Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу работы с текстом учебника. Организует обучающихся на ведение записей на рабочих листах. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Работа с материалом учебника. Слайд 17 Рассказ Время с середины XV до середины XVII в. называют эпохой Великих географических открытий. Именно тогда европейцы узнали очертания всей обитаемой суши, доказали шарообразность Земли и единство Мирового океана. Открытые земли были включены в мировую политику и торговлю. Слайд 18 1. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Задание 1. Прочтите текст на стр. 65 уч-ка и ответьте на вопросы: 1. Какие земли во времена великих географических открытий называли Индией? 2. Почему морские державы стремились открыть именно морской путь в Индию? 3. Какие технические достижения сделали возможным дальние плавания? 4. Какое заблуждение существовало в эпоху Великих географических открытий относительно расстояний? Обобщает полученную информацию: Эти причины побудили европейцев начать поиски морских путей в Индию. Слайд 19 Задание 2. По ходу изучения темы, заполнить таблицу на рабочем листе. Путешественники | Время исследований | Маршруты путешествий | Открытия | викинги | IX-X вв. | Северная Атлантика | о. Исландия, о. Гренландия, п-ов Лабрадор, о. Ньюфаундленд | Васко да Гама | | | | Христофор Колумб | | | | | | | Фернан Магеллан | | | | | | | Слайд 20 Рассказ 2. Как был открыт путь в Индию? Слава открытия морского пути из Европы в Индию выпала на долю португальского адмирала Васко да Гамы (1469—1524). В 1498 г. ведомые им корабли обогнули мыс Доброй Надежды и продолжили свой путь вдоль восточного побережья Африки. В восточноафриканские порты регулярно приходили индийские и арабские торговые суда. Местные лоцманы помогли Васко да Гаме без потерь добраться до западного побережья Индии. Слайд 21 Путешествие Васко да Гамы подтвердило, что Индийский океан - не внутреннее море Атлантического океана, а самостоятельный океан. Слайд 22 Работа с контурной картой Задание 3. Нанесите на контурную карту маршрут плавания Васко да Гамы. Слайд 23 3. Как вновь была открыта Америка? Эвристическая беседа Задание 4. Найдите в тексте учебника на стр. 67 ответы на вопросы: Кто был первым человеком, бросившим вызов открытому океану? Когда это произошло? Куда отправился Христофор Колумб на трёх своих кораблях? Что было целью экспедиции Колумба? Кому принадлежала идея этой экспедиции? Почему Колумб, чтобы достичь берегов Индии решил плыть на запад? О чём не знал Колумб, отправляясь в это плавание? Почему, высадившись после двухмесячного плавания на Багамских островах у берегов Северной Америки, Колумб стал именовать открытые земли Вест-Индией, т. е. Западной Индией, а островитян – индейцами? Слайд 24 Работа с картой маршрута Х. Колумба. Рис. 43. Путешествия Христофора Колумба к берегам Америки Слайд 25 Рассказ Именно после плаваний Колумба начались регулярные контакты между материками через Атлантику и заселение американских земель европейцами. Испанцы не нашли островов пряностей, но зато познакомили мир с картофелем, кукурузой, томатами, табаком, каучуком, хлопком. Задание 26 Работа с контурной картой Задание 5. Нанесите на контурную карту маршрут плавания Христофора Колумба Слайд 27 Беседа по тексту учебника на стр. 68 Слайд 28 Рассказ Вновь открытая суша в честь Америго Веспуччи получила имя Америка. Тогда же Америку стали называть Новым Светом, а когда это название закрепилось, Европа, Азия и Африка стали восприниматься как Старый Свет. Слайд 29 Рассказ Однако настоящими первооткрывателями Америки являются отважные воины-мореходы из Скандинавии - викинги. Они ещё за 500 лет до Колумба, сами того не подозревая, проложили путь к берегам Северной Америки. На острове Ньюфаундленд археологами обнаружены остатки их жилищ. Слайд 30 Работа с контурной картой. Задание 6. Нанесите на контурную карту маршрут плавания викингов. Слайд 31 Рассказ 4. Кто первым обогнул земной шар? В начале XVI в. европейские географы продолжали считать, что большая часть западного морского пути к Индии пройдена. Многие экспедиции исследовали восточное побережье Америки, но так и не обнаружили пролив, за которым открывалась бы прямая дорога в Азию. На поиски этого пролива (потом его назвали Магеллановым) Фернан Магеллан (1470—1521) потратил почти год. Он обнаружил его на 52° ю. ш. Слайд 32 Беседа Задание 7. Прочтите текст на стр. 69-70, ответьте на вопросы: 1. В каком году началось кругосветное плавание Ф. Магеллана и сколько оно длилось? 