Раменская Татьяна Иосифовна |
Предмет | география | Класс 5 |
Тема урока | Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации |
Тип урока | Урок-практикум. |
Вид урока | Комбинированный с использованием информационных технологий. |
Содержание | Практическая работа №2. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации. |
Планируемые образовательные результаты Цель: Создать условия для формирования умений и навыков работы с текстом учебника и записками путешественников. Задачи: Обучающая: показать значение умений и навыков в работе с библиографическими источниками знаний. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний, составления вопросов, выделения главного и ключевых слов, делать выводы. Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету. Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут: уметь объяснять понятие «прерии»; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. | Обучающиеся смогут: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа; применять методы информационного поиска; доказывать ценность географической информации для человечества; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; уметь делать выводы на основе анализа различных источников знаний; оценивать работу одноклассников. | Обучающиеся будут обладать: основами познавательной и информационной культуры; навыками самостоятельной работы с текстом учебника; осознанным чувством патриотизма и любви к Родине. коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова | прерии |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, интерактивная доска, проектор |
Оборудование | Учебник, атлас, тетрадь |
Дополнительные источники знаний | Песков В.М., Стрельников Б.Г. Земля за океаном. М.: Молодая гвардия, 1977 http://modernlib.ru/books/peskov_vasiliy_mihaylovich/zemlya_za_okeanom/ |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Работаем по парам. |
1. ЭТАП Актуализация знаний |
Слайд 1 Подводящий диалог. Итак, мы продолжаем изучение темы «История открытия и освоения Земли». Слайд 2 Что мы изучали на прошлом уроке? 2) Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? 3) Кто исследовал внутренние пространства других материков? 4) Когда люди стали изучать глубины Мирового океана? Слайды 3 Путешествия – один из самых увлекательных способов познания окружающего мира. Люди путешествовали во все времена. Их манили неведомые земли и легендарные страны, высокие горы и бескрайние моря, жаркие пустыни и вечные снега, непроходимые джунгли и топкие болота. Усилиями многих поколений путешественников на географических картах были стерты «белые пятна». Давайте вспомним некоторых из них. Слайд 4 Занимательные вопросы или кроссворд по материалу прошлого урока. | Принимают участие в беседе по поставленным вопросам. Читают текст вопросов. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают ответы. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Слайд 5 Путешествуя, люди Земли узнали друг друга, изучили природу разных стран, традиции и образ жизни их народов. Многое из того, о чём вы узнали, дошло до наших дней благодаря сохранившимся древним рукописям. Записки путешественников, официальные отчёты и дневники участников экспедиций, материалы государственных архивов — важнейшие источники географических знаний. Слайд 6 Тема урока? Тема урока: Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации | Рассказ. Слушают рассказ учителя, анализируют данные. Выделяют главное, готовятся к формулированию темы урока. Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе. Записывают тему урока в тетрадь. |
3. ЭТАП целеполагания |
Помогает сформулировать цели урока. Слайд 7 Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете: Слайд 8 Цели урока: Научиться работать с записками путешественников, как источниками географической информации Учиться составлять вопросы и отвечать на них. Слайд 9 учебник, атласы, простой карандаш и т.д. выбираем средства. Слайд 10 Выбираем средства. Слайд 11 Слайд 12 Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке. |
4. ЭТАП планирования работы. |
Предоставляет достаточное количество материала (§17), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Слайд 13 Вопрос: По какому плану будем сегодня работать? Озвучивает план работы на уроке. Читаем отрывок текста из книги В.М. Пескова «Земля за океаном». Отвечаем на вопросы к нему. Делаем выводы о необходимости умения работать с текстом. | Участвуют в обсуждении вопросов плана работы. Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности. |
5 ЭТАП Изучение нового материала. |
Стимулирует активное участие всех детей в обсуждении содержания текста учебника по ходу выполнения практической работы. Слайд 14 Девизом многих путешественников была старая заповедь: «Не написанное – не наблюдалось». Как вы понимаете смысл этих слов? А зачем надо было все записывать? Чтобы люди узнали об их открытиях. А как ещё люди узнали об их открытиях? Что мы называем источниками информации? Так что являлось источниками географической информации в те времена? Слайд 15 Рассказ Книга известных советских журналистов В. Пескова и Б. Стрельникова – рассказ о путешествии по Америке. Авторы проехали на автомобиле пятнадцать тысяч километров по двадцати шести штатам страны. Маршрут пролегал по многим географическим и природным зонам вдоль Великих озер, по пустыням, Скалистым горам, по Великим равнинам и южным лесам, тихоокеанскому и атлантическому побережьям Америки. Природа – главный объект внимания путешественников. Однако из поля зрения не выпадают и люди, их быт, образ жизни, а также приметы социального устройства Америки. Эта книга – репортаж об увиденном и любопытное исследование с привлечением исторических документов и справок. Слайд 16 Организует обучающихся на работа с материалом учебника. Используя текст учебника §17, выделенный зелёным фоном и выполните задания: 1. Озаглавьте текст. Беседа по выполненным заданиям. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайды 17-20 иллюстрации к тексту Слайд 21 2. Отметьте простым карандашом ту информацию, которую вы уже знали - ˅; новую для вас информацию - +; то, что вас удивило или вы не поняти - ? 1 группа – абзац 1-2 2 группа – абзац 3-4 3 группа – абзац 5 Беседа по выполненным заданиям. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайд 22 3. Выделите ключевые слова в предложенном тексте, выпишите их. 1 группа – абзац 1-2 2 группа – абзац 3-4 3 группа – абзац 5 Ключевые слова - опорные в понимании и восприятии текста. Беседа по выполненным заданиям. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайд 23 С каких слов начинаются тонкие и толстые вопросы? Тонкие: кто, что, где, когда. Толстые: почему, зачем, чем. 4. Составьте 1 тонкий и 1 толстый вопросы к тексту учебника. Беседа по выполненным заданиям. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайды 24-25 Физкультминутка. | Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Осмысливают девиз путешественников и участвую в обсуждении главной его мысли. Осмысливают вопросы, формулируют ответы на вопросы, обсуждают их в группах, озвучивают ответы. Слушают рассказ учителя о книге, по тексту которой им предстоит работать на уроке. Работа в группах. Читают текст учебника, анализируют его, находят ответы на задания, формулируют ответы, обсуждают в группах, корректируют ответы и озвучивают их. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Работа в группах. Читают текст учебника, анализируют его, находят ответы на задания, формулируют ответы, обсуждают в группах, корректируют ответы и озвучивают их. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Читают текст, составляют тонкие и толстые вопросы, обсуждают их, озвучивают и записывают в тетрадь. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Выполняют упражнения физкультминутки |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 26 Беседа. Что нового мы узнали на уроке? Слайд 27 Вопросы 2-9 в конце параграфа. Беседа. Работа с вопросами 2-9 на стр. 83-84 уч-ка Что общего между прериями, степями, саваннами и пампой, несмотря на их положение на разных материках? Что является причиной образования прерий (саванн, степей, пампы)? В прежние времена в прерии можно было легко заблудиться. Отставший путешественник не мог ориентироваться: даже смятая трава быстро распрямлялась, скрывая следы. Подумайте, как же всё-таки можно было определить стороны горизонта. Как вы понимаете выражение «В прерии кипела жизнь, и травы были её основой»? В городе Оклахома, столице штата Оклахома, поставлен памятник. Это фигуры из бронзы: усталая лошадь, на лошади мальчик, отец мальчика вбивает колышек в землю. Как вы думаете, какому периоду освоения Великих равнин посвящён этот памятник? Используя разные источники информации, выясните, что означает термин «земельная лихорадка». Подумайте, почему автор называет пыльные бури «возмездием» за распашку Великой равнины. Каким образом лесные полосы и искусственные водоёмы спасают земли от пыльных бурь? Что означает такая мера, как консервация земель? | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Озвучивают ответы. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Слайд 28 Тема урока? Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Слайд 29 Цели урока. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. Слайд 30 Я знаю! Я умею! Мне нравится! | Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. Высказывают своё мнение о работе на уроке одноклассников и оценивают свою работу. Высказывают своё мнение о полноте полученных знаний. |
8 ЭТАП Домашнее задание. | |
Комментирует домашнее задание. Слайд 31 Д/З: § 17; Для удовольствия: Сделать сообщение об одном из путешественников XIX в. Сделать сообщения об географических объектах, названных в честь путешественников, о которых говорится в параграфе. Слайд 32 Д/З: §17 Для удовольствия: Сделать сообщение об одном из путешествий, о котором вы узнали из различных источников информации. Слайд 33 Титульный слайд Слайд 34 Источники информации: http://bookre.org/ http://ruvera.ru/data/img/content/1376464268.6463peskov.jpg http://modernlib.ru/books/peskov_vasiliy_mihaylovich/zemlya_za_okeanom/read_1 http://vmeste.opredelim.com/tw_files2/urls_273/32/d-31546/7z-docs/1_html_504515f1.png https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=751x10000:format=jpg/path/sd73ce30efe881525/image/i86fee3b9755130f1/version/1425981949/image.jpg | Записывают домашнее задание в дневники |