kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Визуальная оценка различных показателей экологического состояния ручьёв и малых рек (практическая работа на местности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный подход в обучении - один из показателей современного урока. Умение вести наблюдения, оценивать, делать выводы, проводить несложные измерения и исследования особенно важно при изучении таких предметов как география, краеведение, биология, физика. Данная практическая работа научит не только проводить наблюдения в природе, но и работать с различными источниками информации, в том числе осуществлять опрос местных жителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Визуальная оценка различных показателей экологического состояния ручьёв и малых рек (практическая работа на местности) »

Визуальная оценка различных показателей

экологического состояния ручьёв и малых рек

Иванова Марина Фёдоровна,

учитель географии МКОУ Даньковской ООШ

Подгоренского района Воронежской области


Практическая работа (география, краеведение, 6 класс)


Цель: оценить экологическое состояние ручья; предложить меры по улучшению экологического состояния ручья.


Ребята, при работе соблюдайте правила техники безопасности!


1.Состояние русла

Естественное русло.

Нет искусственных

сооружений и

больших изменений

в основном русле и

мелких притоках.

Присутствуют

возможные

свидетельства того, что в прошлом были

изменения русла, но

есть видимые

признаки восстановления русла и берегов

Русло реки

изменено (

Возможно, есть

навалы камней или

русло искусственно

облицовано.

Русло очень сильно

изменено(спрямление,

расширение, облицовка) ( 50%) Имеются дамбы, плотины или другие искусственные сооружения, которые препятствуют течению реки.

10

7

3

1

Обратить внимание: На спрямление или искусственные изменения русла, размыв перекатов, искусственные сооружения (высокие берега, облицовку берегов, дамбы, плотины, запруды, водопроводные трубы, опоры мостов).

2. Гидрологические изменения

Наличие паводков в

течение ближайших

1.5— 2 лет.

Отсутствие структур, которые препятствуют паводкам. Нет искусственного

отвода воды из

русла.

Наличие паводков

только каждые 3, 5 лет. Искусственный отвод воды если и есть, то незначительно влияет на обнажающиеся

местообитания водных организмов.

Наличие паводков

только каждые 6-10

лет. Искусственный

отвод воды существенно влияет на обнажающиеся

местообитания

водных организмов.

Отсутствие паводков. Имеются структуры, которые препятствуют паводкам.

Искусственный отвод воды вызывает

разрушение многих

местообитаний водных организмов.

10

7

3

1

Обратить внимание: При составлении протокола необходимо провести опрос местных

жителей, которые живут по берегам. Выяснить у них, как часто бывают паводки, как они

проходят, и что бывает с руслом после них. Обращать внимание на следы, которые оставляют паводки (отложение донных осадков и остатков растительности). Есть ли искусственный отвод воды (для ирригационных или промышленных целей), который может сильно снижать глубину реки и губительно влиять на местообитания водных животных и растений.


  1. Прибрежная зона

Естественная

растительность

распространяется на

удвоенную ширину

ручья (речки) с

каждой стороны

Естественная

растительность

распространяется на

одну ширину ручья или охватывает всю

пойменную

территорию.

Естественная

растительность

распространяется

только на 1/3 ширину ручья. Фильтрующая способность этой зоны снижена.

Естественная

растительность

распространяется менее чем на 1/3 ширину ручья. Фильтрующая

способность этой зоны сильно снижена.

10

7

3

1

Обратить внимание: Сравнивать ширину распространения растительности с шириной ручья. Наблюдать, как зарастает пойма. Определить качество растительности (травянистая,

кустарниковая, высокие и низкие деревья)

  1. Стабильность берегов

Берега стабильны.

Как правило, низкие,

на уровне поймы.

Более 33% внешней

эрозивной

поверхности берегов, укреплено корнями деревьев, которые могут продолжаться до поверхности воды.

Берега менее стабильны, низкие, на уровне поймы. Менее 33% эрозивной

поверхности

укреплено корнями

деревьев. Часто

наблюдаются

поваленные старые

деревья.

Берега еще более

нестабильны.

Сочетание низких и

высоких берегов,

внешние склоны

которых эродируются. Нависающая

растительность

только на высоких

точках берегов.

Ежегодно несколько

деревьев попадают в

поток.

Берега нестабильны, как правило, высокие. Имеются обрывистые участки и участки с обратным углом наклона, которые активно эродируются, обваливаются. Нависающая

растительность только на вершинах голых берегов, большое количество старых падающих деревьев.

10

7

3

1

Обратить внимание: Есть ли укрепляющая растительность на склонах берегов. Признаки

эрозии берегов – не заросшие растительностью, открытые корни деревьев и наличие открытых участков съезжающей земли. Следы скота, техники. Выяснить размер территории,

подвергшейся воздействию, по отношению к общей площади берегов

  1. Прозрачность воды (внешний вид)

Вода очень чистая,

или чистая, но сильно окрашенная.

Хорошо видно дно.

Нет масляных

пленок на поверхности воды, камнях, подводных предметах.

Вода местами мутная, особенно после дождей, но быстро приходит в стабильное состояние.

Прозрачность от 0.5

до 1 м. На погруженных предметах могут наблюдаться слабые налеты, но масляных и нефтяных пленок на поверхности воды

нет.

Вода мутная большую часть времени.

Прозрачность

снижается от 15 до 50 см. В местах с

замедленным течением наблюдается зеленая окраска воды. Камни и погруженные предметы покрыты пленками. Слабый запах (тухлых яиц).

Очень мутная или мало прозрачная в течение всего времени. Течение, как правило, медленное,

вода зеленого цвета,

присутствуют другие загрязнители.

Плавающие маты

водорослей, масляные и нефтяные пленки. Сильный запах различного

происхождения.

10

7

3

1

Обратить внимание: Тест на «купание» (хотели бы вы искупаться в этом водотоке). Цвет,

запах, прозрачность воды, пленки на погруженных предметах, камнях и на поверхности воды.

6. Обогащенность вод биогенными элементами

Вода отчетливо

чистая, небольшое

разнообразие

высшей водной

растительности,

незначительное

развитие водорослевых сообществ.

Вода достаточно чистая или слегка зеленого цвета. Умеренный рост

высшей водной

растительности и

водорослевых

сообществ.

Вода чаще всего

зеленого цвета.

Русло сильно зарастает высшей водной

растительностью и

водорослевыми

матами, особенно в

теплые месяцы.

Вода зеленого,

коричневого, серого

цветов. Плотные

заросли высшей водной растительности, значительное развитие густых водорослевых матов.

10

7

3

1

Обратить внимание: На плотность и разнообразие воздушно-водной, погруженной

растительности. Образуют ли водоросли отдельные нити или они собраны в густые скопления (тина).

  1. Барьеры для движения рыб

Барьеров нет

На ограниченном

участке есть небольшие завалы, дамбы, водопроводные трубы, но не высокие. Есть обходы этих сооружений.

На исследованном

участке есть

довольно высокие

завалы, дамбы,

водопроводные

трубы.

На всем протяжении

реки есть крупные

завалы, дамбы,

водопроводные трубы. Движение очень сильно затруднено.

10

5

3

1

Обратить внимание: Искусственные антропогенные сооружения, которые препятствуют

движению рыб и других водных животных. Не включать бобровые плотины и большие бревна.

8. Оценка укрытий для рыб

Есть больше 7

укрытий

От 6 до 7 укрытий

2 -3 укрытия

0-1 укрытие

10

8

3

1

Обратить внимание: Наблюдайте число укрытий разных видов на исследуемом участке. Для того, чтобы получить репрезентативный результат, исследуемый участок должен в пять раз превышать ширину ручья. Возможные укрытия: 1) поваленные деревья, 2) омуты, 3) валуны, крупная галька, 4) подрезанные берега, 5) корни деревьев, 6) густые куртины высшей водной растительности, 7) маленькие ответвления русла, 8) нависающая растительность, 9) пороги, 10) заводи, запруды.

9. Наличие омутов

Много глубоких и

мелких омутов на

более чем 30% дна

Омуты есть, но

немного, от 10 до 30% дна.

Омуты есть, но их

совсем мало, от 5

до 10% дна.

Омутов нет.

Дно видно.

10

7

3

1

Обратить внимание: Наблюдать количество различных местообитаний на участке, который равен 5 кратной ширине ручья. Типичные местообитания. Кора дерева и ее маленькие кусочки. Сгустки листьев. Подрезанные берега. Корни деревьев в воде. Крупный гравий, маленькие валуны

11. Затененность русла (Полог из крон деревьев)

Больше 75%

затенено

Больше 50% затенено

20-50 % затенено

Меньше 20 % затенено

10

7

3

1

Обратить внимание: Развитие древесной и кустарниковой растительности, которая подходит к самому урезу воды.

12. Степень заиления порогов

Заиленность камней

на порогах

Заиленность камней на порогах от 20% до 30%

Заиленность

камней на порогах

40%

Пороги полностью

заилены.

10

8

3

1

Обратить внимание: на заиленность камней и валунов на порогах. Для этого нужно вытащить несколько камней и сравнить их между собой.

Брать во внимание, если этот параметр значим.


Протокол визуальной оценки состояния ручья

Имя автора описания______________________________­­­­­____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________ Дата_____________

Месторасположение описываемого участка ручья ______________________________________

Площадь водосбора ______________________________________________________________

Уклон ручья (по карте) _____________________________________________________________

Использование территории водосбора (в %)___________________________________________

Посевы. Сенокос. Пастбище ________________________________________________________

Лес. Поселки. Загоны для скота. Промышленность. Другое_______________________________

________________________________________________________________________________

Погода сегодня. Погода в предыдущие дни (от 2 до 5)___________________________________

Ширина активного русла ___________________________________________________________

Преобладающий субстрат (валуны, гравий, песок, ил) __________________________________


Рисунок (или фотография) обследуемого участка ручья





















Подсчёт баллов

Состояние русла


Прозрачность воды внешний вид)


Наличие омутов


Гидрологические изменения


Обогащённость вод биогенными элементами


Оценка обитаний макробеспозвоночных животных


Оценка прилегающей территории и поймы


Барьеры для движения рыб


Затенённость русла


Стабильность берегов


Оценка укрытий для рыб


Степень заиления порогов



Средний балл


Состояние ручья

Плохое

6,0

Хорошее

7,5-8,9

Удовлетворительное

6,1-7,4

Отличное

9


Задание. Предложите меры, которые смогут улучшить экологическое состояние ручья.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Марина Фёдоровна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства