kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие по следам Миклухо- Маклая "Расы.Равенство рас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся в игровой форме должны узнать, что такое расы, как повлияли условия среды на формирование внешних различий между людьми, познакомиться с понятием толерантность и усвоить единство и равенство всех людей на Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок- путешествие По следам Миклухо Маклая»

Тема: Расы. Равенство рас.

Цель урока: учащиеся должны узнать, что такое расы, как повлияли условия среды на формирование внешних различий между людьми, познакомиться с понятием толерантность и усвоить единство и равенство всех людей на Земле.

Задачи: 

1. Познакомить учащихся с понятием “раса”, дать характеристику основным расам, обратить внимание на связь между расовыми признаками и природными условиями их сформировавшими;

2. Развивать критическое мышление, речевые навыки по составлению высказываний; формировать умение работать в группе;

3.Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

Дидактическое обеспечение урока: текст, маркеры, таблички с ключевыми словами, портрет Н.Н. Миклухо-Маклая, его зарисовки, маршрут путешествия, макет парусника, фото представителей разных рас, легенда о возникновении рас, ноутбук, электронные презентации, музыкальная разминка, декоративная бутылка с заданиями.

Тип урока: урок- путешествие по следам Миклухо- Маклая

Вид урока: комбинированный

Ожидаемые результаты ученика с высокой мотивацией:

  • Знать основные человеческие расы

  • Знать основные признаки человеческих рас

  • Давать определение понятия «толерантность»

  • Делать выводы о равенстве рас



Ожидаемые результаты ученика со средней мотивацией:

  • Знать основные человеческие расы

  • Знать основные признаки человеческих рас

  • Давать определение понятия «толерантность»



Ожидаемые результаты ученика с низкой мотивацией:

  • Знать основные человеческие расы

  • Знать основные признаки человеческих рас



Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, психологический настрой класса:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок- путешествие. Совершим мы его на парусном судне под названием «Витязь». Как и много лет назад его совершил выдающийся русский ученый и путешественник Николай Николаевич Миклухо- Маклай. Но об этом попозже. Перед уроком я хотела бы пожелать вам отличной работы, а что для этого нужно? На палубе нашего судна есть обращения к вам, прочтите их (Ангелина- у тебя все получиться, потому что ты умница; Виолетта- ты со всем справишься, потому что ты очень внимательная; Саша- ты преодолеешь все препятствия, потому что ты молодец; Никита- тебе нипочем преграды, потому что ты старательный и настойчивый)

Целеполагание:

В ходе нашего путешествия мы узнаем, что такое расы, как повлияли условия среды на формирование внешних различий между людьми, познакомимся с понятием толерантность и усвоим единство и равенство всех людей на Земле.

Ребята! Для путешествия нам нужно распределить обязанности: капитана, боцмана, кока и юнги. (ребята выбирают роли). Я предлагаю вам это сделать самостоятельно.

Учащимся раздаются маршрутные листы, где они должны самостоятельно оценить свои знания на каждой станции.

  1. Актуализация опорных знаний.

А) Шторм понятий. (Прием «Чистая доска») Нам доске приклеены слова в форме волн. Учащиеся по очереди подходят к доске и «успокаивают» шторм.

Слова и понятия для повторения: атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера, ветер…

В) Рыбалка (Прием «Чистая доска») Это задание выполняет кок.

Чтобы накормить свою команду, кок должен как можно больше собрать «рыбы», т.е. ответить на вопросы.



Мотивация. 1 мин.

Все люди, живущие на Земле, сильно отличаются друг от друга. В чем причина?

Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Как же это было на самом деле?

Как вы думаете, почему мы такие одинаковые изнутри, но разные снаружи?

  1. Изучение нового материала:

Остров «Новознания»

Рассказ учителя: Как появился сам термин раса, пока точно не установлено. Возможно от арабского “рас”- “начало”, “корень”. А может, от итальянского “раза”- “племя”. В значении, близком к современному, слово “раса” встречается у французского ученого Франсуа Бернье, который в 1684 году опубликовал одну из первых классификаций современных человеческих рас.

Слайд№1

Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос; форма черепа, длина тела и др.).

Слайд №2

Среди рас современных людей выделяют несколько наиболее крупных. Это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская), экваториальная (негроидно-австралоидная).

Что же способствовало их образованию? Расы начали формироваться в период палеолита, 30-40 тыс. лет назад. К этому времени человек существовал во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности. По мнению ученых некоторые особенности возникали случайно на ранних этапах развития человечества. Некоторые из них помогли людям приспособится к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора закрепились в генах и стали передаваться из поколения в поколение.

Слайд №3

Можно предположить, что особенности экваториальной расы складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильного солнечного излучения. Известно, что негроиды и австралоиды могут долгое время находиться под палящим солнцем без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействий солнечных лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную “шапку. Карий цвет глаз выполняет такую же роль. Большие и широкие ноздри открыты для циркуляции воздуха, утолщенные губы помогают влаге испаряться и организм охлаждается.

Слайд №4

Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар (потемнение кожи) и таким образом предохраняющий от вредного воздействия солнца. Зато в Северной и Центральной Европе, где около 30 тыс. лет назад преобладал прохладный и влажный климат и солнечных дней было мало, люди со светлой кожей, волосами и глазами оказывались в более выигрышном положении. От холодного воздуха защищали высокая спинка носа (что позволяло воздуху согреваться) и обильное оволосение на лице мужчин- охотников.

Слайд №5

У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях центральной Азии с резко-континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температур, сильными ветрами и пылевыми бурями возникли и развились другие особенности. Эпикантус (кожная складка во внутреннем уголке глаза, прикрывающая слезный бугорок) и складка верхнего века защищают глаз от ветра и пыли. Этому же способствуют широкий и плоский нос, раскосые глаза. Волосы прямые, жесткие, темные. Это кочевые народы, что отразилось в пропорциях тела: их конечности пропорционально короче, чем у других рас.

Слайд №6-7

Часто из-за наших ложных представлений о другом народе возникают межнациональные конфликты. К чему они приводят?

Чтобы этого не происходил, мы должны быть толерантны.

Указывает на слово на доске: толерантность. (от лат.toleranta-терпение)- терпимость к чужим, непохожим на свои собственные особенности культуры, особенности языка и другие внешние особенности, убеждения и прочее.

Готовность принимать различия между собой и другими не как что-то враждебное, а как нормальное явление.

Готовность и умение жить в многообразном мире.



Рассказ об Ассамблеи народов Казахстана



Остров «Веселый какаду» разминка

Ребята, вы наверняка устали хотите отдохнуть. Что ж на нашем пути остров «Веселый какаду». Давайте отдохнем!



Остров «Миклухо- Маклая»

Опережающее задание о жизни и путешествиях Миклухо- Маклая. Учащийся рассказывает о путешественнике, представляет его рисунки, сделанные на островах, среди местного населения. Раздает рисунки учащимся и гостям.

Учитель дополняет рассказ учащегося, вводит в понятие «равенство рас».

  1. Закрепление изученного материала.

Ребята! Нам передают, что надвигается сильный шторм и пора возвращаться назад. Я думаю, что во время путешествия мы собрали большой багаж знаний и вернемся не с пустыми руками. Нам будет, что рассказать ребятам помладше и своим братишкам и сестренкам.

Итак, мы отправляемся обратно.



Остров «Собери-ка!»

Учащимся предлагается собрать стикеры с качествами каждой расы. Двое учащихся составляют характеристику экваториальной расы, двое других- монголоидной. Затем все вместе составляют характеристику европеоидной расы.

(У доски)



«Загадочная бутылка»

Ребята! Я вижу в море бутылку! Что в ней? Может быть тайное послание от потомков?

В бутылке задание, преодолев которое можно отправиться дальше.

- Что означает “быть толерантным человеком”?

-для чего в Казахстане создана Ассамблея народа Казахстана?

-сколько лет в этом году исполняется Ассамблеи народов Казахстана?

-Как вы думаете, какая раса лучше?

-Кто доказал равенство рас?



Интерактивное упражнение “Коллаж”. .

Изготовление и презентация коллажа: “Земля – наш общий дом!”.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вы много раз слышали такие громкие слова: “Земля – наш общий дом!”. А какой дом без серьезного фундамента, крепких стен и прочной крыши? Ваша задача - создать проект такого дома. Для этого используйте клей, картинки, маркеры. В коллаже вы можете использовать не только полученные материалы, но и дописывать, дорисовывать недостающие элементы.

Раздает материалы.

Пишет на доске: “Земля – наш общий дом!”.

Следит за временем.

Выберите представителя, который расскажет о вашем проекте.

Презентация 5 мин.

 

 

 

Рассматривают материалы

Отбирают необходимые слова, картинки.

Располагают их на листе А2, приклеивают, дополняют подписями, стрелками и другими графическими элементами.

Выбирают спикера, помогают готовить ему выступление.

Спикер рассказывает о своем проекте.







7. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин.

-Фронтальная беседа.

Вопросы:

Легко ли вам работалось в группах?

Все ли были толерантны?

Что было самым важным на уроке?

Что вам понравилось больше всего?



-Самооценка знаний

Подведение итогов:

А мне очень понравилось, как дружно вы работали в коллективе, какие замечательные проекты вы сделали. Все они очень разные, как и вы сами. И неспроста говорят, что сила коллектива в разнообразии его членов. Сохраните свою исключительность и с уважением относитесь к непохожим на вас людям.

Спасибо всем за путешествие! Всего доброго!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок-путешествие по следам Миклухо- Маклая "Расы.Равенство рас"

Автор: Коробко Наталья Петровна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства