Просмотр содержимого документа
«Метод от противного, как способ решения задач в школьном курсе планиметрии.»
Метод от противного , как способ решения задач в школьном курсе планиметрии.
Метод от противного используется в доказаельстве некоторых теорем в школьном курсе геометрии. В учебнике Атанасяна Л.И. «Геометрия 7-9» есть краткое описание сути этого метода на конкретном примере доказательства. Но иногда этот метод можно успешно использовать в решении отдельных геометрических задач.
Суть метода доказательства от противного:
-предполагаем противоположное тому, что требуется доказать в задаче;
-исходя из этого предположения,путем рассуждений приходим к противоречию с какой-либо уже известной теорией (определение соответствующего понятия, аксиома, теорема);
-делаем вывод о том, что наше предположение не верно. А, значит, верно
то, что требовалось доказать.
Впервые описание этого метода в учебнике «Геометрия 7-9», Атанасяна Л.И.
встречается в доказательстве того, что две прямые не могут иметь двух и более общих точек. Далее он применяется в доказательстве некоторых теорем, например, в признаке параллельности двух прямых о накрест лежащих углах.
В помощь учащимся я выделила некоторые типы задач, в решении которых применяется метод от противного:
В формулировке задачи есть фраза:
а) лежат ли...
б)верно ли...
в)равны ли...
может (могут) ли...
Например:
Лежат ли точки А, В и С на одной прямой, если АС=5см, АВ=3см, ВС=4см? (№36 из учебника Атанасян Л.И. Геометрия 7-9)
Градусные меры двух углов равны. Равны ли сами углы?
(№45 из учебника Атанасян Л.И. Геометрия 7-9)
Луч l является биссектриссой неразвернутого угла hk. Може ли угол hlбыть прямым или тупым?
(№53 из учебника Атанасян Л.И. Геометрия 7-9)
Еще подобные задачи №69, №70.
Если надо доказывать единственность.
Например:
Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один.
Единственность доказывается методом от противного.
Похожие задачи №326, 327.
При доказательстве параллельности прямых
№198, 199, 200, 218, 219 220.
Теоремы, обратные к данным:
а)признак параллельности прямых о накрест лежащих углах;
б) если в треугольнике биссектриса является медианой, то треугольник- равнобедренный;
в)в теореме о соотношениях между сторонами и углами треугольника (против большего угла лежит большая сторона);
г)признак равнобедренного треугольника: если в треугольнике два угла равны, то треугольник-равнобедренный.
5. Если есть отрицание «не»
Например, (Атанасян Л.И. Геометрия 7-9) докажите , что если в треугольнике АВС стороны АВ и АС НЕ равны, то медиана
АМ треугольника НЕ является высотой.
Еще №683
Учитель математики Наталья Матвеевна Миркина, МБОУ школа №105