kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия по "Наглядной геометрии" на тему: "Задачи на разрезание и складывание фигур"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для проведения занятия кружка по "Наглядной геометрии" в 5-6 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по "Наглядной геометрии" на тему: "Задачи на разрезание и складывание фигур"»

Занятие кружка  «Наглядная геометрия»  5 класс Шихова Елена Аркадьевна Учитель математики КОГОБУ СШ пгт Оричи

Занятие кружка «Наглядная геометрия» 5 класс

Шихова Елена Аркадьевна

Учитель математики

КОГОБУ СШ пгт Оричи

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать»   Галилео Галилей

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать»

Галилео Галилей

Одной из особенностей наглядной геометрии является занимательность. Увлеченный игрой ученик развивает свои способности, увлеченный геометрическими головоломками развивает геометрическую интуицию, геометрическое зрение, пространственное мышление. Формирование и развитие этих свойств мышления — основная задача.
  • Одной из особенностей наглядной геометрии является занимательность. Увлеченный игрой ученик развивает свои способности, увлеченный геометрическими головоломками развивает геометрическую интуицию, геометрическое зрение, пространственное мышление.
  • Формирование и развитие этих свойств мышления — основная задача.
Тема: «Задачи на разрезание и складывание фигур» «Семь раз отмерь, один раз отрежь!» Эта пословица предостерегает нас от поспешности в решении задач.  Предметные результаты : изображать равные фигуры и обосновывать их равенство; конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур Метапредметные результаты : развитие интуиции, пространственных представлений. Личностные результаты : формирование интереса к предмету.

Тема: «Задачи на разрезание и складывание фигур»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь!»

Эта пословица предостерегает нас от поспешности в решении задач.

Предметные результаты : изображать равные фигуры

и обосновывать их равенство; конструировать заданные

фигуры из плоских геометрических фигур

Метапредметные результаты : развитие интуиции, пространственных представлений.

Личностные результаты : формирование интереса к предмету.

Обратить внимание

Обратить внимание

  • Равное количество составляющих фигуры клеточек еще не означает равенства самих фигур.
  • Это необходимо, но не достаточно: фигуры должны быть еще одинаковыми по форме.
  • Таким образом, учащиеся подводятся к важнейшим понятиям размера и формы. Эти задачи могут быть решены учащимися в ходе предметной деятельности, т.е. непосредственным физическим разрезанием фигур.
Задача на разрезание

Задача на разрезание

  • Дано: фигура разделена на равные клеточки
  • Надо: разрезать на две или несколько одинаковых частей
  • Вывод: если эти части совпадут, то задача решена верно
Разрезаем на равные части

Разрезаем на равные части

  • На рисунке показан способ разрезания квадрата на две равные части.
  • Найдите пять других способов
Разрезаем на равные части

Разрезаем на равные части

  • Разрежьте на две равные части
Разрезаем на равные части

Разрезаем на равные части

  • Разрезать на две равные части
  • Дополнительное условие:
  • Разрезать можно не только по сторонам, но и по диагоналям
Игры-головоломки

Игры-головоломки

  • Предметные результаты : моделировать геометрические объекты из бумаги.
  • Метапредметные результаты : формирование конструктивных и коммуникативных умений, развитие воображения, нестандартного мышления, интуиции, геометрического зрения, изобразительных умений, пространственных представлений.
  • Личностные результаты : вовлечение в самостоятельную деятельность; привитие вкуса к исследовательской деятельности
Пентамино

Пентамино

  • Эта игра была придумана в 50-х годах ХХ в. Американским математиком С. Голомбом.
  • Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино.
Пентамино 12 фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, причем квадраты «соседствуют» друг с другом только сторонами. «ПЕНТА» - «ПЯТЬ» (с греческого)

Пентамино

12 фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, причем квадраты «соседствуют» друг с другом только сторонами.

«ПЕНТА» - «ПЯТЬ»

(с греческого)

12 фигурок из набора пентамино

12 фигурок из набора пентамино

Задания

Задания

  • Изготовьте из листа в клетку набор пентамино со стороной квадрата 1 см
  • Уложите все 12 фигур пентамино в прямоугольник со сторонами 6 см и 10 см (фигурки можно переворачивать)
  • Перемешайте фигурки пентамино на столе, чтобы они лежали произвольно, а затем сложите прямоугольник со сторонами 6 и 10 см, не переворачивая ни одной фигурки
Паркеты

Паркеты

  • Фигурки уложены без промежутков.
  • Говорят, что из них составлен паркет
  • Из каких фигур еще можно составить паркет?
  • Нарисуйте на клетчатой бумаге эти паркеты
Поиграем в «Пентамино»

Поиграем в «Пентамино»

  • Двое игроков по очереди выбирают любую из 12 фигурок пентамино и располагают её на свободных клетках поля 8 х 8.
  • Проигрывает тот, кто первым не сможет разместить на доске ни одного пентамино.
  • Если фигурки удалось разместить на доске, то выигрывает ходивший последним
Шахматная доска

Шахматная доска

  • Шахматную доску 8 х 8 полностью нельзя покрыть пентамино, останется четыре свободные клетки.
  • Если вырезать в середине квадрат 2х2, то оставшиеся клетки покрываются двенадцатью фигурками пентамино
Покрытие Голомба

Покрытие Голомба

Танграм

Танграм

  • В Китае называют «чи чао ту», умственная головоломка из 7 частей
  • Изготовьте головоломку
Танграм

Танграм

  • Используя все семь частей, сложите фигурки, приведенные на рисунке
  • Придумайте свои картинки
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Сделайте игру «Стомахион»: Возьмите прямоугольник, одна сторона которого в два раза больше другой, и выполните построения, как показано на рисунке.
Разрезав прямоугольник по сплошным линиям, составьте фигурки курицы, мельницы и петуха.  Придумайте какие-нибудь свои фигурки

Разрезав прямоугольник по сплошным линиям, составьте фигурки курицы, мельницы и петуха. Придумайте какие-нибудь свои фигурки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Геометрия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шихова Елена Аркадьевна

Дата: 04.10.2020

Номер свидетельства: 559122

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства