kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие по памятникам природы Ульяновской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прививать любовь и познавательный интерес к своему родному краю

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по памятникам природы Ульяновской области»

Урок-путешествие по памятникам природы Ульяновской области

Цели урока:

- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета

- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект

- содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания

- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность

- создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию

- содействовать развитию у детей умения общаться

- способствовать воспитанию любви к своему краю.

Оборудование:

- физическая карта Ульяновской области

- рисунки детей

- аммониты

- минерал.


"От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней"

Н.Рыленков

Учитель: Дамы и господа! Леди и джентльмены! Туристическое бюро "Не сиди дома" предлагает совершить нам увлекательную экскурсию по некоторым памятникам природы родного Ульяновского края. Фирма «Голдстар» предоставила нам небольшой комфортабельный самолет, приглашаю Вас всех занять свои места в самолете. Фирма "Голдстар" учредила приз самому любознательному, эрудированному пассажиру, который ответит на ряд вопросов. Вопросы будут о памятниках природы и задаваться они будут каждый раз перед посещением следующей достопримечательности.

Итак, первый вопрос: как называются горы, расположенные севернее г. Ульяновска, горный рельеф которых был сформирован под действием сил денудации (стекающие воды, оползни)? Тектонические движения здесь отсутствовали.

(Ундоровские горы)


Да,первое свое знакомство с памятниками природы мы начнем с Ундоровских гор.

Выступление ученика по теме: "Городищенское геологическое обнажение”

(рефераты и рисунки подготовлены детьми заранее)

Городищенское геологическое обнажение пород юрского периода широко известно у нас в области. Здесь в 40-метровой толще, на склоне Волжского обрыва, в почти вертикальной стене, обнажаются и выходят на дневную поверхность самые древние у нас юрские горные породы. Они представлены осадочными отложениями, сформировавшимися на дне древнего моря 150-130 млн. лет назад. Все эти отложения залегают горизонтально, имеют четкие границы и различаются цветом, механическим составом, мощностью. Они несут в себе ископаемую фауну Юрского моря .Здесь можно найти раковины и останки головоногих моллюсков (аммонитов), белемнитов (чертовых пальцев), панцири иглокожих, ветки кораллов, позвонки и части скелетов ихтиозавров и мезозавров.

Городищенское отложение признано учеными эталоном. Это одно из редких обнажений не только на Волге, но и в мире. Здесь ученые читают летопись 3емли.

Учитель: ребята, здесь еще мы остановимся около чудесных минеральных источников.

Выступление ученика по теме: «Ундоровские минеральные источники. Источник «Серебряный ключ».

1

Ундоровские места известны своими минеральными источниками. Вода крупнейшего из них содержит довольно значительное количество серебра, микроэлементов. Он заключен в трубы, а на месте выхода воды построена питьевая галерея. Кругом красивый широколиственный лес. С высоты открывается вид на водохранилище и залив.

Учитель: следующая наша посадка будет в населенном пункте, который связан с культурным наследием нашего края, с тремя известными поэтами первой четверти 19-в, тремя друзьями «по вдохновению» - А.С.Пушкиным, Н.М.Языковым, Д.В.Давыдовым (село Языково). Здесь находится замечательный рукотворный памятник природы-Языковский парк.

Языковский парк расположен в рабочем поселке Языково Карсунского района, привольно раскинувшимся в широкой речной долине р. Урень. Помещики Языковы заложили этот парк в 70-е годы 18 века, ставший впоследствии образцом паркового искусства. Отличительная особенность парка заключается в том, что в нем нет классической прямолинейной планировки аллей и газонов. Наоборот, он скорее напоминает уголок естественной природы, окультуренной человеком. Вторая особенность парка – значительные площади занимают пруды с островами и полуостровами. В парке нет экзотических деревьев и кустарников, но одно из них почитаемо и с давних пор охраняется. Это самая высокая старая ель. Придание гласит, что она была посажена великим русским поэтом А.С.Пушкиным, другом Языковых. И это было в 1833 году.

Учитель: пункт назначения следующий: "Как называется скопление воды в природном углублении на суше?" (Озеро)

Место нашего приземления «Юловское озеро»

Выступление ученика по теме «Юловское озеро.

Демонстрация рисунков.

В Инзенском районе находится Юловское озеро. Точнее это пруд, созданный 80 лет тому назад. Спускаясь с горы напрямик или двигаясь по дороге, можно видеть, как между деревьями сверкает зеркальная гладь озера, раскинувшегося между зелеными холмами, как отражаются в ней эти живописные горы, стволы сосен, изумрудная зелень лугов. Оригинальность озеру придают торфяные плавучие острова с кустарниками и камышами. До недавнего времени вода в этом озере была прозрачна, на двухметровой глубине можно было увидеть спинки плавающих в воде рыб. Сейчас озеро страдает от загрязнения. Вода мутная, зеленоватого цвета. Приезжающие отдыхать загрязняют окружающие луга и воду.

Учитель: этот водный объект имеет котловину ледникового происхождения. Он расположен в Николаевском районе. Что это за объект? (Белое озеро).

Заслушивание сообщения по теме "Белое озеро".

Белое озеро находится на юго-западе Николаевского района в 5 км от границы с Пензенской областью. Расположение Белого озера опровергает наше представление о том, что воды сосредотачиваются в низких местах. Здесь же, поднявшись на возвышенность, вы увидите зеркальную гладь поверхности озера. Откуда здесь взялось озеро? Ученые считают, что оно возникло 250 тысяч лет назад и сохранилось как памятник ледникового периода (реликт). Предполагают, что когда началось таяние ледниковой «шапки» ,укрывающей вершину Белозерской возвышенности, вода, просачиваясь в возникшие трещины, вымывала песок и постепенно образовала котловину, ставшую ложем озера. Озеро находится на высоте 328 м над уровнем моря. Это почти вдвое выше Ульяновского Венца. Питается озеро родниками, находящимися на дне, а так же за счет талых и дождевых вод. Природа вокруг озера живописна. «Уголком Финляндии» называют ее ученые, так как она напоминает природу Севера. В настоящее время Белое озеро сильно загрязнено. Пионерские лагеря, дома отдыха и санатории вносят в это свой вклад. Озеро заиливается, гибнут раки, исчезает растительность. Нам нужно задуматься над судьбой этого озера!

Учитель: ребята, говоря о Белом озере, необходимо упомянуть множество ключей, которые бьют здесь из-под земли.

Выступление ученика по теме: «Родники Ульяновской области».

На склонах Белозерской возвышенности много родников. Большинство из них течет в живописных оврагах, среди кустарников, папоротников, плавунов. «Гремящий ключ» располагается в 5 км от озера. «Скрипучий» родник бьет под большим давлением сквозь слои кварцевого песка и издает тихие звуки, похожие на скрип.

2

Учитель: в переводе с тюркского название этого села означает "хороший источник, водопой, хорошая вода”,т.е. первично это название было дано реке, которая была хорошим водопоем. Затем это название закрепилось и за селом. (Акшуат).

Учитель: сегодня мы посетим этот памятник природы. А интересен он своим парком, своего рода ботаническим садом.

Выступление ученика на тему: «Акшуатский парк».

Рассматривание рисунков редких для нашей природной зоны деревьев, рассматривание гербария.

Акшуат был основан во второй половине 17 века помещиками Поливановыми. Здесь был заложен парк в 1890 году. Акшуатский парк- это ботанический сад, где собрана большая коллекция деревьев и кустарников различных климатических зон: Европы, Азии и Северной Америки. В парке растут растения более чем 70 видов: голубая ель, кедр сибирский, даурская лиственница, корейская береза, ясень американский, туя, магония (вечнозеленый стелющийся кустарник Его родина субтропики).

Учитель: внимание! внимание! Наш самолет приземляется около интересного объекта. Мы наблюдаем останки минерализированного вещества, по очертанию оно напоминает дерево. Что это? Останки инопланетного корабля? Или что-то другое?

Прослушивание сообщения на тему: «Баевская сосна».

В разных районах Ульяновской области в обнажениях горных пород и даже на поверхности находят необычные куски минерального вещества, по своему внешнему виду очень похожие на древесину. По цвету разные от палевых до черных. По структуре они напоминают обломки дерева. По весу тяжелые, как камень. Размеры от мелких осколков до глыб. Что же это такое? Камень или дерево? Около с. Баевки лежат несколько глыб, 1,5 м в диаметре каждая. Это окаменевшее хвойное дерево из семейства кипарисовых, росшее в палеогеновый период около 50 млн. лет тому назад. Окаменение-процесс замещения органических веществ минеральными веществами (кремнеземами). В настоящее время Баевская сосна охраняется государством-это памятник природы. Показ части древнейшего окаменевшего дерева.

Учитель: следующая посадка самолета состоится на дне древнего моря, которое находилось здесь в меловом периоде. Этот район богат мелом. Не исключено, что наш школьный мел(комовой) родом из этого места. Где находится этот памятник природы? (Шиловская шишка, Гранное ухо).

Прослушивание сообщения на тему: «За дарами древнего моря» и «Гранное ухо».

Показ рисунков "Животные мелового периода"

В меловое время, как и в юре, территория Ульяновской области длительное время была покрыта водами неоднократно менявшего свои очертания древнего моря. В Меловом море и на его берегах водилось множество самых различных животных: от микроскопических до гигантов. Динозавры, мезозавры, ихтиозавры, плезиозавры, сумчатые млекопитающие, в самом море-костистые рыбы и акулы.Раковины беспозвоночных моллюсков: аммонитов, белеминитов, одноклеточных животных-фораминифер состояли из кальция. Отмирая, они падали на дно и образовали белую известковую породу-мел. Шиловский мел чист и может использоваться для побелки помещений и других технических целей без очистки. И, не исключено, что мел, которым мы пишем - это Шиловский мел.

Гранное ухо-это останец-гора, один из северо-восточных отрогов Сенгилеевских гор. Она сложена из породы похожей на мел_диатомита и необычайно красива. Диатомит (это останки древних водорослей) пористый материал и используется в промышленности.

Учитель: следующая посадка нашего самолета состоится около рощи.Старое название этой рощи -Киндяковская. По фамилии помещиков Киндяковых, которые владели этими землями. Новое название происходит от названия деревни,которая располагалась недалеко от этой рощи.(Винновская)

Выступление ученика с сообщением «Винновская роща».

Это остров естественного леса, раскинувшегося по склону правого берега Волги. Старое название рощи Киндяковская. По фамилии владевших этими землями помещиков Киндяковых. Здесь растут вековые дубы, текут родники и находится Волжский обрыв, который запечатлел Гончаров в своем романе «Обрыв».


3

На вершине широкого плато стоит белокаменная беседка-родонта. Это памятник нашему земляку И.А.Гончарову (установлен в 1912 г.)

Учитель:ребята необходимо познакомиться нам и с экологическим уголком этой рощи- Черным озером.

Заслушивание сообщения «Черное озеро »

Как и у каждого города, у Ульяновска есть свои широкие улицы, бульвары-свой фасад. Но за этим фасадом прячутся чудесные «дикие» уголки природы, в которых отдыхает душа. В глубине Винновской рощи расположилось Черное озеро, здесь обитают водоплавающие птицы: кряквы, гоголи, чирки, чайки. На берегах этого озера неоднократно проводился экологический десант-очистка территории от мусора, посадка деревьев. Нужно сохранить этот уникальный уголок природы!

Учитель: ребята! Следующий уголок живой природы нужно посещать осторожно. Тихо, чтобы не спугнуть животных, которые здесь обитают. Этот парк отнесен к лесостепной зоне и находится на окраине г. Ульяновска. Назван в честь аллеи героев-ульяновцев Великой Отечественной войны.(Парк Победы)

Прослушивание сообщения на тему «Парк Победы»

Демонстрация рисунков животных, обитающих здесь.

В северной части г. Ульяновска, там, где кончается проспект Нариманова, привольно раскинулся парк Победы. Парк делится на 2 зоны: активного отдыха и зону тихого отдыха. В 1985 году к 40-ой годовщине Победы здесь в одной из аллей установлены были портреты героев Советского Союза -ульяновцев. Отсюда произошло название парка. Парк интересен тем, что здесь представлены растения лесостепной зоны, а также животные, обитающие здесь: разнообразные птицы, заяц-беляк, куница, белки, лоси

Учитель:ребята,нам не придется занимать свои места в самолете,т.к.следующий памятник природы находится рядом с Парком Победы.Здесь растут деревья родом из Северной Америки,Японии,Китая,Дальнего Востока.(Дендропарк)

Выступление ученика с сообщением «Дендропарк».

Просмотр гербария растений.

Осенью 1985 года в северо-западной части города, в непосредственной близости от парка Победы, поднялась куртина из 75 редких деревьев. Сейчас парк занимает площадь 65 га. Здесь растут представители из различных частей света-Европы, Азии, Северной Америки. Часть парка представлена флорой Японии. Японские растения заморозков боятся-их укрывают зимой. Настоящее бедствие парка-отдыхающие. Гибнут растения, вытоптаны лужайки, исчезла рыба из здешних прудов. Нужно сохранить этот парк!

Учитель:следующая посадка нашего самолета будет в Заволжье,в сосновом парке.Как его название? (Парк 40-летия ВЛКСМ).

Зачитывается сообщение о «Парке 4О-летия ВЛКСМ»

На высоком волжском берегу, так называемой Верхней Террасе, там, где кончается улица Врача Михайлова, расположена одна из крупнейших внутригородских зон отдыха. Парк 40-летия ВЛКСМ-относится к памятникам природы нашей области. Индивидуальность парка проявляется в том, что в отличии от других мест отдыха, здесь почти единственным и главным породообразующим видом древесной растительности является сосна. Фактически это крупный сосновый лесной массив, где удачно сочетаются естественные взрослые сосновые деревья и молодые насаждения. Другая отличительная особенность лесопарка- исключительно живописный холмистый рельеф, так называемый мелкосопочник. Это место спортивных соревнований: кроссов лыжных гонок, спортивного ориентирования.

4

Учитель:а сейчас мы прибываем на последний объект нашей экскурсии. Это Черемшанский залив .От чего произошло название этого залива? (Черемша-дикий чеснок, росший в больших количествах по берегам Черемшана.

Выступление ученика по теме «Черемшанский залив»


Демонстрация рисунков птиц, охраняемых и занесенных в Красную книгу.


Мы побываем с вами в «самом птичьем» Мелекесском районе, на берегу Черемшанского залива. Илистая отмель вся бела от птиц. Красивые огромные чайки-черноголовые хохотуны занесены в красную книгу. Орланы-белохвосты, гоголи, чирки, лебеди-шипуны, чибисы, кулики, серые цапли-отдыхают здесь. Исчезающие птицы-беркут, ястреб-переплятник охотятся на полевых жаворонков. Знаменит этот уголок и другими животными: бобрами, ондатрой, выдрой. Чувство радости испытываешь от общения с природой.

Учитель: и так мы подводим итог, самому эрудированному и любознательному мы вручаем приз от фирмы «Голдстар».

Учитель: ребята, а что вы нового узнали сегодня?

Да, эти памятники природы требуют бережного отношения к ним. Так разрушаются Ундоровские горы и Шиловская Шишка, Баевская Сосна, потому что каждый, кто посещает эти места, старается увезти что-нибудь на память отсюда. Это может быть и какой-то минерал, древняя окаменелость, чертовы пальцы, аммониты и т.д. Ломаются ветки редких деревьев в этих замечательных парках: Акшуатский, Языковский, Денропарк. Деревья умирают. Давайте же бережно относится ко всему что нас окружает. Сохраним эту красоту!

Стих читает ученица:

“Нам жить в одной семье

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте”.






















5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-путешествие по памятникам природы Ульяновской области

Автор: Мишина Светлана Владимировна

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства