Тип урока: Изучение нового материала с элементами критического мышления.
Цель урока:
Образовательная
продолжить знакомить учащихся с явлениями происходящими в недрах земли;
сформировать понятие «вулкан», «гейзер»;
дать понятие о том, что вулканизм связан с поднятием магмы из недр Земли; о роли вулканической деятельности в образовании литосферы, гидросферы, атмосферы.
Развивающая
продолжить формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, таблицами.
Воспитательная
любознательность, охрана природы.
Оборудование:
карта полушарий
карта «Строение земной коры»
атлас, контурные карты
макет «Вулкан»
рисунки
Формы проведения урока:
беседа-анализ, посвященная особенностям строения и причинам образования вулканов с использованием схем и картин, произведений литературы;
повторение уже известных и изучение новых понятий и терминов;
сообщения учащихся;
демонстрация опыта;
практическая работа с картами – определение местоположения крупных вулканов.
Повторение и проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
Какую земную оболочку мы изучаем?
Назовите все оболочки земли, которые составляют географическую оболочку?
Каково внутренне строение земной коры?
Какой бывает земная кора?
Где земная кора будет тоньше? Почему? Какой отсутствует слой?
Из каких пород состоит ядро?
Назовите два вида движения земной коры?
Причины землетрясения?
По какой причине определяется сила землетрясения?
Как располагаются очаг и эпицентр?
Как идет деление гор по высоте?
Чем молодые горы отличаются от старых?
Как называются обширные участки суши с плоской или холмистой поверхностью?
Учащиеся должны ответить, что я показываю: (работа по карте)
г. Кордильеры
г. Анды
г. Гималаи
г. Тянь-Шань – высшая точка нашей страны
Западно-Сибирская равнина
Амазонская низменность
Я слова читаю Вам
Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.
Ядро, мантия, впадина, земная кора
Подошва, склон, вершина, отмель
Очаг, эпицентр, кратер
План изучения нового материала
Вулканы и их происхождение.
Горячие источники.
Гейзеры.
Учитель: У этой немаленькой горы Характер тихий до поры, Но может так случиться Взорвется, задымится (вулкан)
О какой горе идет речь? (О вулканической)
Правильно, сегодня мы с Вами и поговорим о вулканах.
В тетрадях записывают тему урока:
Вулканы, горячие источники, гейзеры
Учитель: но прежде, чем об этом говорить, я бы хотела узнать, что Вы знаете о вулканах, чего не знаете и хотели бы узнать и что узнали нового.
Заполните таблицу
Что я знаю
Что хотел бы узнать
Что узнал
Выслушиваю мнения учащихся, зачитывают записи в двух колонках таблицы.
Как же происходит, что одни горы на Земле находятся в спокойном состоянии, а другие вдруг начинают извергаться. Давайте постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.
Откройте учебник стр. 56 рис. 38 – следите по рисунку за моим объяснением!
В земной коре есть трещины, вблизи которых, давление вещества мантии – магмы меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Газы, которые находятся в магме, вытесняют ее из очага вверх по каналу. Скажите, как называется этот канал жерло к вершине, а что находится на вершине кратер – учащиеся находят определения в тексте и зачитывают. Магма изливается наружу, газы из нее улетучиваются и такую излившуюся магму называют лавой, t которой 10000
Выделение газов, сопровождается взрывами: в воздух выбрасывается пепел и вулканические бомбы (горные породы, шлак, камни).
Демонстрирую опыт «Извержение вулкана»: для этого беру макет вулканической горы, в углубление на вершине горы насыпаю 0,5 чайной ложки моющего порошка и капаю 5-6 капель уксусной эссенции. В результате химической реакции учащиеся наблюдают, как происходит процесс извержения вулкана и растекания жидкости (лавы).
