воспитательная - воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.
Методы и приемы:
По способу приобретенных знаний - словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности - проблемный, частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Деятельность учащихся должна организовываться таким образом, чтобы обеспечивать у обучаемых внутренние цели - мотивы; потребность в поиске - важнейшей задачи обучения и воспитания, необходимо создать ситуации успеха и поиска, вызывающие положительные эмоции.
Методы обучения на уроке:
математические методы - моделирование, использование математического языка;
методы психологии - развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогики - методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы - демонстрация презентаций Power Point и авторских слайдов к уроку.
1)предметные: учащиеся научатся доказывать свойства прямоугольных треугольников и применять их на практике в решении текстовых задач, решать задачи по готовым чертежам.
2)метапредметные:
-регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
-коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать свойства прямоугольных треугольников;
-познавательныеУУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, работать с информацией;
-личностные УУД: формирование мотивации.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Этап мотивации.
3.Этап целеполагания.
4. Этап познавательной деятельности.
5. Гимнастика для глаз.
6. Этап первичного закрепления.
7. Тестовая работа с самопроверкой по эталону.
8. Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности.
9. Дифференцированноедомашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня 15.04.22 . (отступ 4 клетки от последней записи)
Надеюсь у вас хорошее настроение, вы готовы к работе?
Тогда приступим.
Включение учащихся в учебную деятельность; определение содержательной рамки урока
2. Этап мотивации.
(на доске расположены различные виды треугольников (произвольный остроугольный, произвольный прямоугольный, произвольный тупоугольный, равнобедренный остроугольный, равнобедренный прямоугольный, равнобедренный тупоугольный, равносторонний,) в произвольном порядке на магнитах. При определении видов треугольников, учащимся необходимо разбить их на группы: остроугольные, тупоугольные и прямоугольные)
Фронтальная беседа.
Вопросы учащимся:
- какие виды треугольников вы знаете?
- какие треугольники называются равнобедренными?
- свойства равнобедренных треугольников?
- равносторонними, тупоугольными?
- можно ли построить тупоугольный равносторонний треугольник?
- чему равна сумма углов треугольника?
- какой треугольник называется прямоугольным?
- как называются стороны прямоугольного треугольника?
- какая сторона треугольника называется гипотенузой?
- какая сторона треугольника называется катетом?
-где используются прямоугольные треугольники в жизни?
3. Этап целеполагание
- свойства каких из перечисленных треугольников мы уже изучали? (остроугольных, равнобедренных, равносторонних).
- о свойствах каких треугольников мы знаем меньше всего? (прямоугольных)
-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(Свойства прямоугольных треугольников)(слайд 1)
- Какие перед нами стоят цели? (выявить свойства прямоугольных треугольников, научиться применять их на практике при решении задач).
4. Этап познавательной деятельности (объяснение нового материала)
Ребята мы с вами сегодня будем исследователями. У вас на столах для каждой группы есть задание. Вам нужно практическим путем определить взаимосвязь между сторонами и углами прямоугольного треугольника, сделать вывод о сумме острых углов с помощью линейки и транспортира. Вы работаете в группе, поэтому на выполнение задание вам дается 5 минут.
Учащиеся разделены на 3 группы. Им раздаются карточки с готовыми чертежами и соответствующими вопросами. (Приложение 1)
Вопрос№1: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике? (слайд 2)
Вопрос№2: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого один из острых углов равен 30 градусов? (слайд 3)
Вопрос№3: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов равен половине гипотенузы? (слайд 4)
После того, как учащиеся приходят к какому-то выводу, представитель каждой группы выдвигает свою гипотезу. Учащиеся рассматривают свойства в учебнике и записывают в тетради.
5. Гимнастика для глаз.
Цель этапа: предупредить физическое напряжение, усталость, утомление; способствовать усилению работоспособности в конце урока.
6. Этап первичного закрепления
Р
B
ешение задач на применение свойств прямоугольных треугольников: №254 из учебника.
З адача №254.
Д
ано: ΔАВС – прямоугольный, равнобедренный,
A
C
В= 90º
Найти: A, C
Решение: т.к. ΔАВС –равнобедренный,
то АВ=ВС, A =C
(по свойству равнобедренного треугольника)
A +C= 90º (по 1 свойству
прямоугольных треугольников)
Пусть A =C= х, тогда х+х=90
х=450
A =C=450
Ответ:450,450.
(Решение данной задачи проводит один учащийся у доски.)
- Ребята, а где в жизни вам встречались прямоугольные треугольники?
- Я вам подготовила несколько задач, в которых данные треугольники встречаются в нашей местность (крыша школы, Кировский мост, парус на яхте)
Практико-ориентированные задачи (слайд 6-8).
Учащиеся в группах рассуждают о решении данных задач.
7. Тестовая работа с самопроверкой по эталону.
Дан тест (2 варианта) учащихся должны вписать ответы по смыслу в предложение. Всего заданий: 12. Каждое правильное задание оценивается в 1 балл. (12 баллов). Время выполнения работы -10 минут.
Проверочный тест по геометрии в 7 классе по теме «Прямоугольные треугольники» (по Л.С.Атанасяну)
вариант.
1.В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна _____________________
2.В прямоугольном треугольнике если катет равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен_______________________________
3 .
Катет
Подпишите на чертеже названия сторон прямоугольного треугольника.
4.Один из острых углов прямоугольного треугольника в 2 раза больше другого. Найдите острые углы этого треугольника _____________________
5.Один из углов прямоугольного треугольника на 18○ больше другого. Найти величины всех углов треугольника _____________________
6.Существует ли треугольник с двумя прямыми углами?______________________
7.Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против большего угла____________________
8.Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетом другого,то ____________________
9.В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 30○,а противолежащий ему катет равен 6см.Чему равна гипотенуза________________
11.Втреугольнике АВС угол С равен 90○,угол В равен 60○,СВ =6 см.
Чему равна сторона АВ____________
12. В треугольнике АВС угол С равен 90○ , АВ= 15см ,СВ=7,5см .
Чему равен угол В_______________
Проверочный тест по геометрии в 7 классе по теме «Прямоугольные треугольники» (по Л.С.Атанасяну)
2 вариант
В прямоугольном треугольнике катет _____________ гипотенузы
В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30○ , равен ________ гипотенузы
Гипотенуза
Подпишите на чертеже названия сторон прямоугольного треугольника.
4.Один из острых углов прямоугольного треугольника в 5 раз меньше другого. Найдите острые углы этого треугольника _____________________
5.Один из углов прямоугольного треугольника на 36○ больше другого. Найти величины всех углов треугольника _____________________
6. В прямоугольном треугольнике острые углы всегда равны __________________
7.Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против острого угла____________________
8.Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого, то ______________________
9.В прямоугольном треугольнике один из острых углов 60○ , а гипотенуза равна 24 см. Найти катет треугольника , противолежащего другому острому углу __________________
10. В неравнобедренном прямоугольном треугольнике один острый угол равен 50○ , а другой _____________________
11.В треугольнике АВС угол С равен 90○,угол В равен 60○,АВ =10 см.
Чему равна сторона ВС____________
12. В треугольнике АВС угол С равен 90○ , АВ= 18см ,АС=9 см .
Чему равен угол А__________________
ОТВЕТЫ.
№ вопроса
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
1
90○
меньше
2
30○
половине
3
гипотенуза, катет
катет , гипотенуза
4
60○ ; 30○
15○ ; 75○
5
36○ ; 54○; 90○
27○ ; 63○
6
нет
нет
7
гипотенуза
катет
8
треугольники равны
треугольники равны
9
12см
12 см
10
45○ ; 45○
40○
11
12 см
5см
12
60○
60○
Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку :
Баллы
0-3
4-7
8-10
11-12
Отметка
2
3
4
5
После выполнения тестовой работы выполняется проверка и самооценка учащихся по критериям выставления оценок.(слайд 9)
Для ребят, выполнившие тестовые задания раньше времени, подготовлены дополнительные задания
8. Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности. (учащиеся заполняют оценочное окно – слайд 10, приложение 3)
- какие цели мы ставили?
-достигли ли мы их?
- до сегодняшнего дня мы не знали свойств прямоугольных треугольников, а сегодня вы сами исследовали их, выдвинули гипотезу и доказали.
- оцените, насколько хорошо вы справились с поставленной задачей
- как вы оцените свою работу на уроке, к какому уровню себя отнесете?