kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по географии на тему "Ш.Ш.Уалиханов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие познавательных способностей, интереса к предмету, мышления, памяти, внимания;

- воспитание уверенности в своих силах;

- воспитание патриотизма, культурного наследия, активной гражданственной позиции путем изучения географии, истории и других предметов

- расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся.

 

Межпредметные связи: география, история, литература, ИЗО, музыка.

  Действующие лица:

1.Солнце (ученица в желто-золотистом наряде).

2.Осенняя степь (ученица в бело-серебристом платье).

3.Рассказчики (2 ученицы и 2 ученика).

4.Мать Шокана – Зейнап (в казахской национальной одежде).

5.Молодые женщины в казахской национальной одежде (2 ученицы).

6.Судьба (ученица в белом одеянии, на голове венок из ярких цветов).

7.Жители Кошгара, слуги мятежного султана Уалихана (2 ученика).

8.Шокан Уалиханов, притворяющийся купцом Алимбаем – мурзой.

9.Два воина из отряда сарыбагашей.

10.Память (ученица в белом платье).

11.Учителя-предметники (истории, каз.языка и литературы, ИЗО)

 Оборудование: портрет Ш.Ш. Уалиханова (1835-1865), надпись: «Народ он свой любил …Он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой» (Г.Н. Потанин).

 Список звукозаписей:

1.Лирический нежный радостный кюй (7-10 мин).

2.Печальный кюй (3-4 мин).

3.Светлый, торжественный, величественный кюй (7-8 мин).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по географии на тему "Ш.Ш.Уалиханов" »



Цель: развитие познавательных способностей, интереса к предмету, мышления, памяти, внимания;

- воспитание уверенности в своих силах;

- воспитание патриотизма, культурного наследия, активной гражданственной позиции путем изучения географии, истории и других предметов

- расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся.

 

Межпредметные связи: география, история, литература, ИЗО, музыка.

  Действующие лица:

1.Солнце (ученица в желто-золотистом наряде).

2.Осенняя степь (ученица в бело-серебристом платье).

3.Рассказчики (2 ученицы и 2 ученика).

4.Мать Шокана – Зейнап (в казахской национальной одежде).

5.Молодые женщины в казахской национальной одежде (2 ученицы).

6.Судьба (ученица в белом одеянии, на голове венок из ярких цветов).

7.Жители Кошгара, слуги мятежного султана Уалихана (2 ученика).

8.Шокан Уалиханов, притворяющийся купцом Алимбаем – мурзой.

9.Два воина из отряда сарыбагашей.

10.Память (ученица в белом платье).

11.Учителя-предметники (истории, каз.языка и литературы, ИЗО)

 Оборудование: портрет Ш.Ш. Уалиханова (1835-1865), надпись: «Народ он свой любил …Он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой» (Г.Н. Потанин).

 Список звукозаписей:

1.Лирический нежный радостный кюй (7-10 мин).

2.Печальный кюй (3-4 мин).

3.Светлый, торжественный, величественный кюй (7-8 мин).

 Действие I.

Рассказчица: Открой история, нам том воспоминаний,

          И пусть пройдут сегодня перед нами

          Дни жизни выдающегося человека:

          Ученого и просветителя 19-го века! …

          Сыном своим ныне горд Казахстан!

          Имя его Уалиханов Шокан!

          Итак, … Врата памяти отворились;

          И вот Степь и Солнце разговорились!

         Степь:

         Приветствую тебя, могучее светило!

         Кошма пожухлых трав всю степь укрыла;

         Угрюм ноябрьский ветер: скорбно плачет

         И о былом с курганами судачит;

         Дыхание зимы всем овладело …

         А ты сегодня весело! … В чем дело?!

         Твой лик улыбкой летнею сияет!

 

         Солнце:

         Сегодня степь в объятиях принимает

         Особое дитя! … Так полон света

         И тяги к знаниям чудесный мальчик этот!

         Мать – бия дочь, законов знатока!

         Отец – султан Шингис: тверда его рука;

         Правитель славный он и храбрый воин!

         Давай же, Степь, поздравим мы с тобой

         Родителей: Шингиса и Зейнап!

         Я им пошлю свой луч – как светлый знак!

 

         Действие II.

         Под звуки радостного кюя на сцену выходят счастливая мать и две молодые женщины в казахских национальных костюмах. Они выносят на сцену нарядную люльку, ставят ее в центре авансцены и, присев возле нее на колени, склоняются над ребенком.

 

         Первая молодая женщина:

         Смотрите-ка: стена раскрылась из-за туч,

         И в колыбель прорвался Солнца луч!

          Мать Шокана:

         Малыш ручонкой к Солнцу потянулся,

         И луч поймал в ладонь, и улыбнулся!

         Вторая молодая женщина:

         Порадуйся Зейнап, такому диву!

         Сын – словно Солнце вырастет красивым!

         Первая молодая женщина:

         Полюбит свет и свой народ прославит!

         Вторая молодая женщина:

         Ему благословенье небо дарит!

                За спиной у женщин появляется Судьба, подходит к ним и тоже любуется ребенком.

         Судьба:

         И я, Судьба, пришла поздравить вас,

         Прекрасное дитя! … Ему сейчас

         Талантов многих подарю венок!

Снимает с головы венок из ярких цветов, показывает его женщинам и говорит:

          Вот знания сияющий цветок!

         Другой цветок – его судьбы звезда! …

         Еще цветок великого труда!

         А вот цветок дорожный, полевой –

         Далекого пути он знак благой! …

         Цветы познаний, мудрости, добра

         Прими, малыш! Тебе расти пора! …

 

         Судьба снимает венок, кладет в люльку, женщины удаляются со сцены.

 

         Действие III.

         На сцену выходят рассказчики.

 

Учитель:

         Малыш рос не по дням, а по часам! Потомок великого хана Аблая, защищавшего казахов от джунгарских посягательств; потомок легендарных Ишимхана, Баракхана, Куюр-Чумхана, Урусхана и грозного завоевателя Чингисхана; сын благородного и образованного старшего султана-правителя Шингисхана Уалиханова был достоин громких имен своих предков!

        

Учитель казахского языка Асылбекова Л.Ж. с презентацией

         Он очень рано начал говорить, а в 4 года уже научился читать. Детство его прошло сначала в крепости Кушмурун, а потом в родовом имении отца – Сырымбете. Мухаммед Ханафия, которого любящая мать прозвала Шоканом, занимался рисованием, изучал восточную поэзию и арабский язык, а впоследствии овладел английским, французским, персидским, уйгурским и другими языками. На всю жизнь запомнились Шокану увлекательные рассказы мудрой бабушки Айганым и музыкально- поэтические состязания акынов, которые отец Шокана устраивал в Сырымбете.

Шокан не только увлекался поэзией и языками, но и любил рисовать.

Учитель ИЗО Конуров К.С. с презентацией

Учитель истории Койшибаева А.Т. с презентацией

В 12 лет Шокан поступил в Омский кадетский корпус, где поразил преподавателей своими успехами в учебе. Педагоги с удивлением замечали в мальчике быстро растущие таланты будущего исследователя и ученого. В 19 лет Шокан успешно закончил кадетский корпус и в соответствии с семейными традициями, стал российским офицером, исполняющим поручения царской администрации.

         Но одновременно его увлекали вопросы истории, географии и экономики казахской степи и соседних стран. Его манила идея дальних путешествий и научных исследований. Шокан приступает к осуществлению своей заветной мечты …

Учитель:

 С 19-летнего возраста до 22 лет он путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, Киргизии; многие путешествия он совершил вместе с выдающимся ученым-географом П.П. Семеновым-Тян-Шанским.

         И по его рекомендации Шокан Уалиханов становится членом научного Российского географического общества. В возрасте 22 лет он совершает свою знаменитую, полную опасностей поездку в Кашгарию, в Китай. Кашгар был закрыт для ученых и охвачен народной смутой. Иноземцев в Кашгаре в любую минуту могла ждать смерть. Для Шокана Уалиханова была тщательно разработана легенда о купце Алимбае, отец которого якобы уехал в Россию и умер, а сын теперь стремится вернуться на родину, в Кашгар. И все-таки путешествие было крайне опасным!

         За год до этого на площади Кашгара по приказу мятежного султана Уалихана при всем народе отрубили голову европейскому купцу. Который на самом деле был немецким географом и путешественником Адольфом Шлягинтвейтом. Рискуя жизнью, Шокан Уалиханов отправляется в Кашгар

         Действие IV.

         Появляются кашгарцы – слуги мятежного султана Уалихана. На сцену выходит Шокан Уалиханов, притворяющийся Алимбаем; слуги султана подозрительно разглядывают его.

 

         Первый житель:

         Опять чужак! Да что ж это такое!

         Всеславному Кашгару нет покоя!

         Второй житель:

         И года не прошло-то с тех времен,

         Как из Европы был купец казнен!

         Первый житель:

         Как славно голова его катилась

         По площади!

         Второй житель:

         О, да! Султана милость

         Известна к иноземцам! … Эй чужак!

         А может быть, и ты Кашгару враг?

         Шокан (смиренно кланяется):

         Я Алимбай-мурза, простой купец!

         Кашгарцем был мой умерший отец!

         Вернулся я на родину свою!

         Кашгару и вреда не причиню!

         Первый житель:

         Посмотрим! Ты пока под подозреньем!

         Оставь свои пустые уверенья!

         Второй житель:

         Тебя чужак нам велено стеречь!

         Глядишь, укоротим тебя до плеч!

 

         Слуги султана, хохоча, уводят его со сцены, появляется рассказчик.

         Учитель:

         Еще в пути и в первые дни жизни в Кошгаре Шокан несколько раз был на волосок от смерти. Чтобы рассеять подозрения местных властей, мнимый купец Алимбай занялся торговлей. Но одновременно он наблюдал за жизнью Кашгара, покупал древние исторические книги, сочинения средневековых поэтов – все это было неизвестно русским и европейским исследователям. Действовать приходилось под постоянной угрозой разоблачения. 11 марта 1859 года Шокан Уалиханов отправился в обратный путь. В дороге он был схвачен отрядами сарыбагашей как русский шпион. Ему опять угрожала смерть.

                   Действие V.

         Два воина выволакивают на сцену Шокана и вырывают у него из рук дорожный мешок.

 

         Шокан:

         В чем провинился я?! Ведь я простой купец!

         Живу торговлей, как мой отец! …

         Первый воин:

         Купец?! А где же твой товар, скажи?!

         Что ты наторговал, нам покажи!

         Воины вываливают все из мешка на пол книги, тетради, листы с путевыми заметками и разглядывают их, постепенно опять наполняя мешок.

Второй воин:

         И это вот товар?! Да ты же врешь!

         Первый воин:

         На нас обманщик ты не проведешь!

         Второй воин:

         Тетрадочки! … Записочки! … Вот он:

         Наемный соглядатай и шпион!

         Хватай его!

 

         Воин выворачивает Шокану руки и хватает его за плечо.

 

         Первый воин:

         За все ответит он!

         Воины (хором): Знай на рассвете, будешь ты казнен!

         Воины уволакивают Шокана со сцены и уносят мешок с книгами и записками.

         Учитель:

         Шокана Уалиханова спас случай. Казачий отряд, узнав о задержке каравана, поспешил ему навстречу и спас ученого от минуемой гибели.

         А затем был Петербург и блестящий доклад Уалиханова в Географическом обществе. Началась интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Перед молодым ученым открывалась возможность успешной карьеры. Он получил чин штаб-ротмистра и был награжден орденом Святого Владимира. Но тяготы длительных путешествий и суровый климат Петербурга с его вечными дождями и сыростью сделали свое дело …

         Шокан умер от тяжелой болезни – туберкулеза. Шокан скончался в апреле 1865 года в ауле Тезек в урочище Коген-Тоган, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта. Перед кончиной Шокан написал отцу последнее письма: «Устал, нет никакой силы – весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями - это мое последнее письмо. Прощайте. Обнимаю вас всех». Сначала на могиле Шокана построили сводчатую гробницу из жженого кирпича. Позднее, по поручению генерала Кауфмана и при содействии архитектора Зенкова, на могиле было установлена мраморная плита с надписями на русском и казахском языках. Текст надписи гласит: «Здесь покоится прах штаб-ротмистра Шокана Шынгизовича Уалиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркинстанского генерал-губернатора Кауфмана, во внимание ученых заслуг, положен, сей памятник генерал-лейтенантом Калпаковским в 1881 году». В 1958 году был сделан новый памятник. А в канун 175-летия Шокан был построен мемориальный комплекс.

 

         Действие VI.

         Звучит печальный кюй. На сцене появляется Память, бережно касается портрета Шокана Уалиханова, идет к авансцене.

 

         Память:

         Шокан … Как горько: не дойдя до тридцати,

         Скорбя, из жизни молодым уйти,

         Прожив так мало – на судьбы изломе! …

         Но яркою звездою на небосклоне

         Истории народа ты сверкнул!

         Понять тебя не мог родной аул,

         А ты мечтал о будущем народа:

         О том, как он когда-нибудь свободно

         Под сенью просвещенья будет жить!

         Народ свой ты стремился одарить

         Плодами светлыми культуры и науки!

         И благодарно правнуки и внуки

         Хранят твое наследие теперь!

         Казахам ты открыл в Европу дверь;

         И берегут ученые в веках

         Труды твои на многих языках!

 

         Учитель:

 

         Шокан Уалиханов посвятил множество статей культуре и устному народному творчеству казахов, он полностью записал народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян - Сулу», а также киргизский героический эпос «Манас».

         Открытия, сделанные Шоканом Уалихановым, поставили его в один ряд с выдающимися географами мира. Результаты его поездок; его путевые заметки; статьи; исторические, географические, этнографические, картографические, топографические труды были опубликованы на русском, немецком, английском, французском языках. Писатель Ф.М. Достоевский, с которым Шокана Уалиханова связывала трогательная преданная дружба, в одном из писем написал Шокану: «Вы первый из Вашего племени, достигший образования европейского». И он был первым. И навсегда останется первым великим ученым казахского народа!

 

         Действие VII.

         Звучит торжественный кюй.

         Чтец 1

         Быть первым – нелегко … Когда от скуки

         Сыны стран развитых, шутя, идут в науки,

         Им не понять:

         Как горестно и трудно

         Непонятым встречать

         Над книгой утро;

         Считаться чудаком, которому на воле

         Милее жить, чем в сытой барской доле! …

 

         Чтец 5

         Мечта твоя сбылась … Твой Казахстан

         Потомкам щедро в дар судьбою дан

         Для радости и мирного труда! …

         И Родина твоя тобой горда!

         И сохранит родной твой Казахстан

         Навеки имя светлое

 

         Чтецы (хором): Шокан!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по географии на тему "Ш.Ш.Уалиханов"

Автор: Абылгазина Рауза Шапаевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190508


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства