kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок геометрии по теме "Графическое сложение и вычитание векторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа является разработкой урока по геометрии для 9 класса по теме "Графическое сложение и вычитание векторов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии по теме "Графическое сложение и вычитание векторов"»

Урок в 9 классе по геометрии


Тема урока. Графическое сложение и вычитание векторов



Цели урока:

  • Способствовать усвоению учащимися правил треугольника, параллелограмма, сложения векторов, правила вычитания векторов, умения графически складывать и вычитать вектора;

  • Развивать умение решать задачи, опираясь на знания законов физики, применять знания в новой ситуации;

  • Развивать устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, переносить знания и умения в нестандартную ситуацию;

  • Развивать умение оценивать свою работу;

  • Воспитывать стремление к получению новых знаний, критичность, толерантность, коммуникативные навыки.


Ход урока


І. Оргмомент. Математическая разминка.

Устная фронтальная работа с последующей самопроверкой.


1. Найди ошибку (интуиция, способность нестандартно мыслить)

Дан треугольник, длины сторон которого равны 2 см, 4 см и 10 см. Найти его площадь.


Решение



Ответ: треугольника со сторонами 2 см, 4 см, 10 см не существует.


2. Найди ошибку (логика), исправь ее.

Квадрат – это ромб, стороны которого равны.


Варианты исправлений:

1. Квадрат – это ромб, углы которого прямые.

2. Квадрат – это прямоугольник, стороны которого равны.


Дополнительное задание на дом. Дать еще вариант определения квадрата через ромб и прямоугольник.

ІІ. Актуализация знаний


  1. Вспоминаем понятия по теме «Векторы». Упражнение «Ассоциации.

Самостоятельно с последующей самопроверкой.


Начинается урок физкультуры. Учитель даёт команду: «В одну шеренгу стройся!». И смотрит на строй: вы стоите, прижав ступни к полу (начало вектора), выровняв спину, подняв голову (конец вектора), подавшись вверх. Вы стоите параллельно друг другу (коллинеарность векторов), в порядке соответствующему вашему росту: кто-то выше, кто-то ниже (длина вектора), а есть среди вас и те, кто имеет одинаковый рост (равные векторы). Ваши головы подняты вверх, взгляд направлен на учителя (сонаправленнность векторов). Но вот незадача: У Даши развязан шнурок. Даша склонилась головой вниз (противоположно направленные векторы) и исправила оплошность, поднялась. Урок начинается.


2. Упражнение на установление соответствия.

Самостоятельно с последующей самопроверкой.


Дано: A( , B( , , , k – число.


Правило Формула

А. = - = -

Б. ( - , - )

В. (k , k )

Г.

Д. ( + , + )

Е.

Ж. (

З.


1. Координаты вектора

2. Длина вектора

3. Сложение векторов

4. Вычитание векторов

5. Умножение вектора на число

6.Равные векторы

7. Противоположные вектора

8. Коллинеарные векторы




Ответ: 1. Ж; 2. Е; 3. Д; 4. Б; 5. В; 6. Г; 7. А; 8. З

ІІІ. Изучение нового материала.

Беседа с элементами эвристики, решением проблемных ситуаций и поэтапным закреплением.


  1. Оглашение темы и целей урока.

Учащиеся формулируют сами.


Логически следует из темы предыдущего урока: графический способ сложения и вычитания векторов.


2. Вернемся на урок физкультуры: баскетбол.


Перемещение защитника:

+

! Ошибочная тактика, т.к. не догнал нападающего.

? Как надо было действовать – перемещение


Математический вывод

+ = - правило треугольника



Схема










3. Постановка проблемы.


Сложить векторы и , у которых конец одного не совпадает с началом другого.

Выдвижение гипотезы: использовать равные векторы.



1) отложить от точки О вектор

2) достроить параллелограмм, тогда

+ - диагональ параллелограмма – правило параллелограмма

4. Практическое задание на вывод правила параллелограмма.







5. Вычитание векторов.

Постановка проблемы.

Используя правило параллелограмма, вывести правило вычитания векторов, как нахождение неизвестного слагаемого.


+ =


Замечание. В параллелограмме, достроенном на векторах, имеющих общее начало, одна диагональ – суммарный вектор, другая – разностный вектор


- =







IV. Решение задач.


Даны векторы и . Построить векторы + - , + . Рассмотреть разные случаи расположения векторов:


1 случай = 2 случай = - 3 случай


V. Защита краткосрочного проекта

Крылов И.А «Лебедь, рак и щука».


VІ. Подведение итогов

1. - Какие правила сложения векторов рассмотрели?

- Что еще узнали на уроке?


2. Оценивание.

1) Взаимооценивание - защитникам проекта.

2) Самооценивание - всем за работу на уроке по схеме:

Математическая разминка – 3 балла, ассоциации – 8 баллов, формулы – 8 баллов, новый материал – 5 баллов.

Шкала перевода:

14 – 17 б. – «3»

18 – 21 б. – «4»

22 – 24 б. – «5»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Геометрия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок геометрии по теме "Графическое сложение и вычитание векторов"

Автор: Михайлова Светлана Александровна

Дата: 11.12.2025

Номер свидетельства: 678788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства