МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»
Урок-практикум по теме
«Многообразие горных пород и их свойства»
в 5 классе ФГОС
учитель географии и экономики
Алексеева Наталья Валентиновна
2017
Учебный предмет: география.
Учебная тема: Многообразие горных пород и их свойства.
Возраст учащихся (класс) 11 лет (5 класс)
Тип урока: урок рефлексии.
По завершению урока учащийся должен:
знать: классификацию горных пород по происхождению, как свойства горных пород зависят от их происхождения.
уметь: определять свойства горных пород .
Технологии: урок с использованием ИКТ.
Оборудование: Учебник А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016г., ЦОР - презентация «Многообразие горных пород и их свойства» (Приложение 1), набор горных пород, памятка «Определитель горных пород», таблица «Свойства горных пород», компьютер, проектор.
Цель: сформировать у обучающихся представление о многообразии горных пород, их происхождении и свойствах.
Задачи:
образовательные:
Повторить классификацию горных пород по происхождению.
Сформировать у обучающихся представление об особенностях горных пород разного происхождения.
Сформировать у обучающихся представление об уникальности отдельных горных пород.
развивающие:
Развивать умение выделять главные особенности;
Развивать умение объяснять следствия особенностей происхождения горных пород;
Формировать умение работать с различными источниками информации (практические образцы, учебник (текст параграфа и иллюстративный материал, определитель горных пород);
воспитательные: развивать интерес к предмету, формировать умение работать в группе.
Предварительная подготовка:
Подбор образцов горных пород (песок, гранит, мел, известняк-ракушечник, каменный уголь, мрамор, слюда).
Подготовка таблицы для определения свойств горных пород.
Этапы урока:
1. Организационный
2. Актуализация знаний
3. Осуществление самостоятельной работы по эталонному образцу.
4. Закрепление изученного материала
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Планируемые результаты: заполнена таблица «Свойства горных пород».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, приветствует | Выполняют требования учителя | 1 |
1 | Актуализация знаний | Предъявляет учебную задачу | Решает учебную задачу, формулирует тему и цель урока | 1 |
2 | Самостоятельная работа по эталонному образцу | Наводящими вопросами и комментариями определяет ход работы. Организует работу групп с различными источниками информации Физкультминутка | Отвечают на вопросы, рассуждают и план своих действий.
Выполняют задание, оформляют таблицу.
Выполняют упражнения | 25
|
3 | Закрепление изученного материала | Проблемный вопрос | Рассуждают и находят правильный ответ | 10 |
4 | Рефлексия | Оценка деятельности учащихся | Самооценка | 2 |
5 | Домашнее задание | Формулирует задания для выполнения учащимися | Записывают | 1 |
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1. Приветствие.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Слайд 2.Актуализация знаний
Эпиграф
"Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…"
К. Паустовский
Слайд 3. Тема урока (обучающиеся при помощи наводящих вопросов учителя формулируют цель урока)
Слайд 4-5. Классификация горных пород по происхождению.
Формулирование цели (обучающиеся, при помощи наводящих вопросов, сформулируют цель урока)
Цель урока: сформировать представление о многообразии горных пород, их происхождении и свойствах.
Что же такое горные породы? (ответ обучающихся). Горные породы различаются свойствами. Отчего зависят свойства горных пород? (ответ обучающихся).
Слайд 6. Итак, горные породы различаются свойствами, и мы сейчас попробуем определить свойства различных по происхождению горных пород (заполняют табл. «Свойства горных пород»).
Физкультминутка.
Слайд 7. Закрепление. Предположите, какие горные породы можно встретить в нашей местности и почему.
Слайд 8-9. Узнай горную породу (загадки)
Слайд 7. Рефлексия.
Закончи предложение…
На уроке я узнал….
На уроке я научился…
На уроке мне понравилось…
Моё настроение…
Выбери смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке и назови его номер.
Слайд 8. Домашнее задание. Параграф 25.
Мини-сообщение (презентация 3-4 слайда) о любой горной породе или минерале (по желанию).
Слайд 9. Оценить (похвалить) и поблагодарить за урок.