7
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 11"
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Методическая разработка внеурочного мероприятия
Эти загадочные геометрические фигуры
Учитель математики: Белоус Оксана Николаевна
Анотация
В материале содержится разработка внеклассного мероприятия и презентации к нему.
Материал развивает сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление, интерес учащихся к предмету через, использование исторического и познавательного материала. Формирует представления учащихся о геометрических фигурах как о неотъемлемой части окружающего нас мира. Воспитывает чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения.
Игра предназначена для учащихся 7 классов и проводилась в рамках недели математики. Было создано 2 команды, выбраны капитаны команд, члены жюри из старшеклассников.
Математика настолько серьезный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его немного занимательным. Поэтому перед мероприятиям некоторым детям было предложено домашнее задание на выбор: показать применение в быту и жизни предметов и устройств, имеющих форму треугольника, значимость геометрических фигур в социальной жизни человека; написать эссе на тему: «мир в окне».
Каждый вопрос оценивался 1 баллом. В ходе конкурса принимали участие не только команды, но и болельщики. Помощь зала оценивалась в 0,5 балла
Для оценивания каждого раунда турнира было создано жюри из преподавателей математики и старшеклассников.
Оборудование: мультимедийная система, гонг, мультимедийная презентация.
Ученик учебник “Геометрия 7–9” Л. С. Атанасян и др.;
Эти загадочные геометрические фигуры
Ход мероприятия.
Звучит красивая музыка, выходит ученица и читает эссе собственного сочинения «Мир в окне»
«Удивительная и многозначная наука – это геометрия. Строгие формы, точные линии, фигуры разной геометрии сопровождают нас повсюду. На стене висит телевизор – в геометрии это прямоугольник, кровать на которой я сплю, тоже напоминает геометрическую фигуру.
Никогда не обращала внимание на форму нашего зала, который состоит из пяти углов и является многоугольником. А если посмотреть на окно – и окно четырехугольник. Давайте заглянем дальше, посмотрим на окружающий нас мир через обычное окно. На улице смеркается. Постепенно зажигается свет в многоэтажных домах. Два многоэтажных дома стоят параллельно друг другу, а два других – перпендикулярно. Разве здесь не поработала геометрия? На четком прямоугольнике расположена детская площадка, рядом квадрат – стоянка для автомобилей. Возле каждого дома равнобедренные треугольники из клумб, украшающие это геометрический пейзаж. Вот только почему-то не могу найти круг, где-то он затерялся. Верее он есть, только на автомобильных дорогах, позволяющий правильному движению автотранспорта. А если перевести взгляд на ночное небо, сколько геометрических фигур можно увидеть на нем.
Геометрия встречается в нашей жизни повсюду, ее знаниями пользуются в быту, в любом производстве, широко используется в науке. Например, чтобы купить нужное количество обоев, необходимо рассчитать площадь комнаты.
Мне нравится эта интересная наука, хотя я ее не всегда понимаю. Я думаю, что если в моей жизни встретится какая-нибудь интересная теорема, то я ее обязательно докажу»
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, чему посвящено наше мероприятия? Давайте попробуем отгадать тему. На экране вы видите разбросанные слова, а объединим мы их в смысловое единство с помощью устного счета.
Презентация 1 слайд 2
Один острый угол прямоугольного треугольника равен 34°, чему равен второй острый угол? 56°
Один из смежных углов равен 37°, чему равен другой смежный угол? 143°
Длина прямоугольника 13 см, а ширина 31см, чему равен периметр прямоугольника? 88см
Один из углов треугольника равен 72°, второй 18°, найти чему равен третий угол? 90°
Один из вертикальных углов равен 42°, чему равен другой? 42°
Развёрнутый угол разбит лучом на две части, одна из которых в 19 раз больше другой. Найдите величину большего угла. 171°
Угол при основании равнобедренного треугольника равен 13°, чему равен угол, лежащий напротив основания? 154°
Расположите получившиеся числа в порядке возрастания и прочитайте, получившуюся фразу. Баллы получает команда, которая справиться быстрее.
Учитель:
- Так что же такого необычного в геометрических фигурах? Каждой команде предлагалось выполнить творческое задание - составить презентации на темы: Треугольник вокруг нас и Невозможные треугольники. Посмотрим, как ребята справились с заданием. В это время капитаны будут решать задачи, составленные командой-соперником. (приложение 1)
- Самым простым многоугольником является треугольник. Но простым – еще не значит неинтересным. Поговорим о треугольнике, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, о различном использовании в быту и жизни предметов и устройств, имеющих форму треугольника, о значимости данного понятия в социальной жизни человека. Презентация 2 , представляет 1 команда
Математика тесно связана с красотой окружающего нас мира. Например, мир природы и симметрии. Искусство и математика, в частности архитектура, скульптура, изобразительное искусство. И знакомый всем нам с детства треугольник тоже таит в себе немало интересного и загадочного.
Презентация 3, представляет 2 команда
Пока жюри оценивает ваше домашнее задание, команды выполняют задания Презентация 1 слайд 3
Ответы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 команда | Нет | Да | А | А | Да | В |
2 команда | Да | Нет | А | Б | Нет | Д |
| | | | | | |
Пока команды отдыхают, болельщики могут набрать баллы для своей команды Презентация 1 слайд 4
Продолжи предложение:
Сумма углов треугольника равна…
Внешний угол треугольника равен…
Если один из углов треугольника тупой, то треугольник называется…
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла называется…, а стороны прилежащие к прямому углу…
В треугольнике против большей стороны лежит…
Если два угла треугольника равны, то...
Каждая сторона треугольника…
И последний конкурс - аукцион. Догадайтесь, о каких теоремах идет речь?
Презентация 1 слайд 5-9
Теорема, о согласии 3-х братьев
сумма углов треугольника равна 180
Теорема о делении имущества: одному – все, другому – половину
катет прямоугольного треугольника, лежащий напротив угла в 30, равен половине гипотенузы
Теорема о трех тропинках, которые приведут в один населенный пункт
В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой
Теорема о единстве противоположностей
У параллелограмма противолежащие стороны равны, противолежащие углы равны
Теорема об определении родственных отношений
Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
Жюри объявляет результаты конкурса.
Вот и подошла к концу наша игра. Мы сегодня не только решали задачи, но и рассмотрели применении треугольника в жизни, познакомились с фигурами, которые изображаются с помощью треугольника. Кто бы не оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.
А теперь попрошу каждого члена команда выразить свое настроение от данного мероприятия необычными смайликами. (каждой команде раздаются заготовки смайликов в форме треугольников, которые дети рисовали на уроке информатики) Приложение 2.