Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Камчатка"»
Урок географии " Путешествие на Камчатку "
Подготовила учитель географии МБОУ "Турмышская СОШ" Янтиковского района ЧР:
Разина Н.В.
Класс, с которым поводится урок: 8
Цель урока: познакомиться с малоизвестным уникальным регионом России, обобщить знания по теме «Природа России»,применение полученных знаний и умений работать с различными источниками информации.
Задачи:
Рассмотреть природный комплекс Камчатки в целом и по отдельным компонентам,
Развивать картографические навыки, работы с контурной картой,
Продолжить формирование позитивного отношения к Российской природе, воспитание любви к Родине.
Физическая, климатическая карта России, Дальнего Востока,
Контурные карты, атлас 8 класс.
Ход урока
Вступление учителя: -Знать географию очень выгодно т.к. многие из нас часто путешествуем или готовы для организации счастливого отдыха. Мы предлагаем именно сегодня организовать отдых на Камчатку. Давайте попробуем…
-Совсем недавно закончились зимние каникулы, но впереди весенние и летние и грамотный потребитель готовится к отдыху заранее, выбирает где и как он отдохнет в следующий раз.
-Жители городов, как правило, стремятся выехать из мегаполиса, это все знают. Многие люди ищут такое место , где можно не только отдохнуть, но и получить новые впечатления.
-На сегодня наиболее востребованными стали туры в Австралию, Новую Зеландию, Бразилию, Среднюю Азию, за счет национального колорита.
-В России также есть места, где можно насладиться первозданной , нетронутой природой и наиболее актуальные туры на Байкал ,на Кавказ( восхождение на Эльбрус), на Камчатку.
-Конечно, хотелось бы побывать везде, но мы сегодня советуем Вам совершить путешествие на Камчатку.
-Иногда люди приходят в турагенство совершенно не подготовленные, а грамотный потребитель должен знать куда он поедет и что увидит, чтобы выбранный тур принес удовольствие и был по карману.
Сейчас, на основе анализа тематических карт, климатограмм и таблицы климатических данных мы с вами должны будем выбрать для посещения Камчатки:
- сезон;
-место расположения турбазы;
-программу экскурсионного тура;
- продумать как сделать отдых комфортным и безопасным.
Для решения этой учебной задачи, каждая команда получила конверт с заданиями. В карточке есть приложения, в которых вы сообща решаете учебную задачу на поставленные вопросы.
Открываем конверт, достаем задания и готовимся отвечать. На подготовку ответа даю 3 мин. (песочные часы).
С листочками в руках, четко, ясно, выразительно отвечаем на поставленный вопрос. Итак, мы с вами должны выбрать сезон, место расположения турбазы; программу экскурсионного тура; продумать как сделать отдых комфортным и безопасным.
Группа №1 оценить географическое положение Камчатки с учетом разницы во времени. И выбрать из двух предложенных рейсов из Москвы на Камчатку наиболее удобный.
Группа №2 поможет с выбором сезона отдыха на Камчатке, охарактеризует климат, сезоны года и предложит наиболее оптимальный сезон.
Дополнение учителя: Надо учитывать свои увлечения. Если вы заядлый рыбак, то надо ехать летом. Это время путины, сами иожете ловить рыбу. Если любите кататься на лыжах или купаться в термальных водах, то это зима.
Группа№3 изучив тектоническую и физическую карты, определит факторы риска , связанные с особенностями рельефа и тектоническим строением Камчатки. Дайте ответ на этот сложный вопрос.
Группа№4 расскажет о достопримечательностях и предложит свою программу экскурсионно- туристического маршрута
Учитель: расскажет как сделать свой отдых на Камчатке безопасным и комфортным: даст рекомендации, советы.
(см. Приложение!)
Примерный текст выступления
Ответ 1 ой группы. Это второй по величине после Таймыра полуостров. Границы в основном морские: с с-в омывается Беринговым морем, с юга Тихим океаном, с запада Охотским морем.
Ответ 2 ой группы. На климат камчатки оказывают влияние следующие факторы: а) большая протяженность с севера на юг, б) сложный гористый рельеф, в) наличие холодных вод Берингово и Охотского моря; г) воздействие Сибирского антициклона; д.) отепляющее действие с юга Тихого Океана; е) наличие холодного Курило-Камчатского течения с востока.
Камчатка располагается в основном в умеренном поясе, и только север в субарктическом. Климат Камчатки суровый, более суровый, чем те же широты европейской части России, Средняя температура января от -8°С на побережье, до -25°С к центру и северу, Средняя температура июля от побережья до центра в пределах +12°С. Количество осадков возрастает от 500 мм на севере до 1200 мм на юге. Абсолютный min t - 50°С, max t + 34°С. Западное побережье холоднее восточного. Круглый год активная циклоническая деятельность. Преобладающее направление ветра западное, северо-западное – зимой, южное – юго-восточное – летом.
Можно выделить сезоны. Зима длиться с декабря по март. Зимой сильные снегопады, метель.На побережьях зима несколько мягче. Весна холодная и развивается медленно. Лето прохладное, пасмурное, сырое. Потоки воздуха идут с Тихого океана. Выпадает максимум осадков, местами до 2000 мм. Осень на Камчатке дождливая и прохладная, но более теплая, чем весна.
В целом по климату можно выделить: Восточную Камчатку с морским климатом; Западную Камчатку с более холодным и сухим климатом; и Центральную (долина реки Камчатки) с сухим континентальным климатом.
Ответ 3 ей группы 2/3 территории Камчатки занимают горы, действующие и потухшие вулканы; обширные долины и низменности меньшую часть. Камчатка находится в зоне столкновения литосферных плит: Евразийской и Тихоокеанской. Для этой зоны характерно бурное проявление вулканической деятельности, сейсмичность.
Камчатка – единственный в России вулканический район. Здесь находиться крупнейший действующий вулкан Евразии: Ключевская сопка – 4750м. А всего насчитывается 180 вулканов, из них 28 действующие. Они располагаются двумя полосами: вдоль Срединного хребта и вдоль восточного побережья.
Физминутка. Работа с контурной картой ( у доски, на местах).Нанесение географических объектов, что запомнили.
Ответ 4 ой группы. На Камчатке много интересных природных объектов. И один из них Долина гейзеров. Известно 85 групп горячих источников с разнообразным химическим составом. Но самым уникальным местом считается долина реки Шумной. На ее притоке в 1941 году открыта Гейзерная долина геологом Устиновой. Эта долина находится в 20 км от Кроноцкого Залива (Восточная Камчатка) . В последнее время насчитывалось 22 гейзера (до схода селевой лавины в 2007году) . И много пульсирующих источников. Самый крупный – это Великан, выброс воды на 50 метров в течение 4 минут, полный цикл 2,5 часа. Кроме гейзеров, огромное количество выходов термальных вод, которые используются для устройства бальнеологических курортов, строительства теплиц, в перспективе Гео ТЭС.
Еще здесь водится огромный Камчатский бурый медведь, питающийся преимущественно рыбой, ягодой, травами, кедровыми орехами. В Кедровый стланик приходят соболь, грызуны. Встречаются лисица, выдра, горностай, заяц-беляк, песец. В горных лесах снежный баран. К минеральным ключам выходят олени. Велики ресурсы морей омывающих полуостров. Насчитывается 300 видов рыб. Особое значение лососевые: Горбуша, кета, нерка, голец, палтус, сайра и.т.д
Итак, при прибытии на Камчатку как же сделать свой отдых безопасным и комфортным.
Предлагают свои ответы ученики .
При выборе турбазы нужно учитывать следующие факторы:
1. Место отдыха должен находиться дальше от действующих вулканов;
2. место должно отделена от побережья . где есть угроза цунами, сопками, хребтами.
-Сегодня мы получили алгоритм: как выбрать место, сезон для проведения отдыха, программу экскурсионного маршрута.
-И куда бы вы не поехали , обязательно воспользуетесь этим алгоритмом, сделаете свой выбор оптимально правильным и получите от путешествия только удовольствие и никаких негативных эмоций.
-А на память о Камчатке я дарю вам памятки.
Все замечательно работали.
- До новых встреч.
Возможен видеофрагмент о красотах Камчатки, фоном.