kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вода-источник жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощение знаний учащихся о значении воды в жизни планеты, о физических состояниях воды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода-источник жизни»

Вода-источник жизни

Цель : познакомить с богатством природы - водой, со значением чистой воды для жизни всего живого на Земле

Задачи: обобщить знания учащихся о значении воды в жизни планеты, о физических свойствах воды. Развивать познавательный интерес учащихся. Развивать экологическую культуру учащихся, определить экологические проблемы, связанные с водой; найти пути рационального использования водных ресурсов.

Образовательные и развивающие задачи:

  • Расширить и углубить знания о веществах, их строении и свойствах.

  • Ознакомить учащихся с достижениями науки.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности.

  • Развивать умение логически мыслить; умения находить взаимосвязь между различными темами в географии

  • Развивать самостоятельность мышления, речь, память.

Воспитательные задачи.

  • Поддерживать устойчивый интерес к географии

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам страны.

  • Воспитывать гармонично развитого человека.

Тип урока: повторение изученного материала

Требования ФГОС:

Предполагаемые результаты обучения:

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, о природных закономерностях, влияющих на жизнедеятельность людей.

Методы урока:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, Интернет, дидактические материалы,


Ход урока

  1. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Мы с вами, как жители планеты Земля – счастливые люди. У нас есть ОНА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая, твердая и парящая, нераскрытая тайна природы. ОНА – наше прошлое, настоящее и залог будущего. Что – это, ребята? Правильно, это вода. Тема нашего урока «Вода – источник жизни». Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют ее значение для жизни на Земле. Эпиграфом к уроку я выбрала слова Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». ( слайд2)

- Вопрос учащимся « Что такое вода? Какие сведения о воде вам были известны до сегодняшнего урока?

- Вопрос: Ребята, в каких состояниях бывает вода? Угадайте загадки.


Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег – твердое состояние) (Слайд 3)


Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море. (река – жидкое состояние) (Слайд 4)


Утром бусы засверкали,
Всю страну собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. ( роса – газообразное состояние) (Слайд 5)


Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! ( вода - три состояния воды) (Слайд 6)

- Вопрос учащимся: Благодаря чему вода на нашей планете может находиться в трех состояниях?»

Ответ: Это объясняется средним расстоянием от Земли до Солнца, равным 149, 6 млн. км. Если бы расстояние от Земли до Солнца составляло менее 134 млн. км, то вся вода океанов, морей и рек испарилась бы. Увеличение расстояния между Землей и Солнцем до 166 млн. км и более привела бы к тому, что жидкой воды на нашей планете не осталось бы - она полностью превратилась бы в лед.

Учитель географии: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В.Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Вода – это океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь». (Слайд 7)

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.

Учитель географии: Вода – это тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земной поверхности. Вода – это бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий зимой землю. (Слайд 8)

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.



Учитель географии: Прекрасно и невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов, торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Эта обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере. Вода – это великий художник. (Слайд 9)

Безгранично многообразие воды. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.

Вопрос учащимся : Как известно вода играет главную роль и для жителей нашей республики. Почему важна вода? Какую роль играет река Волга в жизни человека и для общества?

  1. Вода- колыбельная жизни

  2. среда обитания большинства животных

  3. основная пища растений

  4. участвует в формировании климата

  5. важнейший преобразователь неживой природы

  6. источник энергии (ГЭС)

  7. среда протекания всех биохимических реакций


Вода – уникальная жидкость! У нее особые свойства. Для воды, будто законы не писаны! Но именно благодаря этим особым свойствам на нашей планете зародилась и развилась жизнь. А сейчас перечислим особенности воды: (Слайд 10)

1. Воде по ее химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твердой, ни жидкой воды, а был бы один пар. А она кипит при 100 °С.

2.У воды высокие удельные теплоты замерзания и пароообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли, а зимой промерзли до дна, и вся жизнь в них погибла бы.

3. Замерзая, вода расширяется. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.

4. Высокая теплоемкость. У воды она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям, никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.

5. При всей своей кажущейся простоте, вода до сих пор преподносит загадки, причем одна сложнее другой. Ученые доказали, что вода обладает памятью.

Музыкальная пауза - видеоролик с музыкой Ю.Антонова «Море, море» (http://www.youtube.com/watch?v=E3dj2tHseP8)

Из космоса наша Земля кажется голубой планетой. И не только потому, что большую ее часть окутывают облака, отливающие голубоватым светом под лучами Солнца, но и потому что большую часть поверхности планеты образуют океаны и моря. А они из космоса кажутся синими.

Практическая работа №1 по карте и с космическими снимками. (слайд 11)

Используя космические снимки определить :

  • Задание №1 - самое глубокое озеро мира;

  • Задание № 2 - самое большое море-озеро (Каспийское море);

  • Задание №3 – Великие озера Северной Америки;

  • Задание №4 – самое мелкое море (Аральское море)


Практическая работа №2

Используя космические снимки определить : ( слайд 12)

  • Задание №1 - реку Волга и море, куда она впадает;

  • Задание №2 – самую длинную реку в мире

  • Задание №3 - самую большую дельту у реки Лена


Вопрос учащимся: Ребята, как вы думаете «Хватит ли воды на Земле?» (Слайд 13)

Учитель географии: Основные запасы воды на Земле сосредоточены в морях и океанах. Пресная вода находится, главным образом, в ледниках, а также в реках и озёрах. Россия находится на втором месте в мире по запасам воды после Канады. Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На ее территории находятся сотни рек, озер и прудов. Её омывают несколько океанов и множество морей.

Запасы воды на Земле: 98% - морская вода; 1,7 % - пресная вода. Большая часть пресной воды не доступна человеку, т.к. содержится в ледниках. Из 7 млрд. человек на планете Земля – 1,2 млрд. чел. живут в условиях острой нехватки воды. Минимальный объем потребляемой воды на душу населения в сутки составляет 10 литров в странах Африки. Максимальная – 600 л. в США.

Человечество потребляет огромное количество пресной воды (Слайд 14)– в основном на промышленные и сельскохозяйственные нужды. Главный потребитель воды – сельское хозяйство. Наиболее водоемкие отрасли промышленности – горнодобывающая, сталелитейная, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и пищевая. На них уходит 70% всей воды, затрачиваемой в промышленности.

Бурное развитие всех отраслей промышленности может повлечь за собой недостаток пресной воды. Экономисты посчитали, что все фабрики и заводы России «выпивают» за минуту целую реку Волгу. И это неудивительно. На производство одной тонны металла идет 500 тонн воды, на производство одной тонны капрона в 7-8 раз больше. В водоемы попадает большое количество бытовых и промышленных загрязнений. Например, в мире количество бытовых сточных вод превышает 200 л в сутки на одного человека. Особенно опасными в сточных водах считаются нефть и нефтепродукты, ионы тяжелых металлов, пестициды и другие вредные вещества.

Все это приводит к недостатку пресной воды. Известны многие страны, которые сейчас испытывают дефицит воды: Япония, Италия, Тунис, Эфиопия, Пакистан, Афганистан и многие другие. В странах Аравийского полуострова, а также на многих островах, где почти полностью отсутствуют собственные источники пресной воды, используется морская опресненная вода. На привозной воде живет целая страна Алжир. Статистические исследования, охватившие многие страны мира, показывают, что 80% всех заболеваний связаны с плохим качеством питьевой воды и нарушением санитарно-гигиенических норм водоснабжения.

Вопрос: Назовите пути загрязнения воды.

Вывод: пути загрязнения воды - промышленный сток; коммунальное хозяйство

( канализация); сельское хозяйство; природное загрязнение (слайд 15)

Вопрос: Ребята, как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений?

1.Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

2.Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.

3.Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Учитель: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, объявила 22 марта Всемирным Днем водных ресурсов. В соответствии с рекомендациями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию этот день начали отмечать с 1993 года. 22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества. Практические усилия могут помочь углубить общественное понимание, как проблем, так и решений в этой области. 2013 год президентом РФ В.В. Путиным объявлен Годом охраны окружающей среды.

IV.Рефлексия.

  • Что дает человеку вода?

  • Почему вода – сок жизни на Земле?

  • Почему питьевая не иссякает?

Закрепление темы : Видеоролик «Что такое вода.avi»

Д\З Нарисовать плакат на тему «Берегите, воду!»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вода-источник жизни

Автор: Павлова Елена Германовна

Дата: 18.02.2023

Номер свидетельства: 626015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства