kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Топливно-энергетический комплекс РК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка поурочного плана на тему "Топливно-энергетический комплекс Казахстана"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Топливно-энергетический комплекс РК"»

Экономическая и социальная география Казахстана

Класс: 9

Дата 16.11.17

Урок: 19

Тема: Характеристика топливно-энергетического комплекса страны.

Цель: Сформировать знания о составе ТЭК, изучить особенности и задачи.

Задачи:

  • Образовательная: Раскрыть значение топливно-энергетического комплекса в хозяйстве Казахстана, сформировать представление о размещении месторождений нефти, газа и угля. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. Познакомить с проблемами ТЭК.

  • Развивающая: Продолжить формирование умения работать с картами атласа.

  • Воспитательная: воспитание патриотизма, формирование поликультурной личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Технологии и приемы: «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
технология проектов, творческого опережающего обучения.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: Физическая, экономическая карты Казахстана, атласы за 9 класс, контурная карта.


Ход урока

  1. Организационный этап урока: 5 мин

Цель: Эмоционально - положительный настрой на урок, приветствие, создание коллаборативной (комфортной) атмосферы успеха, доверия, проверка отсутствующих, готовности к уроку).

  • Сәлеметсіздер ме қурметті оқушылар мен ұстаздар!

  • Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги!

  • Good afternoon dear pupils and guests!

Учитель: Казахстан – это многонациональное государство. Здесь в дружбе и в согласии проживают представители более 130 национальностей.

Приветствие на разных языках:

«Salaam aleihum» (азербайджанский)

«Bonjour» (французский)

«Guten Tag» (немецкий)

«Hello» (английский)

«Сәлеметсiздер!» (казахский)

Выявление эмоционально-психологического состояния учащихся вначале урока: на столе лежат цветные карточки (характеристика цветов Макса Люшера). Дети поднимают нужную карточку, которая характеризует их состояние перед уроком.
Красная карточка- радостное, восторженное настроение,

Зеленая карточка– грустное настроение, пассивность, усталость;

Жёлтая карточка– приятное, спокойное настроение.

  1. Мотивационная часть: 3 мин

Учитель: Бүгінгі біздің сабағымыздың тақырыбы- ТЭК.

Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК. Какие цели мы должны сегодня решить? (учащиеся самостоятельно формируют цели урока).

Прием «Корзина» идей, понятий. 2 мин


ТЭК КАЗАХСТАНА








III. Изучение нового материала: 25 мин.

Экономику - страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. ТЭК - ключевой МОК. От его развития зависит деятельность всей экономики. Она тесно связана с другими комплексами, особенно с металлургическим, и машиностроительным.

ТЭК - это главный «добытчик» валюты- ¾ экспорта страны.

Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю. 
Природные ресурсы – это необходимое для развития хозяйства природные богатства, которые находят прямое применение в экономике страны и влияет на ее развитие.

ТЭК состоит из производственных групп, которые обеспечивают производство и транспортировку различных видов топлива и энергии.

Рассмотрим состав ТЭК: создание кластера, ЛОК в тетради.
Задание:1 Анализ структуры ТЭК (стр.73 схема 7). Создание ЛОК. 7 мин

Критерии оценивания: умеют анализировать информацию по схемам, выделять самое главное.

Топливно-энергетический комплекс:

1. Топливная промышленность:

  • Нефтяная и нефтеперерабатывающая

  • Газовая

  • Угольная

  • Сланцевая

  • Торфяная

2. Электроэнергетика:

  • Тепловые электростанции (ТЭС и ТЭЦ)

  • Гидроэлектростанции (ГЭС)

  • Атомные электростанции (АЭС)

3. Линии доставки до потребителя:

  • Нефтепроводы

  • Газопроводы

  • Линии электропередачи

Сейчас ведущее место в структуре принадлежит нефти и газу.

Задание: 2 заполнить таблицу «Электростанции», используя атласы на стр. 8-9.

Время: 8 мин. Работа в паре.

Проблемный вопрос: как вы думаете, влияет ли ТЭК на экологию окружающей среды. Приведите примеры.

ТЭС


ГЭС

АТОМНЫЕ

На угле

На жидком топливе

На смешанном топливе

Жезказган, Рудный, Алматы, Балкаш, Караганда, Экибастуз, Астана, Кокшетау, Талдыкорган, Петропавловск.

Уральск, Атырау, Аркалык

Шымкент, Тараз, Алматы, Аксу, Павлодар, Костанай

Алматы, Усть-Каменогорск, Семей (Ертис)


Актау

Взаимопроверка, самопроверка по слайду

Критерии оценивания: уметь работать с картой, уметь распределять по группам электростанции.

Природная основа комплекса – энергетические ресурсы. Природные ресурсы, из которых можно получить энергию, называют энергетическими.

Задание 3: заполните таблицу энергетических ресурсов. 5 мин.

Невозобновимые ресурсы 

(Топливные ресурсы)

 Возобновимые ресурсы 

топливо органическое (нефть, газ, уголь) и ядерное (уран)

энергия рек, ветра, Солнца, внутреннего тепла Земли, океана (на приморских территориях) – ресурсы экологически чистой («зеленой») энергетики

Самопроверка по слайду

Критерии оценивания: учащиеся знают виды энергетических ресурсов:

Задание 4: используя атлас «ТЭК» на стр. 7-8, заполните таблицу месторождений нефти, газа, угля (месторождения, бассейны, районы) и показать на карте

Время: 8 мин

Опережающее творческое задание: кластер, постер «Нефтегазоносные области Казахстана»

Нефтеперерабатывающие заводы- 1 ряд

газоперерабатывающие заводы – 2 ряд

месторождения угля- 3 ряд

Критерии оценивания: знать

Нефть, НПЗ

Газ, ГПЗ

Уголь (каменный, бурый)




Критерии оценивания: знают крупные месторождения нефти, газа, угля, НПЗ,ГПЗ, умеют работать с картой.

Проверка учителем, взаимо- самопроверка

В настоящее время в Казахстане уделяется огромное вниманию альтернативным источникам.

Опережающее творческое задание: сообщение «ЭКСПО-2017, альтернативные источники». 5 мин

Проблемный вопрос: Как можно экономить энергию каждому жителю Казахстана?

Критерии оценивания: уметь работать с различными источниками информации, доступность, наглядность, научность материала

Учитель: 4 главные особенности ТЭК Казахстана:

  • Опирается на крупные ресурсы топлива и энергии. По их величине страна занимает высокие места в мире.

  • Добыча топлива намного превышает внутреннее потребление

  • Во внутреннем потреблении растет доля наиболее эффективных видов топлива – нефти и газа. Но главным энергоносителем остается уголь.

  • Использование преимущественно органического топлива дает большое количество загрязняющих веществ и «парниковых» газов.

Важная задача ТЭК и всего хозяйства

  • Более рациональное использование топлива и энергии:

  • Энергоемкость казахстанской экономики – одна из самых высоких в мире.

  • Снижение энергоемкости – сэкономит топливо, уменьшит выбросы углекислого газа. Такие обязательства Казахстан принял на себя в рамках международных действий против глобального потепления

Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приход) и использование их в хозяйстве (расход) называются топливно-энергетическим балансом.

 ТЭК – главная сфера сотрудничества с зарубежными компаниями

  • Сложность разработки казахстанских месторождений - создаются консорциумы (временные соглашения между компаниями разработчиками):

  • Месторождение Карачаганак – консорциум КарачаганакПетролиумОперейтинг (КПО) – 4 фирмы итальянская «ЭНИ», английская «Бритиш газ», американская «Шеврон-Тексако» и российской «Лукойл»

IV. Закрепление: 5 мин. Фронтальный опрос. На столах значки полезных ископаемых нефти, газа, угля.

Учитель называет полезное ископаемое, учащиеся поднимают карточку соответствующего полезного ископаемого.

  1. Доссор (нефть)

  2. Экибастуз (уголь)

  3. Караганда (уголь)

  4. Макат (нефть)

  5. Кашаган (нефть)

  6. Шубарколь (уголь)

  7. Карачаганак (газ, нефть)

  8. Мхатовское (уголь бурый)

  9. Кушмурынское (уголь бурый)

  10. Узень (газ, нефть)

Критерии оценивания:

10 правильных месторождений –«5»

7-9 месторождений – «4»

5-6 –«3»

Менее 5 –«2»

V.Итог урока: 5мин Выставление оценок, комментирование.

VI. Домашнее задание:

А) §16 стр.72-74 читать,

Б) работа с атласом и контурной картой: а к/карте обозначить крупнейшие месторождения(нефти и угля), НПЗ, подписать их.

    1. Рефлексия по карточкам

Оранжевые-

Фиолетовые-

Синие-

Вывод по уроку: таким образом, ТЭК - крупнейший МОК, в котором ведущую роль играет нефтяная промышленность. Быстро растет производство газа. Развитие этих отраслей должно осуществляться на основе рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Урок сегодня завершён

Но каждый должен знать

Познание, упорство, труд

К прогрессу в жизни приведут.

Спасибо за урок! До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Топливно-энергетический комплекс РК"

Автор: Пращур Марина Валерьевна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства