Составила Подцукова С.Н., Алматинская обл., г.Сарканд, школа лицей и. Н. Островского с ДМЦ
По теоретической части: 1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается. | Да, это все – водоемы. Сегодняшний урок мы посвятим изучению водоемов. Попробуйте освоить эту тему самостоятельно, заполните пропуски на втором этапе. Место рождения реки-исток. Место, по которому протекает река-русло. Ручейки и реки, впадающие в реку называют притоками. Место, где река впадает в другой водоем, называется устьем Воду рек и озер называют поверхностными водами. Воды, находящиеся под землей, называют грунтовыми или подземными. Это самый чистый источник питьевой воды. Основной источник подземных вод-осадки. Воды, растворяющие различные соли, минеральные вещества горных пород и насыщающиеся газами, приобретающие определенный вкус и запах называются минеральными, используются для леченияразличных заболеваний В Казахстане целебные источники называют Арасанами. В Казахстане существютследующие Арасаны. А……………., К……., Б….., Ж……….. | По теоретической части: 2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания». Применяются различные интерактивные методы диалога. | Почему источниками подземных вод являются осадки? Ответ: Потому, что это основной источник подземных вод. Найди в учебнике описание использования подземных вод жителями Казахстана. Ответ: Для питья, в быту, для полива, поят скот, в промышленности. В твоей местности есть минеральный источник, как ты будешь его использовать? Ответ: Для лечения различных заболеваний людей в санаториях, домах отдыха. | По теоретической части: 3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание». 2)выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы … Можно использовать стратегию «Диаграмма Венна». | 1-3. По диаграмме Венна сравните мелкие водоемы с крупными водоемами. Мелкие водоемы сходства Крупные водоемы Подземные Надземные Реки вода Моря Ключ Судоходство Океаны Родники Рыба Озера Колодец Купание Выдели главную идею темы: а) Общее меду мелкими и крупными водоемами: вода, судоходство, рыба, купание. б) Особенность мелких водоемов: питье, быт, полив, промышленность в) Особенность крупных водоемов: добыча соли, полезных ископаемых, лечение. |
По теоретической части: 4-шаг. «Синтез» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.). | Замени блок – схему, построенную на основе главной идеию. Сделай вывод об использовании водоемов. Вода Надземные воды Подземные воды | озеро скважина родник Море океан колодец ключ пресное Соленое Минеральные воды реки |
5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …) | Выполни следующее задание из учебника «Познание мира 4 кл» К.А. Аймагамбетова стр 42. |
6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуацииможет найти применение? Приведите пример и решите. | Найди лишнее слово: Исток, русло, родник, устье, приток. Для чего надо беречь пресную воду? (Без воды нет жизни). Как загрязняется вода? (Заводами, фабриками). Ты видишь, в водоем сыпят мусор. Как ты поступишь в данной ситуации? |
-
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: | ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений)Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровня усвоения следующим образом: |
-
| 1-пороговый уровень (5 баллов) |
По теоретической части: «Узнавание» (оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.» | 1. Вставьте пропущенные слова: 1). Исток – место рождения реки. 2). Русло – это место, по которому протекает река. 3). Притоками называют ручейки и реки, впадающие в реки. 4). Место впадения реки называют устьем. 5). Поверхностные воды – это воды рек и озер. 6). Подземными или грунтовыми называют воды, которые находятся под землей. 7) Осадки – это основной источник подземных вод. 8) Арасаны – это целебные источники. Перечисли их…………….. |
На практике (оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …) | 1. Глубоко залегает под землей подземные воды 2. Человек использует колодцы для добычи подземной воды. 3. В Казахстане много источников с минеральной водой. 4. Вспомни пословицы , поговорки, сказки о воде, родниках и колодцах. Вода – жизни начало. Море – рыбачье поле. Не накормит земля, накормит вода. |
| Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней. |
| 2-алгоритмический уровень (5+4 балла) |
По теоретической части: «Понимание» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» | 1 Осадки являются основным источником подземных вод. 2. Жители Казахстана используют подземные воды для питья , полива, в быту, промышленности. 3. Минеральный источник в нашей местности я буду использовать для лечения различных заболеваний людей. |
По теоретической части: «Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания») 2) выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание». Можно использовать таблицу. | 1-3).Из левого столбика найди соответствующие слова правого столбика Реки Вода Моря Родники Судоходство Океаны Колодец Рыба Ключи Озера Купание 4).Выдели главную идею темы. Мелкие и крупные водоемы человек использует для _______, ______, _____, ____. |
На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница) | 4. Продолжи ряд предложений о покрытосеменных растениях: - На Земле имеется 250 тысяч видов. -У покрытосеменных оплодотворение двойное. -Два спермия находятся в пыльцевойтрубке -Пыльца попадает при опылении на рыльце пестика. -Околоплодник развивается из стенок завязи. -_________________________________________________ -__________________________________________________ |
| Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня. |
| 3-эвристический уровень (9+3 балла) |
По теоретической части: «Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение. | 1. Напишите мини- сочинение о значении покрытосеменных растений в жизни людей. (10 предложений) |
На практике (оценка умений): Рефлексия: Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п. | Предложения – фантастика. Какие бы вы хотели получить новые сорта покрытосеменных растений? |
| Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность», «Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал |
| 4-творческий уровень (12 баллов) |
| Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе. |