kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии для учащихся 8 класса на конкурс "Учитель XXI века" на тему "Каспийское море"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по географии в 8 классе представляет собой конкурсный проект на городской конкурс "Учитель XXI века". Урок проводился в форме научно-исследовательской конференции и имел целью - ознакомление учащихся с происхождением, флорой и фауной Каспийского моря, его особенностями, уникальными легендами и тайнами. На уроке использовалась интерактивная доска, средства Интернета. Учащиеся работали в трех группах: "Биологи", "Экологи" и "Эксперты". Каждая группа выполняла ряд своих задач. Использовались стратегии мозгового штурма, проводились эксперименты, создавались кластеры и постеры защиты проектов. На протяжении урока работала группа наблюдателей и экспертов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии для учащихся 8 класса на конкурс "Учитель XXI века" на тему "Каспийское море"»


Дыбова Ирина Ивановна, учитель географии и биологии I категории

(Казахстан, г. Текели, Алматинская область, КГУ «СШ №4»


Открытый урок по географии в 8 классе


Тема: Каспийское море.


Цель: Дать понятие о происхождении, строении, природе Каспийского моря.


Задачи:

1. Познакомить учащихся с особенностями природы Каспийского моря, происхождением котловины, климатом, богатством животного мира.

2.Научить учащихся анализировать данные по климату и на основе научно-теоретического исследования делать правильные выводы и уметь предлагать нестандартные и действенные решения поставленных проблем.

3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родной природе, на основе приведенных фактов об экологической ситуации на Каспии.


Тип урока: научно-исследовательская конференция.


Метод: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, частично-поисковый, мозговой штурм, проблемное изложение, метод обобщения, наблюдение, исследование, творческий.


Оборудование: интерактивная доска, атласы, учебники.


Педагогическая технология: интерактивное обучение


ХОД УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

1.1.проверка готовности к уроку

1.2. эмоциональный настрой


II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Повторение пройденного материала по теме «Озёра и водохранилища»

Работа 3-х групп:

  1. «Экологи»

  2. «Биологи»

  3. «Эксперты»


1-я группа:

Дайте определения:

    • Водохранилище - это …

    • Искусственный водоём, созданный в долине реки для регулирования поверхностного стока путём строительства плотины.

    • озеро – это…

    • … природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой.

    • Море – это…

    • … часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.

    • Шельф – это…

    • … Шельф - (материковая отмель) - выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Глубины края шельфа обычно составляют 100-200м.

    • Солёность воды - …

    • … количество соли в граммах на литр воды (промилле).

2-я группа:

Ответьте на вопросы:

  • Сколько озёр насчитывается на территории Казахстана?

  • Более 48 тысяч, из них 21 озеро с площадью более 100 кв. км.

  • Назовите крупнейшие озёра Казахстана.

  • Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш.

  • Каковы особенности озёр нашей республики?

  • Количество озёр уменьшается с севера на юг. В северной части больше пресных озёр, к югу солёных озёр становится больше.

  • На какие типы делятся озёра Казахстана по происхождению котловин?

  • Озёра бывают тектонические (грабены и реликтовые), ледниковые (моренно-запрудные и каровые), суффозионные, или просадочные (степные блюдца), старицы (долинно-русловые).

  • Назовите крупнейшие водохранилища Казахстана и их местонахождение?

  • Бухтарминское( р. Ертыс, ВКО), Капчагайское(р. Или, Алм.о), Шардаринское(р. Сырдария, ЮКО), Сергеевское (р. Есиль, СКО).

3-я группа:

Выберите правильный ответ

  • 1.Озёра, образовавшиеся в результате движений земной коры:

  • А) суффозионные

  • Б) тектонические

  • В) старицы

  • Г) ледниковые

  • 2.Озёра, образовавшиеся в результате проседания рыхлых пород:

  • А) ледниковые

  • Б) суффозионные

  • В) старицы

  • Г) ) тектонические

  • 3. Аральское море по происхождению котловины является:

  • А) тектоническим

  • Б) Моренно-запрудным

  • В) каровым

  • С) суффозионным

  • 4. Каровые озёра распространены:

  • А) в пустынях

  • Б) в степях

  • в) у подножия гор

  • Д) в высокогорьях, в районе снеговой линии

  • 5. Крупнейшее водохранилище Казахстана:

  • А) Самаркандское

  • Б) Бухтарминское

  • в) Капчагайское

  • г) Шардаринское

  • 6. Водохранилище, расположенное в Алматинской области:

  • А) Сергеевское

  • Б) Капчагайское

  • в) Вячеславовское

  • г) Шардаринское

  • 7. Каких по происхождению озёр в Казахстане нет?

  • А) каровых

  • Б) тектонических

  • В) вулканических

  • Г) суффозионных

  • 8. Какое озеро в мире является крупнейшим по площади?

  • А) Байкал

  • Б) Виктория

  • В) Аральское море

  • Г) Каспийское море

  • 9. Которое из озёр Казахстана является сточным?

  • А) Балхаш

  • Б) Тенгиз

  • В) Зайсан

  • С) Аральское море

  • 10. Которое из озёр является наполовину солёным и наполовину пресным?

  • А) Алаколь

  • Б) Маркаколь

  • В) Карасор

  • С) Балхаш


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

3.1.

О, Каспий! Сижу на твоем берегу я
И вижу: есть счастье на свете.
На пляже твоем веселятся, ликуя,
Влюбленные парочки, дети.
Рабочие, вахту отбыв трудовую,
И старцы - на солнышке нежась,
Они здесь оставят усталость дневную,
А море подарит им свежесть



3.2.

Актуализация проблемы групп:

1-я группа – «Как найти баланс между ценностью современной добычей нефти и уникальностью природного комплекса Каспия»

2-я группа – «Доказать уникальность, огромную ценность и невосполнимость живого мира Каспия»

3-я группа – сделать экспертные выводы по актуальности данных проблем и действенности предлагаемых решений


IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

4.1. Видеоролик о Каспийском море

4.2. Общие сведения

  • Каспийское море – самое большое бессточное озеро земного шара.

  • Площадь – 390 тыс. кв.км.

  • Поверхность озера на 27 м. ниже уровня моря.

  • Протяженность с севера на юг – 1200 км.

  • Самое широкое место – 435 км.

  • Длина береговой линии – 7000 км.

  • Свое название море получило от племени каспи, жившего в Закавказье в середине XVI века. В древности у моря было много названий: Хвалынское, Хазарское и др.

4.3.Пограничные государства

  • Сколько государств омывают воды Каспия?

  • Какие государства омывают воды Каспия?

  • Рельеф дна котловины


V. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


5.1. Лаборатория №1 – «Экологи»

Каспийское море по рельефу дна котловины делится на три части:

  • Северная;

  • Средняя;

  • Южная.

Какая часть Каспия самая глубокая? Какая – самая мелкая? Чему равна средняя глубина каждой части?

БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ И ОСТРОВА

  • Островов немного. Самые крупные – Кулалы и Морской в архипелаге Тюлений.

  • Крупные полуострова – Мангыстау и Бузачи.

  • Самые крупные заливы – Мангышлакский, Казахский и Косомолец.

  • Климатические условия

  • Климат Каспийского моря — континентальный в северной части, умеренный в средней части и субтропический в южной части.

  • В зимний период среднемесячная температура Каспия изменяется от −8 −10 в северной части до +8 — +10 в южной части, в летний период — от +24 — +25 в северной части до +26 — +27 в южной части.

  • Максимальная температура зафиксирована на восточном побережье — 44 градуса.

СОЛЕНОСТЬ ВОДЫ

  • Какие изменения в солености воды озера можно заметить при движении с севера на юг?

  • Как можно объяснить, почему соленость в северной части моря и на границе с центральной частью резко различается, а в центральной и южной частях является одинаковой?

  • Изменение уровня воды

  • Уровень воды в Каспийском море постоянно изменяется. Подъем его в настоящее время может привести к затоплению нефтяных месторождений, а так же города Атырау.

  • Добыча нефти на Каспии

  • Бассейн Каспийского моря является одним из крупных нефтяных бассейнов мира. Здесь ведут добычу нефти Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Россия, Иран.

  • Добыча нефти ведется на

шельфе Каспийского моря.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

  • Загрязнение Каспийского моря нефтью приводит к массовой гибели рыбы, тюленей, птиц.

  • Браконьерство приводит к уменьшению численности осетровых.



5.2. Лаборатория №2 – «Биологи»

БОГАТСТВО КАСПИЯ - ОСЕТРОВЫЕ

  • В Каспии обитает769 видов животных, 55 видов рыб. Наиболее ценные рыбы: белуга, осетр, севрюга. На долю Каспийского моря приходится 80% осетровых, ежегодно добываемых в мире.

  • Казахстан – один из главных поставщиков черной икры на мировой рынок.

  • Каспийские тюлени

  • В Каспийском море обитает каспийский тюлень, или нерпа каспийская, являющаяся родственным видом тюленям Северного Ледовитого океана.

ПТИЦЫ НА КАСПИИ

  • На берегах Каспийского моря много водоплавающих птиц. Здесь встречаются лебеди, фламинго и другие птицы.

  • Некоторые птицы являются постоянными обитателями, другие – пролетные.



5.3. Наблюдатели и эксперты

(выводы экспертов по актуальности заслушанных проектов и действенности предлагаемых решений данных проблем)


VI. РЕФЛЕКСИЯ

6.1. «Проверь себя»…

  • Каспийское море – это море или озеро? Почему?

  • Каспийское море – самое …… озеро на Земле.

  • Территорию каких государств омывают воды Каспийского моря?

  • На какие три части можно разделить море по характеру рельефа?

  • Объясните, почему в северной части Каспия соленость очень низкая.

  • Какие рыбы являются самым главным богатством Каспия? Что им грозит?

  • Объясните, почему в Каспийском море обитают тюлени?


6.2.Мониторинг и результат работы (выводы учителя о работе групп и дальнейшие предложения по их реализации)



VI I. ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • §31, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

  • Кроссворд по материалу параграфа (не менее 15 слов).

  • По желанию: реферат на одну из тем:

  • «Осетровые – главное богатство животного мира Каспия»

  • «Влияние добычи нефти на экологию Каспия».

  • «Города-порты на побережье Каспийского моря».


VI. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дыбова Ирина Ивановна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства