Тема урока | Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач. |
Тип урока | урок по систематизации и обобщению изученного материала |
Цели урока | Образовательная: сформировать навык решения задач по изученной теме. Развивающая: развитие пространственного воображения, активация мыслительной деятельности, отработка навыков построения пространственного чертежа к задачам формирование умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; умения строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации; Воспитательная: Обеспечить развитие мотивации на умение правильно достигать поставленной цели - совпадение ожидания и результата, воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, активности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды, умения оценивать свои достижения. |
Задачи | изучить теоретический материал по теме, закрепить умение их применять; совершенствовать навыки работы учащихся с формулами; вовлечь учащихся в конструктивную учебную деятельность; развить навыки продуктивного общения со сверстниками. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Знать теорему о трех перпендикулярах и теорему, обратную теореме о трех перпендикулярах Уметь применять теоретические знания для решения основных типов задач по теме. Личностные: стремление к саморазвитию, формирование самооценки Метапредметные: освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками. |
УУД | Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, оценка и самооценка; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка . Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Основные понятия | Перпендикулярность прямых и плоскостей, параллельность прямых и плоскостей, расстояние между точкой и прямой, наклонная, проекция наклонной на плоскость. |
Ресурсы | Учебник «Геометрия, 10–11»: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014. Компьютер, проектор, интерактивная доска. Презентация к уроку «Теорема о трех перпендикулярах». Карточки для групповой работы. |
Этапы урока | Дидактические задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный | – создать положительную мотивацию к изучению материала | Учитель приветствует и проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя стоя. Настраиваются на работу, проверяют, все ли приготовили, садятся. | Регулятивные: целеполагание Познавательные: формулирование познавательной цели. |
2. Актуализация знаний и умений(«ориентирование») | – повторить необходимые теоретические сведения; | 1) Задает вопросы: а) Сформулировать ТТТ, теорему обратную ТТП. б) Сформулировать свойство точки равноуда-ленной от сторон много-угольника. в) Сформулировать свойст-во точки, равноудаленной от вершин многоугольни-ка. г) Верны ли обратные утверждения? Сформули-ровать их. 2) Предлагает уч-мся на готовых чертежах (на доске или на слайде) провести через заданную точку М перпендикуляр к данной прямой. На каждом чертеже выделить три перпендикуляра (задачи №1-№3) 3) Предлагает сформулиро-вать задачу по готовому чертежу (№4) 4) Предлагает построить чертеж к данной задаче (№5) | Отвечают на вопросы, контролируют правильность ответов отмечают то, что недостаточно усвоено, что необходимо еще повторить. Выходят к доске и выполняют задания, обосновывая выполняемые действия. Один из учеников у доски формулирует и записывает краткое условие задачи. Следующий ученик на слайде строит чертеж к задаче. | Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания , выбор действия. Коммуникативные: аргументирование своего мнения, умение корректно поправлять товарища, умение слушать и вступать в диалог. |
3. Этап решения задач на применение теоремы о трех перпендикулярах | Организовать поиск решения задачи | 1) Предлагает устно решить задачу №6 на готовом чертеже. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. 2)Предлагает решить у доски и в тетрадях задачу №157 учебника геометрии (стр.46) | Ученик у доски кратко записывает отдельные действия. | Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция. Познавательные: поиск и чтение необходимой информации с чертежа, структурирование знания, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4. Решение задачи повышенной сложности. | Формирование положительной мотивации к изучению материала Организация поиска решения задачи Составление плана решения задачи | Предлагает решить у доски и в тетрадях задачу из сборника КИМ ЕГЭ 2019 по математике, при решении которой применяется теорема о трех перпендикулярах Организует обсуждение способов решения задачи, контролирует и корректирует последовательность действий учащихся | Выполняют чертеж к задаче. Составляют в ходе обсуждения план решения задачи, выполняют решение задачи, обосновывая выполняемые действия | Личностные УУД: , оценка и самооценка Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, волевая саморегуляция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, Знаково – символические, структурирование знания, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
5. Итог урока | Подведение итогов урока. Самооценка в соответствии с целями урока. | Задаёт вопросы, позволяющие подвести итог урока. Домашнее задание: №160, №158 | Делают выводы относительно проблемы, поставленной в начале урока Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, проводят самооценку собственной деятельности. | Личностные: какой смысл имеет полученное знание Регулятивные: контроль, коррекция Коммуникативные: умение выражать свои мысли |