Актуализация знаний Постановка темы, цели и задач урока. | Организация устной фронтальной работы. Мотивирует обучающихся, помогает определить цель урока. | На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению темы «Построение треугольника по трем элементам». • Давайте вспомним, какая геометрическая фигура называется треугольником? • Из каких элементов состоит треугольник? • Какие виды треугольников вам известны? • Дайте определение каждого вида треугольников? • Какие треугольники называются равными? • Сформулируйте признаки равенства треугольников Мы научились строить треугольник по двум сторонам и углу между ними и по стороне и двум прилежащим к ней углам. Сегодня нам предстоит научиться строить треугольник по трем известным сторонам. | Развивают навык грамотной математической речи, отвечают на поставленные вопросы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: повторение и структурирование собственных знаний и умений Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: оценивание усваиваемого материала |
Изучение нового материала | Организация письменной фронтальной работы. | Построить треугольник с данными сторонами a=7см, b=6,5см, c=5см Построение Шаг 1 С помощью линейки проводим произвольную прямую и отмечаем на ней точку B. Шаг 2 Раствором циркуля, равным a, описываем окружность с центром B и радиусом a. Пусть С точка пересечения окружности с прямой Шаг 3 Теперь раствором циркуля, равным с, описываем окружность из центра B Шаг 4 Теперь раствором циркуля, равным b, описываем окружность из центра С. Пусть A – точка пресечения этих окружностей. Шаг 5 Проведем отрезки CA и BA. Полученный Δ ABC имеет стороны, равные a, b и с. Уверены ли вы, ребята, что это именно тот треугольник, который мы планировали построить, с заданными нами сторонами (обучающиеся) Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу в малых группах (ребята объединяются в группы по 3-4 человека сидящие за двумя соседними партами). Вам необходимо построить три треугольника с заданными сторонами 1 треугольник АВ=3см, ВС= 4см, АС=5см 2 треугольник АВ=8,3см, ВС=3.1см,АС=7,2см 3 треугольник АВ=2,2см, ВС=5.4см,АС=9,7см В течение 10 минут обучающиеся выполняют построение на листах формата А-3, затем несколько человек прикрепляют чертежи на доску магнитиками. Ребята, что вы можете сказать о треугольниках, которые у вас получились? В первом случае это прямоугольный треугольник, во втором тупоугольный. А вот в третьем случае треугольник построить не удалось. Почему? Случайно ли это? Весь класс не смог построить треугольник? (Дети выдвигают предположение, что это не случайно и все дело в числах, которые обозначают длины сторон треугольника) Какими должны быть на ваш взгляд длины сторон треугольника, чтобы его можно было построить? Как, не выполняя построения, заранее предсказать, сможем ли мы построить треугольник с заданными сторонами или нет? (Дети выдвигают различные гипотезы, среди которых есть и предложение, что «Каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон»). Давайте попробуем записать это предположение для АBC символьной записью и проверить для выше рассмотренных случаев. АВ˂ АС+ВС ВС˂ АС+АВ АС˂ АВ +ВС 1 случай АВ=3см, ВС= 4см, АС=5см АВ˂ АС+ВС | ВС˂ АС+АВ | АС˂ АВ +ВС | 3 ˂4+5 | 4˂3+5 | 5˂3+4 | 3˂9 | 4˂8 | 5˂7 | верно | верно | верно | Вывод: данный треугольник существует 2случай АВ=8,3см, ВС=3.1см,АС=7,2см АВ˂ АС+ВС | ВС˂ АС+АВ | АС˂ АВ +ВС | 8,3 ˂3,1+7,2 | 3,1˂8,3+7,2 | 7,2˂8,3+3,1 | 8,3˂10,3 | 3,1˂15,5 | 7,2˂11,4 | верно | верно | верно | Вывод: данный треугольник существует 3случай АВ=2,2см, ВС=5.4см,АС=9,7см АВ˂ АС+ВС | ВС˂ АС+АВ | АС˂ АВ +ВС | 2,2 ˂5,4+9,7 | 5,4˂9,7+2,2 | 9,7˂5,4+2,2 | 2,2˂15,1 | 5,4˂11,9 | 9,7˂7,6 | верно | верно | Не верно | Вывод: данный треугольник не существует Рассмотрим доказательство теоремы: Теорема. Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон. Д ано: Δ АВС. Доказать: АВ Доказательство: Строим отрезок СМ равный отрезку СВ на продолжении стороны АС. В равнобедренном Δ ВСМ ∟1 =∟2 (по свойству углов в равнобедренном треугольнике). ∟1 Рассмотрим треугольник АВМ. – Каким соотношением в треугольнике связаны стороны и углы? – Какая сторона лежит против угла АВМ? – Какая сторона лежит против угла 2? (Сторона АВ.) – Сравните стороны АВ и АМ? (АВ АВ АВ АВ Аналогично доказывается, что ВС Целесообразно сначала провести доказательство теоремы устно, а потом записать доказательство на доске и в рабочих тетрадях. | Выполняют построение в тетради, работают с места дают ответ на основе признаков равенства треугольников. Выполняют построение на листах формата А-3, выдвигают предположения. | Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: умение вычленять главное |
Первичное усвоение новых знаний | Организация письменной самостоятельной работы. Индивидуальная работа у доски со слабыми учениками. | Задача №1 Выясните, какие треугольники, представленные на чертеже, не существуют. Объясните свой выбор. Задание №2 Найдите все треугольники, длины сторон которых выражены натуральными числами и а) не превосходят 2; б) периметр треугольника равен 5. | Работают в тетрадях самостоятельно. Выполняют проверку и обсуждают полученный результат, делают выводы. | Личностные: формирование готовности к самообразованию, самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: формирование умения строить математические модели, структурирование собственных знаний |