушек). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде – противника.
Викторина проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой.

Несколько иная ситуация складывается при использовании в учебном процессе контролирующих программ. Здесь выделяю три группы студентов. В первую, наиболее многочисленную, группу входят студенты, относящиеся к компьютерному контролю знаний так же, как и к любому другому. Вторую группу составляют студенты, положительно относящиеся к такой проверке знаний. Они, как правило, не любят настойчиво и регулярно заниматься, но обладают хорошими способностями, умеют мыслить самостоятельно и находить оригинальные решения. Некоторые из них считают, что преподаватель часто занижает оценки, а компьютер всегда объективен. В этой группе встречаются студенты, которые по тем или иным причинам затрудняются при устных ответах. В третью группу входят студенты, предпочитающие работе с компьютером любой другой вид контроля знаний. Это чаще всего студенты, добросовестно прорабатывающие текст учебника дома, но не способные применять свои знания в других ситуациях. Некоторые из них психологически не готовы к работе с компьютером, они испытывают своеобразный страх и неуверенность при общении со сложной техникой. С такими студентами необходимо проводить специальную работу.

Подготовка занятий с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов лекций и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство преподавателя. А лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету, радостное ожидание ими каждого занятия, их успехи на олимпиадах, конкурсах.

Цели использования информационных технологий:

  • Сделать занятие современным (с точки зрения использования технических средств).

  • Приблизить занятие к мировосприятию современного студента, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств.

  • Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и студентом.

  • Помочь преподавателю в:

  1. проверке знаний, умений и навыков;

  2. организации закрепления полученных знаний;

  3. экономии времени;

  4. возможности эмоционально и образно подать материал;

  5. оформлении рефератов, научно-исследовательской работе и т.п.

  6. проведении интерактивного занятия.

Информационно – коммуникативные технологии способны:

  • повысить уровень наглядности;

  • стимулировать познавательный интерес;

  • придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;

  • индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность;

  • осуществлять обратную связь (ответная реакция аудитории);

  • формировать у обучающихся мнения и отношения;

  • формировать жизненные навыки;

  • преподавателю, применяющему ИКТ на занятиях легче установить контакт со студентами.

Не в этом ли заключается суть образования по стандартам нового поколения?

Сложившаяся в настоящее время социально-экономическая обстановка требует от будущих специалистов наличия не просто знаний в будущей профессиональной деятельности, а сформированности наиболее необходимых умений и профессиональных качеств личности.

Приоритетом среднего профессионального образования провозглашаются

развитие общего интеллектуального потенциала и универсальных умений

будущих специалистов.

Как показывает международный опыт, такие качества, как самостоятельность, мобильность, личностная и профессиональная самореализация, способность к самостоятельной постановке задачи и творческому решению проблем - наиболее активно проявляются и развиваются в контексте внедрения ФГОС.

Так что же представляет из себя современное занятие, соответствующее требованиям ФГОС нового поколения?

Современное занятие – это:

  • занятие с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • занятие, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому студенту;

  • занятие, содержащее разные виды деятельности;

  • занятие, на котором студенту должно быть комфортно;

  • занятие, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента;

  • современное занятие развивает креативное мышление;

  • современное занятие воспитывает думающего студента-интеллектуала;

  • предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Занятие – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. С.П. Авдеева , А.Ю.Уварова , Российская школа на пути к информационному обществу //Вопросы образования.- 2005.-№3

  2. Н. В. Лебедкова Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ [Текст] / Н. В. Лебедкова, А. Н. Шушакова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 425-427

  3. И. В. Суровцева. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30–32.

  4. А.Н. Семин. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества//Химия в школе - 2006. -  № 8.

  5. А. В. Хуторской, Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал.– 2012.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Леонова Галина Гаяновна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 228011


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства