kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брейн ринг по химии "Самый умный химик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей, создавать условия для развития любознательности, содействовать формированию  потребностей  заниматься предметом за рамками школьной программы.

Задачи: развивать интерес не только к фактам, но и к закономерностям;

создавать условия для формирования умений видеть сущность проблемы и возможные пути её решения;

развивать критическое отношение к знанию и жизненному опыту;

формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

содействовать освоению национального и общемирового научного наследия;

 воспитывать уважение к труду и личностям учёных.

Рекомендации по практическому использованию: разработка может быть использована для проведения общешкольного внеклассного мероприятия для старшеклассников в рамках естественнонаучной предметной недели, а также для проведения занятия секции естественных наук научного общества учащихся. Возраст детей: 8 – 11 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Брейн ринг по химии "Самый умный химик" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Березина Речка Саратовского района Саратовской области»















Брейн ринг по химии

«Самый умный химик»












Составила учитель высшей

квалификационной категории

Пономарева Татьяна Юрьевна








2014 г

Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей, создавать условия для развития любознательности, содействовать формированию потребностей заниматься предметом за рамками школьной программы.

Задачи: развивать интерес не только к фактам, но и к закономерностям;

создавать условия для формирования умений видеть сущность проблемы и возможные пути её решения;

развивать критическое отношение к знанию и жизненному опыту;

формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

содействовать освоению национального и общемирового научного наследия;

воспитывать уважение к труду и личностям учёных.

Рекомендации по практическому использованию: разработка может быть использована для проведения общешкольного внеклассного мероприятия для старшеклассников в рамках естественнонаучной предметной недели, а также для проведения занятия секции естественных наук научного общества учащихся. Возраст детей: 8 – 11 класс.

Организация игры. Для игры нужно создать 2 команды по 6 человек (8 – 11 классы). Если игра проводится как общешкольная, то за 2 недели до игры команды узнают тематику вопросов. За день до игры команды нужно собрать, чтобы выбрать капитанов, придумать название командам, обсудить размещение игроков. Если игра проводится на занятии секции естественных наук, то членам секции на предшествующем занятии можно сообщить вопросы, не предлагая версии ответов. Накануне игры нужно сделать плакат «Счёт игры». Для этого на листе ватмана прикрепляются 2 файла двусторонним скотчем. Над файлами пишут названия команд. В файлы будут закладываться листы с цифрами, показывающими счёт игры на данном этапе. С этой целью нужно приготовить 2 набора чисел от 0 до 48.в качестве памятного подарка участники игры получают буклеты с адресами сайтов ИНТЕРНЕТА, где можно расширить знания по химии.


Игра состоит из четырех раундов:

1.Учёные – химики: открытия и судьбы

2.Важнейшие химические элементы

3.Вещества, их названия и применения.

4.Практический «Угадай вещества»



1 Раунд: Учёные – химики: открытия и судьбы

  1. Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, сталеваром? (Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - первый русский академик - оказал громадное влияние на развитие науки и культуры. России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом. )


  1. Этот русский химик изобрёл противогаз и безвозмездно предложил своё изобретение военному ведомству в годы первой мировой войны.

(Первый в мире фильтрующий угольный противогаз был изобретен

в России русским ученым Николаем Дмитриевичем Зелинским в 1915 г. Был принят на вооружение армий Антанты в 1916 г. Основным сорбирующим материалом в нём был активированный уголь.)


  1. Этот выдающийся русский химик отличался большой физической силой. В 1868 году он путешествовал в Алжир. Судно попало в шторм. Учёному пришлось работать матросом. Спасая людей, он едва не погиб сам. Назовите учёного. (А. М. Бутлеров)


  1. Этот русский химик говорил о себе так: «Когда я болею настолько, что сижу дома, ничего дельного делать не могу…то я сочиняю музыку». Кому принадлежит высказывание? (Александр Порфирьевич Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и к музыке – владели Бородиным с детских лет. Он сочинял романсы, песни, эпические поэмы, симфонии. Но наиболее значительным произведением по праву считается опера «Князь Игорь»)




  1. Американский химик Чарльз Гудьир в 1841 году изучал свойства каучука. Однажды он уронил каучук, обработанный серой на нагретую печь. На другой день учёный обнаружил, что каучук превратился в… (Чарьлз Гудьир обнаружил, что, если каучук нагреть с порошком серы, получается новое вещество, которое позднее назвали резиной. Так как превращение каучука в резину шло при нагревании, Гудьир назвал этот процесс вулканизацией, по имени Вулкана - бога огня у римлян.)


  1. Английский химик Бойль однажды вылил кислоту в сосуд, где до этого хранил настой лишайника. С удивлением учёный обнаружил, что кислота стала красной. Что случайно открыл Бойль? (Бойль налил в склянку кислоту и с удивлением обнаружил, что жидкость стала красной. Тогда он добавил несколько капель настоя к водному раствору гидроксида натрия и увидел, что раствор стал синим. Так в 1663 г. был открыт первый кислотно-основный индикатор, названный лакмусом.)




  1. Бертольд Шварц в поисках философского камня смешал в ступке селитру, серу и уголь. В сумерках , чтобы зажечь свечу он высек искру из огнива. Случайно попавшая в ступку искра вызвала сильную вспышку с выделением густого белого дыма. Что получил Шварц? (Действительно, занимаясь алхимией, Бертольд Шварц в 1320 году обнаружил взрывную силу селитроугольного пороха или бездымного пороха)

  2. Шотландский ученый Александр Флеминг в 1928 заметил, как сине-зеленая плесень, размножавшаяся в одной из чашек Петри, убила всех находящихся там стафилококков. Что было открыто? (В 1928 г Александр Флеминг обнаружил, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик)


  1. Какой русский химик был энтомологом и занимался пчеловодством? (А. М.Бутлеров написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны» и занимался пчеловодством в своем поместье Бутлеровка Казанской губернии и написал труд «Пчела, её жизнь и правила толкового пчеловодства»)




  1. Нильс Бор за создание своей теории строения атома в 1922 году был награжден Нобелевской золотой медалью. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Данию, он её уничтожил, чтобы она не досталась врагу. Каким радикальным химическим способом он это сделал? (Нильс Бор растворил свою медаль в «царской водке». Это смесь концентрированных азотной HNO3 (65-68 % масс.) и соляной HCl (32-35 % масс.) кислот, взятых в соотношении 1:3)


  1. Знаменитый русский ученый, которому принадлежат слова: «Посев научный взойдет для жатвы народной» (Д.И.Менделеев)



  1. Раунд: Важнейшие химические элементы


Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.


  1. О каком химическом элементе загадка: атмосферой овладел, а сам остался не у дел? (Азот почти 80% воздуха, которым мы дышим, состоит из этого элемента. Основная часть атмосферного азота находится в свободной форме при которой два атома азота соединены вместе, образуя молекулу азота — N2. Из-за того, что связи между двумя атомами очень прочные, живые организмы не способны напрямую использовать молекулярный азот за что его и назвали «безжизненным»)


  1. Это один из главных металлов электротехники. Из сплава на основе этого металла, с древних времен изготавливали статуи и колокола. Большие залежи руд этого металла находятся на Урале и Алтае. Как называется металл? (медь)




  1. Какие два элемента составляют 3/4земной коры? (Два элемента, кислород и кремний, составляют 74 % массы земной коры.)


  1. Он тверд, тяжел и тугоплавок

И сталь прекрасную дает,

От небольших его добавок,

Ржаветь она перестает

Его валентность, нет сомненья,

Бывает шесть лишь иногда

А у его соединений окраска разная всегда (хром)


  1. Ослепительным пламенем ярким

Как звездочка, чудо горит,

Металл тот и белый и легкий

В двенадцатой клетке стоит

Он в сплавах легчайших, нашел примененье

Как стойкий и легкий металл,

И в деле самолетостроения

Он видное место занял. (Магний)


  1. Название какого элемента в переводе означает «зловонный»? (бром назван от греч. bromos - зловоние. Это бурая жидкость с резким неприятным запахом, очень ядовита.)


  1. Какой химический элемент пахнет чесноком?( Белый фосфор в присутствии влажного воздуха издает чесночный запах.)



  1. Этот металл - один из семи металлов древности, которые сопоставляли с семью планетами. Этот металл сопоставляется с Марсом. С древнейших времен его получали из руд. Наиболее распространенные руды - гематит, магнетит и другие. Древние народы впервые познакомились с ним, как с металлом, упавшим с неба, т. е. как с метеоритным. Что это за металл? (Это железо. По распространенности в природе этот металл занимает второе место, проигрывая лишь алюминию. Железо сопоставляют с Марсом за внешнее сходство красноватой окраски Марса с красными железными рудами. В составе метеоритов найдены соединения железа, поэтому его часто называют пришельцем из космоса)

  2. У французского химика Бернарда Куртуа был любимый кот. Однажды кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Какой элемент был открыт? (Французский химик Бернард Куртуа в 1811 году открыл химический элемент йод (iodes-фиолетовый).


  1. Название этого элемента-металла можно перевести как «волчья пена», Еще в давние времена металлурги не раз сталкивались со странным явлением: время от времени по совершенно непонятным причинам выплавка олова из руды резко падала. Неприятности возникали , когда в руде встречались «тяжелые камни» бурого или желтовато-серого цвета. При этом камень «пожирает олово, как волк овцу». Чтобы расплавить «тяжелые камни», их нужно нагреть до такой температуры, при которой большинство металлов уже испаряются — почти до 3400°С. Какой элемент образует эти камни? (Вольфрам Тугоплавкость этого элемента и обеспечила ему применение в одной из важнейших отраслей промышленности — электротехнике.)




  1. Раунд: Вещества, их названия и применения.


  1. Что получится если смешать 2 л водорода с1 л кислорода? (ГРЕМУЧИЙ ГАЗ, смесь водорода и кислорода, обычно в соотношении 2:1 по объему. Взрывается при контакте с огнем или электрической искрой.)


  1. Какая кислота называется «маслом» ? ( серная кислота раньше называлась «купоросное масло»)


3. От раствора какой бесцветной соли кожа чернеет? (Нитрат серебра широко используется в медицине. Он нашёл своё применение в стоматологии. Прижигание ран и порезов при помощи этого вещества способствует восстановлению поражённого участка гораздо быстрее)

4. В детстве мы читали о нем в известной сказкеГ.Х.Андерсена, его звон слышали заблудившиеся путники и находили дорогу, иногда оно поглядывает на нас из консервной банки. Что это за вещество? (олово)


5. Как известно из исторических источников, Григория Распутина пытались отравить одним смертельно опасным ядом. Отравители положили яд в сладкие пирожные и сладкую мадеру (вино), чем допустили большую оплошность. Какой это яд? И в чем заключалась ошибка отравителей?

( Яд- цианид калия. В пирожных и сладких напитках содержится глюкоза, которая, соединяясь с цианидом инактивирует его. Далее происходит гидролиз этого соединения с получением безвредной глюкогептеновой кислот)


6. Путешественники описали один случай , когда они застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды , которую везли на продажу. Что же они обнаружили на кострище утром, какое новое вещество? (стекло)


7. В одной из старинных рукописей есть упоминание о том, как арабский алхимик, попробовав на вкус бесцветную жидкость, полученную при нагревании сухой древесины в реторте, мгновенно ослеп. В России эту жидкость получили в 16 веке под названием «мефиль» и использовали для освещения домов. (метанол)


8. Что готовили в Древнем Египте из этих компонентов: парфюмерное масло, воск, парафин, красители, слюда.(губная помада)


9. В эпоху Средневековья этот «эликсир» продавали в аптеках, он восстанавливал силы, снимал боль… Его называли «индийской солью» или «мед, приготовленный без участия пчел» (сахар)


10. В маленьком номере, отведенном дирижеру симфонического оркестра, спал Остап Бендер. За ночь великий комбинатор вдохнул в себя кислород, содержащийся в комнате, и оставшиеся в ней химические элементы можно было назвать азотом только из вежливости.

«Золотой теленок», И. Ильф и Е. Петров

Найдите, где с химической точки зрения авторы не правы. (не мог вдохнуть весь кислород, кроме азота есть углекислый газ и инертные газы)


  1. Раунд: Практический «Угадай вещества»


В шесть пронумерованных стаканов по очереди наливают бесцветную прозрачную жидкость и по признакам химических реакций необходимо определить вещества и составить возможные уравнения химических реакций


Основной реагент: серная кислота

  1. Щелочь с фенолфталеином

  2. Карбонат меди (II)

  3. Хлорид бария

  4. Лакмус

  5. Карбонат натрия

  6. Метиловый оранжевый







Таблица, для заполнения участниками:



Название вещества

Уравнение химической реакции

1




2




3




4



///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

5




6


///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Брейн ринг по химии "Самый умный химик"

Автор: Пономарева Татьяна Юрьевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства