На Ваш сайт была представлена разработка урока по теме: "Вулканы. Вулканизм" по географии для 6 класса. Данная разработка сопровождается Презентацией и видеороликами. В работе использованы различные приёмы учебной деятельности обучающихся. Так для актуализации опорных знаний и умений использовала два приёма - "Светофор" и "Географический кросс". Для мотивации учебной и познавательной деятельности - приём "Удивляй". На закрепление изученного материала - приём "Почемучка" и "Путешествие".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок (просмотр видеоролика, и определение целей урока, опорные понятия)
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Прием «Географическая разминка» — «Светофор»
Учитель показывает на карте определенные места на литосферных плитах: в центре, на окраинах. Ученики с помощью красно-зеленых карточек «семафорят» о возможности возникновения землетрясений в отмеченных районах и объясняют причины.
Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, ответив на вопросы географического кросса. В нем зашифрованы понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.
2. Прием «Географический кросс»
Литосфера
Ядро
Эпицентр
Мантия
Земная кора
Астеносфера
Литосферные плиты
Сейсмограф
IIІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Прием «Удивляй»! (История о гибели Помпеи, если есть возможность — демонстрация отрывку из научно-популярного фильма «Помпеи»)
...Когда-то, при седой древности, на березе Неаполитанского залива в Италии стоял веселый и нарядный город Помпеи. На его улицах всегда было бойко. К этому курортному городу приезжали отдыхать знатные римляне. Жизнь в Помпее была спокойна, и ничего не пророчило катастрофы... С некоторых пор из вершины большого Холма вблизи города начал вырываться дымок, а иногда слышался гул. Никто из жителей города не знал, что Холм — это потухший вулкан, который сейчас имеет название Везувий.
Однажды дым из Везувия начал валить сильнее, чем обычно. Однако жители почти не обращали на это внимания — они спешили быстрее закончить свои дела, чтобы успеть на гладиаторские игры. Зрелище уже началось, когда вдруг наступила тьма, удушающие газы наползли на город, высоко в небо из Холма выбросилось пламя. На город начал падать все более густой пепел. Ошалевшие люди бежали не оглядываясь, пытаясь спрятаться, чтобы спасти свою жизнь. Они прятались в подвалах, чтобы переждать беды. Никому не удалось спастись, весь город был похоронен под многометровым слоем пепла... О городе впоследствии забыли.
Но вот однажды, в поле начали рыть колодец и натолкнулись на мраморную статую. Начались раскопки, и погибший город опять увидел солнечный свет. Сегодня Помпеи — город-музей, который посещают тысячи туристов. А Везувий и другие вулканы изучают ученые-вулканологи. Они бесстрашно поднимаются к самому кратеру действующего вулкана и даже на особенных плотах странствуют по раскаленной лаве. Вулканы, как и землетрясения, связанные с проявлениями внутренних сил Земли.
ФИЗМИНУТКА
IV. Изучение нового материала
Развернутый план этапа
Сегодня на уроке мы познакомимся с географическим понятием вулкан, изучим его строение, размещение на земле.
- Открываем рабочие тетради и записываем тему сегодняшнего урока: Вулканы. Вулканизм.
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан». А жители, видевшие, это природное явления называли – огнедышащая гора.
Понятие вулкан - работа с учебником.
Как образуется вулкан – на примере с бутылкой минералки
Как же образуются вулканы?
В результате движения литосферных плит в земной коре образуются
трещины, давление под трещинами резко падает , и расплавленная магма,насыщенная газами, поднимается вверх и изливается на поверхность Земли.
А что бы, вам было более понятно проведем эксперимент. Возьмем, минералку газированную, встряхнем, и откроем крышку, вода насыщенная газами, резко поднимется вверх и выльется из бутылки. Так же образуется и вулкан.
Вулканизм — процесс перемещения магмы к поверхности Земли.
Строение вулкана - работа с учебником(12 слайд)
Извержение вулкана (13 слайд)
Что извергает (14 слайд)
Вулканические горные породы – туф, гранит, пемза, базальт (15 слайд)
Виды вулканов (16 слайд)
Вулканов на Земле очень много: десятки тысяч на материках да еще больше — в океанах. Однако действующих вулканов гораздо меньше — около тысячи.
Действующие – это вулканы, из жерло, которых постоянно происходят извержения.
Потухшие – это вулканы, об извержении которых не сохранились никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразные формы гор и кратер на вершине.
Уснувшие – это те которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.
Распространение (17 слайд)
Подавляющая часть вулканов так же, как и районы землетрясений, расположенная на границах литосферных плит, вблизи глубинных разломов земной коры. (Атлас, карта «Литосферные плиты») – эти районы называются сейсмическими поясами Земли. (18 слайд)
Работа вулканологов (19 слайд)
Изучением вулканов занимаются – вулканологи, которые опускаются в кратер вулкана и исследуют его.
V. Закрепление изученного материала
Прием «Почемучка» (фронтально) (20 слайд)
• Почему в земной коре образуются глубинные трещины?
• Почему происходят извержения вулканов?
• Почему на вершине вулкана образуется гигантская чаша — кратер?
• Почему подавляющая часть действующих вулканов расположена на окраинах Тихого океана?
*Прием «Путешествие» (конкурс на лучший сценарий к научно-популярному фильму «Путешествие к вулканам...». (работа в парах))
Каждая группа самостоятельно избирает конкретный вулкан (действующий или потухший) и складывает сжатое описание путешествия группы вулканологов. Возможная реализация работы в виде рисунка, плаката.
VI. Итог урока
- Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.
Этап Рефлексии
1.Сегодня на уроке мне………………………………
2.Меня особенно удивило то, что………………………
3.До начала урока я думал (а), что…………………….
4. Было бы хорошо, если бы…………………………..
5.Мне не понравилось………………………………….
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф учебника.
*Прием «Путешествие» (конкурс на лучший сценарий к научно-популярному фильму «Путешествие к вулканам...». (работа в парах))
Каждая группа самостоятельно избирает конкретный вулкан (действующий или потухший) и складывает сжатое описание путешествия группы вулканологов. Возможная реализация работы в виде рисунка, плаката.
Дополнительный материал к уроку
• Вулканы получили свое название от имени древнегреческого бога Вулкана, который был покровителем огня и кузнечных дел. Слово «кратер» из греческого языка означает «чаша».
• На Земле существует около 950 действующих вулканов (по другим источникам — 600), из них около четверти — подводные.
• К самым давним действующим вулканам нашей планеты относят вулканы Исалько, Стромболи и Килауеа. Вулкан Исалько в Сальвадоре в Центральной Америке(1885 м) уже свыше 200 лет действует почти непрерывно. Извержения повторяются регулярно через каждые 10 минут. Вулкан Стромболи находится в группе Липарских островов вблизи берегов Италии. Его называют «вулканом-маяком». Вулкан Килауеа на Гавайских островах Тихого океана имеет кратер площадью 4,5 км2 и глубиной свыше 230 м. За последние годы состоялось 50 извержений этого вулкана. Однажды он непрерывно свирепствовал в течение 876 дней!
• Наибольшим из действующих вулканов за своей массой и размерами есть гавайский вулкан Мауна-Кеа. Его высота 4205 м, площадь кратера — 10,5 км2, а глубина представляет 150-180 м. В среднем он извергается один раз на 3,5 года.
• Самый спокойный вулкан Земли — Онтаке в Японии, который не обнаруживал свой «характер» уже по меньшей мере 2900 лет.
• Районом наибольшего количества вулканов являются острова Индонезии, которые вместе с Филиппинскими, Японскими и Курильскими островами принадлежат к Тихоокеанскому огненному кольцу вдоль американского и азиатского берегов Тихого океана.
• Один из найкатастрофичных взрывов вулкана случился 27 августа 1883 года в Индонезии на небольшом острове Кракатау. Во время взрыва были уничтожены 163 поселка, погибло свыше 30 тысяч лиц. Газ, пара и пепел во время взрыва поднялись на высоту свыше 70 км. Побережья островов полностью изменились. Цунами, которые возникли в результате извержения, буквально смыли прибрежные поселки. Большие волны наблюдались даже на расстоянии 18 тыс. км от места взрыва. А грохот было слышно аж в Австралии, то есть за 5 тыс. км. Энергия взрыва Кракатау оценивается в 1019 Дж, что в 20-30 тыс. раз превышает взрыв атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.
• Память человечества зафиксировала извержение, по-видимому, еще сильнее, чем взрыв Кракатау. Это случилось за 1200 лет до н. е. в Эгейском море. Взрыв вулкана Санторин на греческом острове Тира многие ученые связывают с гибелью легендарной Атлантиды. Мощность его, по мнению ученых, больше чем в пять раз превышала взрыв Кракатау. Огромной силой было выброшено в атмосферу свыше 65 м3 почвы, что привело к погружению центральной части острова диаметром 13 км на глубину почти 300 м. По подсчетам ученых, извержение такой силы должно было образовать волну цунами высотой не менее чем 100 м, которая двигалась со скоростью 200 км в час. Не удивительно, что такая катастрофа могла привести к гибели древней цивилизации.
• Название «гейзер» происходит от исландского слова «гейза», которое значит «бурлить». Гейзер — это собственное имя большого исландского Гейзера. Позже гейзерами начали называть своеобразные источники, приуроченные к областям недавнего или современного вулканизма, где магматические очаги, которые находятся неглубоко, образуют особенные геотермические и гидрологические условия.