kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Жилищно-коммунальное и рекреационное хозяйство России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование "Жилищно-коммунальное и рекреационное хозяйство" в 9 классе был построен на анализе современной ситации в России, ребята рассмотрели государственные программы по жилищному хозяйству. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Жилищно-коммунальное и рекреационное хозяйство России"»

Министерство образования и науки Российский Федерации









УРОК ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ


ТЕМА: Жилищное и рекреационное хозяйство России


(кейс – технология, географическое моделирование)








Учитель географии Зинатуллина Елена Рашитовна

МОБУ СОШ с.Рощинский

Стерлитамакский район Республики Башкортостан





















Конспект урока по географии в 9 классе

Учебник: География России. Дронов В.П., Баринова В.Я., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Издательство «Дрофа».

Тема урока: Жилищное и рекреационное хозяйство России

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые понятия – фонд жилья, рекреационные ресурсы, благоустроенное жилье, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий, дать сведения по рекреационным районам России;

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами учебника, картами, дополнительным материалом, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию географической культуры, патриотического восприятия родного уголка и страны в целом.

Планируемые результаты:

Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и анализировать статистические данные по теме, описывать рекреационные кластеры, используя элементы проектной деятельности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать необходимость изучения географии России, проблем и перспектив в жилищном и рекреационном секторе, и себя как уникального и неповторимого жителя нашей страны и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: определять понятия и новую терминологию, конкретные примеры родного населённого пункта, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации рекреационных районов России, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: комбинированный урок

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная

Техническое оборудование: проектор, физическая карта России, рабочая презентация по уроку, видеоролик с выступлением начальника ЖКО с.Рощинский, дополнительные материалы – программы Минстроя, счета за коммунальные услуги, статистические данные по селу.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Урок мне хотелось начать словами китайской мудрой пословицы: «Когда я слышу – я забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю».

- Итак, начнём урок.


2. Проблемное задание. Целеполагание

- Посмотрите видеосюжет, который связан с темой, которую мы продолжим изучать (видеоролик из новостей ТВ РФ «В Китае придумали новый вид транспорта: чемодан с двигателем на колёсах).

- С чем вы ассоциируете эту новость? Как это можно связать с нашим уроков? (дети: виды транспорта, которые изучали, путешествие какое-то – чемодан, учитель фиксирует: транспорт, отдых)

- Следующий сайт – новость сайта одного из министерств РФ:

«В городе Севастополе в рамках реализации программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах установят новые лифты. Как сообщили в подведомственном Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Фонде ЖКХ, в город прибыла первая партия лифтового оборудования отечественного производства».

- О каком министерстве идет речь? (жилье. Жилищное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство дом, капремонт – на доске фиксируем слово «Жилье»).

- Эти три слова: транспорт, отдых, жилье – будут тесно связаны с содержанием нашего урока. По транспортному комплексу России мы напишем проверочную работу, а новой темой будет жилищное и рекреационное хозяйство. Мы познакомимся с работой этих хозяйств, дополнительные источники дадут нам возможность расширить наш кругозор в этом направлении.


3. Проверка пройдённого материала.

- Итак, приступим к географическому диктанту по теме «Транспорт». Приготовили тетради. Записываем проверочная работа, вопросы будут на слайде.

* Задания

Первое задание: Географический диктант

Выбрать вид транспорта: железнодорожный, авиационный, автомобильный, трубопроводный, речной, морской.

1.Какой вид транспорта является ведущим в транспортировке нефти и газа? Т

2.Какой вид транспорта является ведущим в перевозке пассажиров? А

3.Какой вид транспорта самый древний? Г

4.Низкая грузоподъемность? А

5.Транспорт с низкой скоростью? Ж

6.Транспорт с самым высоким грузооборотом? Т

7.Низкая себестоимость перевозок? Ж

8.Самый дорогой? А

10.Транспорт с самым высоким пассажирооборотом? Ж

Второе задание: географическая карта

- Под цифрами находятся российские порты, подпишите их (1 – Новороссийск, 2 – Владивосток, 3 – Санкт-Питербург, 4 – Магадан, 5 – Мурманск , 6 - Архангельск)


* Самооценка

- Проверим с помощью ответов на слайде, поставим себе оценку.

Ответы:

Диктант 1- трубопроводный, 2 – авиационный, 3 – морской, 4 – автомобильный,

5 – железнодорожный, 6 – трубопроводный, 7 – автомобильный, 8 – авиационный,

Карта: Новороссийск - 1, Владивосток – 2, Санкт-Петербург – 3, Магадан – 4, Мурманск – 5, Архангельск – 6

За каждый правильный ответ – 1 балл

14 правильных ответов – «5»

11 – 13 правильных ответов – «4»

7 – 10 правильных ответов – «3»


4. Изучение нового материала

*Вводная беседа, понятия «Жилье России»

- Итак, вспомним слова «жилье» и «отдых», мы сформулировали в начале урока тему «Жилищное и рекреационное хозяйство России», запишите число и тему урока.

