1.Совместное решение задачи у доски с обсуждением.Ф/И) № 315. Построить при помощи циркуля и линейки угол, равный: а) 30°; б) 60°; в) 15°; г) 120°; д) 150°; е) 135°; ж) 75°; и) 105. а) Ход построения: 1) Возьмем произвольную прямую а и произвольную точку А а; 2) строим прямую b так, чтобы А b и а b (по задаче о построении перпендикулярных прямых); 3) находим точку В, чтобы В b и АВ – произвольной длины; 4) строим окружность w с центром в точке В и радиусом, равным 2АВ; 5) окружность w пересекает прямую а в точке О; 6) АВС – искомый. Доказательство:АОВ – прямоугольный (по построению) и АВ = ОВ (по построению), следовательно, по свойству, АОВ = 30°. б) Угол в 60° построен в п. а) одновременно с углом в 30° (это ОВА). в) Построенный в п. а) угол в 30° следует разделить пополам (по задаче о построении биссектрисы угла). г) Поскольку 120° = 180° – 60°, этот угол построен в п. а) – это угол, смежный АВО. д) Поскольку 150° = 180° – 30°, этот угол построен в п. а) – это угол, смежный АОВ. е) Поскольку 135° = 90° + 45°, следует построить две перпендикулярных прямых и один из полученных прямых углов разделить пополам (по задаче о построении биссектрисы угла). ж) Поскольку 165° = 180° – 15°, это угол, смежный построенному в п. в). Необходимо построить перпендикуляр к одной из сторон построенного угла, проходящий через его вершину. Один из полученных углов составит 75°. и) Поскольку 105° = 90° + 15°, это другой из углов, полученных в п. ж). 2.Работа в парах. Решение задач на готовых чертежах. (самостоятельно с последующей проверкой; в тетрадях записать только ответы; рисунки к задачам и их условия подготовить заранее, раздать на каждую парту). 1) Найти: ВЕА, СЕ, АС. 2) Найти: AD, AB. 3) Найти: АВ, BCM, AMC. Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 4) Найти: A, AB. 5) Найти: АС. 6) Найти: DC, AC. Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 7) Дано: а || b. Найти: расстояние между прямыми а и b. Рис. 8 8) Найти: расстояние от точки А до прямой а. 9) Найти: расстояние от точки K до прямой а. Рис. 9 Рис. 10 10) Укажите равные треугольники. 11) Укажите равные треугольники. Найти: BCD. Найти: EAD, AED. Рис. 11 Рис. 12 12) Укажите равные треугольники. 13) Дано: CL – биссектриса. Найти: АВ. Найти: A, В. Рис. 13 Рис. 14 14) Дано: СМ – медиана. 15) Дано: 1 : 2 = 2 : 3. Найти: A, B. Найти: A, C. Рис. 15 Рис. 16 Ответы: 1) ВЕА = 120°, СЕ = 3 см, АС = 9 см; 2) AD = 4 см, AB = 8 см; 3) АВ = 12 см, ВСМ = 40°, AMC = 80°; 4) A = 60°, АВ = 6 см; 5) АС = 8,5 см; 6) DC = 4 см, АС = 12 см; 7) 10 см; 8) 9 см; 9) 2 см; 10) ∆АВС = ∆ADC, BCD = 130°; 11) ∆ABD = ∆DCA, AED = 110°, EAD = 35°; 12) ∆АВМ = ∆СВМ, АВ = 6 см; 13) A = 25°, B = 65°; 14) A = 35°, B = 55°; 15) A = 72°, B = 18° 3.Дифференцированная работа в группах. Группа 1. Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе и внешнему углу при вершине острого угла. Решение: Начертим данные отрезок PQ и угол hk. Рис. 1 Построение: 1) Проведем прямую, отметим на ней точку В и отложим отрезок ВС, равный PQ. 2) Отложим от луча ВD, являющегося продолжением луча ВС, угол DВМ, равный углу hk. 3) Построим прямую, проходящую через точку С и перпендикулярную к прямой ВМ, и обозначим буквой А точку пересечения этой прямой с лучом ВМ. Треугольник АВС – искомый. Рис. 2 Доказательство (устно): По построению треугольник АВС – прямоугольный, гипотенуза ВС равна данному отрезку РQ и внешний угол АВD треугольника равен данному углу hk. Таким образом, построенный треугольник АВС удовлетворяет всем условиям задачи. Указание: задача имеет решение только в том случае, когда данный угол hk тупой. Желательно, чтобы учащиеся сами обосновали справедливость этого утверждения. Группа 2. № 316. Дано: P1Q1 – сторона, P2Q2 – высота к P1Q1, P3Q3 – медиана. Построить: АВС (СН = P2Q2, АМ = P3Q3, АВ = P1Q1). Ход построения: Строим две параллельные прямые, расположенные друг от друга на расстоянии, равном данной высоте треугольника. На одной из прямых отмечаем точку А и откладываем отрезок АВ, равный данной стороне треугольника. Строим окружность с центром А и радиусом, вдвое большим данной медианы треугольника. Строим середину М отрезка AD, где D – точка пересечения окружности и второй прямой, и проводим прямую ВМ до пересечения со второй из параллельных прямых в точке С. АВС – искомый |