Все вулканы можно разделить на три группы (записываю на доске, учащиеся в тетрадях)
Действующие Потухшие Уснувшие
те, которые извергались на не извергавшиеся на те, которые потухли, но могут
памяти человека и извергаются памяти человека снова начать извергаться
до настоящего времени
На настенную карту «Карта полушарий» прикрепляю яркие значки на места расположения вулканов: Ключевская Сопка, Гекла, Этна, Везувий, Кракатау, Фудзияма (учащиеся в это время, наносят условными знаками данные вулканы на контурную карту).
Мы говорим, что вулкан злой, вулкан разрушитель, но вулкан имеет и мирные профессии. Из дополнительной литературы М. Жилин «Огненное ожерелье» (зачитываю учащимся):
Вулканы выбрасывают много шлака, песка, камней. Значит, вулкан – строитель
На Камчатке чудо-электростанция работает без топлива, пар вращает ее турбины. Значит вулкан – энергетик
Сегодня мы познакомились с вулканами – это горы конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, а также потоки раскаленной лавы. Одним из проявлений вулканической деятельности являются гейзеры – источники выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара. Вулканы и гейзеры, приносят большую пользу людям, о чем мы сегодня и говорили в ходе урока.
Просмотр содержимого документа
«Вулканы.Горячие источники .Гейзеры. »
Урок географии в 6 классе на тему:
( с элементами критического мышления)
Учитель: Голикова Н.К.
Атырау 2014г.
Тема урока: Вулканы, горячие источники, гейзеры.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами критического мышления.
Цель урока:
Образовательная
продолжить знакомить учащихся с явлениями происходящими в недрах земли;
сформировать понятие «вулкан», «гейзер»;
дать понятие о том, что вулканизм связан с поднятием магмы из недр Земли; о роли вулканической деятельности в образовании литосферы, гидросферы, атмосферы.
Развивающая
продолжить формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, таблицами.
Воспитательная
любознательность, охрана природы.
Оборудование:
карта полушарий
карта «Строение земной коры»
атлас, контурные карты
макет «Вулкан»
рисунки
Формы проведения урока:
беседа-анализ, посвященная особенностям строения и причинам образования вулканов с использованием схем и картин, произведений литературы;
повторение уже известных и изучение новых понятий и терминов;
сообщения учащихся;
демонстрация опыта;
практическая работа с картами – определение местоположения крупных вулканов.
Повторение и проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
Какую земную оболочку мы изучаем?
Назовите все оболочки земли, которые составляют географическую оболочку?
Каково внутренне строение земной коры?
Какой бывает земная кора?
Где земная кора будет тоньше? Почему? Какой отсутствует слой?
Из каких пород состоит ядро?
Назовите два вида движения земной коры?
Причины землетрясения?
По какой причине определяется сила землетрясения?
Как располагаются очаг и эпицентр?
Как идет деление гор по высоте?
Чем молодые горы отличаются от старых?
Как называются обширные участки суши с плоской или холмистой поверхностью?
Учащиеся должны ответить, что я показываю: (работа по карте)
г. Кордильеры
г. Анды
г. Гималаи
г. Тянь-Шань – высшая точка нашей страны
Западно-Сибирская равнина
Амазонская низменность
Я слова читаю Вам
Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.
Ядро, мантия, впадина, земная кора
Подошва, склон, вершина, отмель
Очаг, эпицентр, кратер
План изучения нового материала
Вулканы и их происхождение.
Горячие источники.
Гейзеры.
Учитель: У этой немаленькой горы Характер тихий до поры, Но может так случиться Взорвется, задымится (вулкан)
О какой горе идет речь? (О вулканической)
Правильно, сегодня мы с Вами и поговорим о вулканах.
В тетрадях записывают тему урока:
Вулканы, горячие источники, гейзеры
Учитель: но прежде, чем об этом говорить, я бы хотела узнать, что Вы знаете о вулканах, чего не знаете и хотели бы узнать и что узнали нового.
Заполните таблицу
Что я знаю
Что хотел бы узнать
Что узнал
Выслушиваю мнения учащихся, зачитывают записи в двух колонках таблицы.
Как же происходит, что одни горы на Земле находятся в спокойном состоянии, а другие вдруг начинают извергаться. Давайте постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.
Откройте учебник стр. 56 рис. 38 – следите по рисунку за моим объяснением!
В земной коре есть трещины, вблизи которых, давление вещества мантии – магмы меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Газы, которые находятся в магме, вытесняют ее из очага вверх по каналу. Скажите, как называется этот канал жерло к вершине, а что находится на вершине кратер – учащиеся находят определения в тексте и зачитывают. Магма изливается наружу, газы из нее улетучиваются и такую излившуюся магму называют лавой, t которой 10000
Выделение газов, сопровождается взрывами: в воздух выбрасывается пепел и вулканические бомбы (горные породы, шлак, камни).
Демонстрирую опыт «Извержение вулкана»: для этого беру макет вулканической горы, в углубление на вершине горы насыпаю 0,5 чайной ложки моющего порошка и капаю 5-6 капель уксусной эссенции. В результате химической реакции учащиеся наблюдают, как происходит процесс извержения вулкана и растекания жидкости (лавы).
Все вулканы можно разделить на три группы (записываю на доске, учащиеся в тетрадях)
Действующие Потухшие Уснувшие
те, которые извергались на не извергавшиеся на те, которые потухли, но могут
памяти человека и извергаются памяти человека снова начать извергаться
до настоящего времени
На настенную карту «Карта полушарий» прикрепляю яркие значки на места расположения вулканов: Ключевская Сопка, Гекла, Этна, Везувий, Кракатау, Фудзияма (учащиеся в это время, наносят условными знаками данные вулканы на контурную карту).
Мы говорим, что вулкан злой, вулкан разрушитель, но вулкан имеет и мирные профессии. Из дополнительной литературы М. Жилин «Огненное ожерелье» (зачитываю учащимся):
Вулканы выбрасывают много шлака, песка, камней. Значит, вулкан – строитель
На Камчатке чудо-электростанция работает без топлива, пар вращает ее турбины. Значит вулкан – энергетик
Но самое удивительное, как утверждают ученые, - вулканы создали земную кору, воздух и воду. И все живое на Земле. Так что и мы, люди, тоже дети вулканов.
2-3. Горячие источники и гейзеры
Бьет источника фонтан Струя до поднебесья В соседях с ним живет вулкан Фонтан Вам тот известен (гейзер)
Предлагаю открыть учащимся раздел 4.параграф 18.Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятиями гейзеры, горячие источники. Далее вместе с учащимися закрепляем прочитанное.
Используя дополнительный материал М. Жилкин «Огненное ожерелье» стр.10-11, о том, как работает подземная кухня и как вулканологи приготовили обед без спичек с помощью маленького гейзера, на который поставили сеточку с картофелем, кастрюльку с яйцами и чайник с водой, не прошло и 5 минут как сварились яйца, через 20 минут был готов картофель и запрыгала крышка чайника.
Закрепление (провожу в форме ответа на мои вопросы). Учащиеся слушая вопрос записывают ответ столбиком в тетрадь:
Гора имеет подошву, склон и…………………………………………Вершина
Область пересечения двух горных хребтов………………………….Узел
Магма, из которой при выходе наружу улетучились газы...............Лава
Чашеобразное углубление, из которого выливается магма…..........Кратер
В состав ядра входят: железо и……………………………………….Никель
Проверяем ответы, и предлагаю прочитать получившееся слово из первых букв по вертикали. Далее учащиеся заполняют третий столбец таблицы «Что я узнал».
Итог
Сегодня мы познакомились с вулканами – это горы конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, а также потоки раскаленной лавы. Одним из проявлений вулканической деятельности являются гейзеры – источники выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара. Вулканы и гейзеры, приносят большую пользу людям, о чем мы сегодня и говорили в ходе урока.