- Что относится к жилищному хозяйству? (жилые дома, квартиры, капремонт, трубы, электроэнергия, газоотведение, отопление).

- Мы часто слышим – благоустроенное жилье. Что это значит? (к элементам благоустройства относят: водопровод, центральное отопление, электрическое освещение).

- Термин (запись в тетрадь). Жилищно-коммунальное хозяйство - совокупность отраслей, обеспечивающих жизнь и работу населения страны в нормальных условиях, а также снабжение предприятий отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и электроэнергии.

- Эта терминология появилась уже давно. В апреле 1649 года Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния». Эта дата и считается днём основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.

- ЖКХ России занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. Сейчас этим большим хозяйством заведует Минстрой РФ (министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства). Они регулируют ситуацию в хозяйстве, решают проблемы, оказывают государственные услуги.


*Круглый стол – работа в группах «Проблемы и перспективы жилищного хозяйства России»

- Почему мы так сели в начале урока? (Круглый стол, обсуждение проблем и перспектив жилищного хозяйства России, круглый стол предполагает проблему и ее решение).

- Тему «Жилищное хозяйство» мы рассмотрим с вами в форме круглого стола. Эта тема для нашего современного общества очень актуальна. У нас сегодня будет две группы. Первая – представители Минстроя, вторая группа – жители России.


Задания.

Первая группа
Представители Минстроя. Они нам предоставят данные по жилищному хозяйству России, расскажут о программах Минстроя.
- Рассказать о деятельности Минстроя России?
- Какие федеральные программы в сфере ЖКХ предлагает министерство?
- Какие программы на ваш взгляд действуют на территории села Рощинский?

Дополнительные материалы.

Минстрой – это министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Минстрой участвует в разработке проектов Федеральных законов, актов и нормативов регулирования в жилищной хозяйстве России.

Им разработаны перспективные госпрограммы в сфере ЖКХ. Это федеральная программа «Чистая вода» на 2015 – 2017 годы. Дело в том, что 40 % водопроводных сетей нуждаются в замене, они изношены. Это федеральная программа «Ликвидация аварийного жилья». Переселение граждан из ветхого жилья – одна из приоритетных задач Министерства. До 1 сентября 2017 года необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров.

Это программа капитального ремонта в многоквартирных домах. 51% таких домов нуждаются в капитальном ремонте. Региональный оператор отвечает за все счета и следить за их движением. Уже отремонтировано много домов по России.


Вторая группа

Это граждане России, проживающие в разных городах. Они расскажут о проблемах жилищного хозяйства. Используйте материал учебника страница 81-82, и дополнительные материалы.
1) Каков жилой фонд страны? Ведётся ли жилищное строительство в селе Рощинский, г. Стерлитамаке?
2) Какова обеспеченность граждан в России жильём? Сравните с другими странами (таблица 16). В Рощинском всем хватает жилья? Есть ли семьи недостаточно обеспеченные жильём?
3) Количество неблагоустроенного жилья в России? Как дело обстоит в селе Рощинский?


* Демонстрация видеоролика «Выступление начальника ЖКХ с.Рощинский»

- Сегодня не остался в стороне и наш начальник ЖКО Волков Александр.

«Здравствуйте, ребята. Я начальник ЖКХ села Рощинский. Хотел бы рассказать о первоочередных задачах нашего подразделения. Мы в первую очередь всегда готовы устранить срочные неполадки, аварии. А в плановом графике у нас на очереди ремонт отопительной системы, трубопроводных элементов. По программе капремонта в этом году отремонтированы крыши нескольких домов. Село у нас чистое и аккуратное – это тоже заслуга наших работников. Проблемы тоже есть».


* Задание в группе

1. Расскажите о жилом фонде села? Что входит в этот фонд?

2. Рассчитайте суммарную и среднюю площадь жилья в вашей группе.

- Сколько квадратных метров составляет ваша квартира?

- Сколько человек проживает в вашей квартире?

- Какова обеспеченность жильём семей в вашей рабочей группе? Сравните ее с российской (20 квадратных метров на человека)

3. Рассмотрите коммунальные счета жителей села (за газ, свет, отопление, ГВС).

- Сколько в среднем платит житель села Рощинский за все коммунальные услуги? Учтите газ, свет, отопление, коммунальные платежи. Подсчитайте общую сумму.

- Как можно удешевить квартплату? (поставить счётчики на газ и воду).

(анализ результатов и решение проблем дорогой оплаты счетов, обеспеченности жилья, сравнение с российскими показателями).