2. По какому маршруту двигались корабли Магеллана? 3. Какие открытия были сделаны в ходе первого кругосветного путешествия? Слайд 33 Работа с контурной картой Задание 8. Нанесите на контурную карту маршрут плавания Магеллана. Слайд 34 Выводы по уроку: Путешественники эпохи Великих географических открытий расширили знания человечества о планете, дали более чёткое представление о новых землях Западного полушария, истинных размерах суши и Мирового океана, доказали шарообразность Земли, обогатили человечество знаниями о природе, хозяйстве, культуре людей, населяющих вновь открытые земли. Слайды 35-36 Физкультминутка. | Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Работа в парах. Читают текст учебника, анализируют его, находят ответ на вопросы, формулируют ответы, обсуждают в парах, корректируют ответы и озвучивают их. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Подписывают рабочие листы. Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Заполняют таблицу по открытиям Васко да Гамы. Наносят на контурную карту маршрут путешествия Васко да Гамы Работают с текстом учебника. Анализируют текст, формулируют ответы на вопросы. Обсуждают варианты ответов, озвучивают ответы. Ищут в тексте учебника информацию о вкладе Христофора Колумба в развитие знаний о Земле. Анализируют карту путешествий Колумба. Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Заполняют таблицу по открытиям Х. Колумба. Наносят на контурную карту маршрут путешествия Х. Колумба Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Наносят на контурную карту маршрут путешествия викингов Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Работают с текстом учебника. Анализируют текст, формулируют ответы на вопросы. Обсуждают варианты ответов, озвучивают ответы. Ищут в тексте учебника информацию о вкладе Ф. Магеллана в развитие знаний о Земле. Наносят на контурную карту маршрут путешествия Ф. Магеллана Формулируют выводы по уроку и озвучивают их. Слушают рассказ учителя. Выполняют упражнения физкультминутки |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 37 Беседа. Что нового мы узнали на уроке? Слайд 38 Вопросы: 1. Он дал величайшему океану земного шара общепринятое теперь название «Тихий океан». 2. Он первым обогнул Африку с юга. 3. Он родился в Португалии и принадлежал к старинному беднейшему дворянскому роду. Был пажом у королевы Леоноры. 5 кораблей под его командованием отправились в путешествие. Плавание было необычайно трудным. Все было: сильный шторм, тропическая жара, голод, болезни. Обратно в Испанию возвратился только 1 корабль. А из экипажа в 265 человек на родину вернулись 18 моряков. Сам мореплаватель погиб на одном из островов в схватке с аборигенами. Они совершили великое географическое открытие. Кто был этот отважный мореплаватель? Слайд 39 4. Биография его жизни во многом загадочна и трагична. До конца своих дней он не знал о значении своего подвига и был убеждён, что открыл морской путь в Азию за который ему дал звание, «Адмирал моря- океана»! Ни он сам, ни его современники так и не могли оценить значение и величину его подвига. Он умер страдая от одиночества, несчастья и нищеты. 5. Кто и когда открыл Америку? В честь кого Америка была названа Америкой? Думается, что ответы на эти вопросы не вызовут у вас затруднений. А знаете ли вы, что конгресс США (1964 г.) признал открытие Америки Колумбом вторым и расценивал его, как начало ее экономического освоения? Кто же был первооткрывателем Нового Света? Слайд 40 6. В 1992 г. весь мир пышно праздновал 500-летие открытия Америки Колумбом. К этой дате были построены точные копии каравелл Колумба «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария», которые повторили путь, пройденный Колумбом и в сентябре 1992 г. вошли в гавань Нью-Йорка. Но, за 9 лет до этого события, в 1983 г. представители Ирландии и Исландии при ООН заявили протест в связи с планами проведения под эгидой ООН мероприятий в честь 500-летия со дня открытия Америки Колумбом. Почему? 7. Многие мореплаватели безуспешно пытались обойти этот далеко выдающийся в океан скалистый мыс. Огромные, невиданной высоты волны, всегда встречавшие здесь суда смельчаков, усугубляли их суеверный страх и были непреодолимой преградой на их пути. Первым, кто достиг знаменитого мыса и обогнул его, открыв путь в другую часть света, был португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш. Почему вы сейчас не найдете на карте этого названия? | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Озвучивают ответы. |