- Подведём итоги нашего круглого стола, какие выводы можете сделать? (проблемы, дорогая оплата, отстаём от зарубежных стран, много федеральных программ).


* Беседа «Рекреационное хозяйство России».

- У нас ещё здесь остался чемодан, который ассоциируется с отдыхом (учитель выносит чемодан с бутылкой минеральной воды «Ессентуки»). Чемодан ассоциируется у нас с отдыхом, а минеральная вода «Ессентуки» показывает район отдыха на основе целебных свойств воды, а также полезными могут быть грязи, горячие источники, морской и горный воздух. Это могут быть санатории и курорты.

- Итак, где в России можно сейчас отдохнуть? (курорты Краснодарского края, здравницы Крыма, санатории, турбазы, лагеря отдыха, культурные памятники и историческое наследие). В нашей стране сейчас действует 5 тысяч санаториев, баз отдыха, пансионатов, 50 тысяч оздоровительных учреждений.

- Рекреационное хозяйство – это обеспечение отдыхом людей (термин в тетрадь).

- Россия делится на несколько районов:

1) на основе природных ресурсов

2) вокруг крупных городов (Москва, Питер, Подмосковье)

3) на основе культурно-исторических ценностей (Соловецкий монастырь)


* Физкультминутка – все пьют минеральную воду Ессентуки

*Работа по физической карте России.

- Найдите на карте курорты Краснодарского края? Какие города, на чем они основаны? (Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе – морской климат)

- Найдите на карте Кисловодск, Пятигорск. (Ставропольский края, минеральные воды)

- Найдите золотое кольцо России (в Золотое кольцо входят восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир)


*Демонстрация видеоролика «Золотое кольцо».


3. Рефлексия

- Россия богата природными ресурсами, уникальными климатическими условиями, наличием морей, полезных минеральных источников, и мы все любим родину, гордимся ей и восхищаемся.

- Что вам запомнилось на этом уроке, напишите на листочке и все листочки мы сложим в этот чемодан (дети читают свои заметки и кладут их в чемодан)

- Спасибо за работу на уроке


  1. Домашнее задание и оценки

- на «5» - составить проект путешествия «Здесь был я!»

- на «4» - ответить на вопросы учебника страница 84

- Оценку «5» получают активные участники, «4» - за работу в группе.















Первая группа

Представители Минстроя во главе с министром. Они нам предоставят сегодня данные по России

Задания первой группе:

- Рассказать о деятельности Минстрое России?

- Какие жилищные программы предлагает министерство?

- Какие программы на ваш взгляд действуют на территории села Рощинский?


Дополнительные материалы.

Минстрой участвует в разработке проектов Федеральных законов, актов и нормативов регулирования в жилищной хозяйстве России.

Им разработаны перспективные госпрограммы в сфере ЖКХ. Это федеральная программа «Чистая вода» на 2015 – 2017 годы. Дело в том, что 40 % водопроводных сетей нуждаются в замене, они изношены. Это федеральная программа «Ликвидация аварийного жилья». Переселение граждан из ветхого жилья – одна из приоритетных задач Министерства. До 1 сентября 2017 года необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров.

Это программа капитального ремонта в многоквартирных домах. 51% таких домов нуждаются в капитальном ремонте. Региональный оператор отвечает за все счета и следить за их движением. Уже отремонтировано много домов по России

Рассмотрите законы, расскажите о представленных законах.

























Вторая группа

Это граждане России, проживающие в разных городах. Они расскажут о проблемах жилищного хозяйства. Используйте материал учебника страница

81-82.


Задание второй группы:

1) Каков жилой фонд страны? Ведётся ли жилищное строительство в селе Рощинский, в г. Стерлитамаке?

2) Какова обеспеченность граждан в России жильём? Сравните с другими странами (таблица 16). В Рощинском хватает жилья? Есть ли семьи недостаточно обеспеченные жильём?

3) Количество неблагоустроенного жилья? Как дело обстоит в селе Рощинский?





Третья группа

Жители села Рощинский, среди которых есть и работники совхоза, молодёжь, пенсионеры. Они расскажут о жилом фонде села, проанализируют показатели счетов коммунальных платежей и подумают, как их можно сократить.

Задание третьей группе:

- Рассчитайте суммарную и среднюю площадь жилья в вашей группе. Сравните ее с российской (20 квадратных метров на человека).

- Сколько в среднем платит житель села за все коммунальные услуги? Учтите газ, свет, отопление, коммунальные платежи. Подсчитайте общую сумму.

Дополнительные материалы: счета жителей села Рощинский


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Жилищно-коммунальное и рекреационное хозяйство России"

Автор: Елена Рашитовна Зинатуллина

Дата: 03.05.2021

Номер свидетельства: 579741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства