kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме Арктика - чудный край моей страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок очень интересен обучающимся, он даёт более полное представление об Антарктиде, её богатствах. также здесь много уделяется внимания исследователям и охране природы Антарктиды. Также прививается любовь и прирастание к северу нашей страны, чем ещё раз развивая в обучающихся любовь к Родине и чувство патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Арктика - чудный край моей страны»

Арктика – чудный край моей страны

Цель урока – повышение осведомлённости обучающихся об Арктике, знакомство с замечательными страницами истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли; задачах современного освоения. Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с одним из крупных природных регионов России; выяснить, в чем состоят особенности природы Островной Арктики, роль и хозяйственное значение освоения Арктики.

Развивающая: расширение кругозора учащихся; продолжить формирование умения работать с текстом учебника и другими источниками информации, развитие речи, пространственного мышления, умения высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать гражданственность и патриотизм; способствовать формированию чувства красоты и гордости за свою необъятную Родину; показать необходимость освоения Арктики с целью хозяйственного использования природных богатств этого региона.

Форма проведения урока:

Урок построен в комбинированной форме с элементами беседы, сообщениями. В ходе урока предусмотрен просмотр презентации, видеоролика, выполнение дидактических заданий.

Необходимое оборудование:

Проектор и экран, компьютер, интерактивная доска. Презентация, плакаты и рисунки учащихся об Арктике, телефон с фотокамерой.

Приложение №1 – рабочий лист для обучающихся.

План урока:

Продолжительность урока 45 минут. Урок состоит из 4-х взаимосвязанных блоков

В 1-й части урока обучающиеся под руководством учителя уточняют географическое положение Арктики и формируют представления о значимости исследования данного региона.

Слайд 1-2 рекомендуемое время 5 минут.

Затем во второй части урока обучающиея знакомятся с полярными экспедициями16-19 века, и выполняют практические задания в рабочем листе.

Слайд 3-10 – время 15 минут.

В 3-ей части урока идёт знакомство с полярными экспедициями и направлениями освоения северных территорий 20 века, организуется деятельность по просмотру видеофильма и выполнение заданий в рабочем листе.

Слайд 11-18 – время 15 минут

В 4-й части подводится итог урока. Организуется деятельность по знакомству с полярными исследователями – нашими современниками. Обсуждаются вопросы, связанные с образом полярника.

Слайд 19-25 время 10 минут.

Урок начинает учитель с вступительного слова:

Арктика – одна из наиболее труднодоступных и малозаселённых частей Земли. Отдельные районы издреле использовались для морских промыслов; в целом же этот район привлекал внимание прежде всего исследователей. С открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемыхв Арктике возросли инвестиционные и коммерческие интересы к ней. Соответственно тема освоения Арктики на современном этапе только расширяется и приобретает новое звучание.

«В следующие десятилетия Россия будет прирастать, конечно , Арктикой и северными территориями, это совершенно очевидные вещи», - сказал президент Российской Федерации В.В.Путин

Сообщения учащихся во время просмотра презентации:

Ученик 1:Сначала немного о том,  кем же был Семён Дежнёв.  Будущий исследователь  и путешественник родился около 1605 года в Великом Устюге, выходец из семьи крестьян-поморов, начал сибирскую службу рядовым казаком   в Тобольске. В начале 1640-х годов с отрядом казаков перешел в Енисейск, затем — в Якутск. Сначала служил в отряде землепроходца Дмитрия Зыряна (Ярилы) в бассейне Яны ( река в Якутии). В 1641, получив назначение в отряд Михаила Стадухина (одного  из русских первооткрывателей Восточной Сибири), Дежнев с казаками добрался до якутского села Оймякон. Здесь на них напали почти 500 эвенов (местных жителей).
В поисках «новых землиц» Дежнев с отрядом Стадухина летом 1643 спустился на коче (старинном палубном судне) к устью Индигирки (река на востоке Якутии), перешел морем до низовьев Алазеи (река на северо-востоке Якутии), где встретил кочЗыряна (коч-старинное палубное судно). Дежневу удалось объединить оба отряда землепроходцев, и они на двух судах отплыли на восток. В дельте Колымы казаки были атакованы еще одним местным племенем - юкагирами, но прорвались вверх по реке и в районе современного Среднеколымска (город в Якутии) и поставили острог. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647, а затем был включен как сборщик ясака (натурального налога, в основном это была пушнина) в промысловую экспедицию купца ФедотаПопова. 
Летом 1647 года группа из 90 морепроходцев обошла Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан на 7 кочах.  Из-за жестоких бурь корабли стали гибнуть один за другим. Осталось только два, которыми управляли Попов и Дежнёв. Во время новой бури путешественники потеряли друг друга. Попов доплыл до Камчатки, где позднее умер от цинги, а его спутники погибли от рук воинственных местных жителей. 
Судно Дежнёва еще долго носило по морю. В октябре судно выбросило на берег в 900 километрах к югу от Чукотского полуострова. Потерпев крушение, отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель добирался до реки Анадырь. Из 25 в живых осталось только 12 человек. 
Пережив голодную и холодную зиму, путешественники построили новые суда, на которых поднялись по реке на 500 километров, выдержав бой с местным населением - анаулами, в котором Дежнёев был ранен. 
В 1648 году отряд вновь остановился на зимовье, основав поселение, названное впоследствии Анадырским острогом.
Все это время Дежнёв тщательно изучал неизведанный край. Помимо прочего он обнаружил в вечной мерзлоте залежи моржовой кости. Только за месяц путешественнику удалось добыть 150 пудов уникального природного материала. 
В 1650 году к Дежнёву пробилась группа русских первопроходцев, которые добрались до Анадырского острога по суше. Но Дежнев не спешил на родину и продолжал командовать Анадырским острогом еще 12 лет. 
В Якутск казачий атаман вернулся в 1662 году. Оттуда он направился в Москву, представил государю чертежи бассейна реки Анадырь и ее описание, а также сдал в царскую казну 289 пудов моржовой кости.
Потом он вновь вернулся в  Сибирь  и в должности приказчика служил на реках Оленек, Яне и Вилюй, где снова занимался сбором ясака и примирял враждующие тунгусские племена. В 1670 году он снова отправился с соболиной казной в Москву, где в 1671 году заболел и через полтора года умер.
Мужественный исследователь заслужил славу своим упорным, многолетним трудом в суровых районах русского заполярья. Вместе с тем до  сих пор остается неясным, почему открытие Дежнёвым пролива, отделяющего Евразию от Америки, долгое время не было известно на Западе.По достоинству географические заслуги Дежнёва были оценены только в XIX веке, когда 1898 году в честь 250-летия похода с Колымы на Анадырь по предложению Русского Географического общества крайняя восточная точка Евразии была названа его именем – именем человека, доказавшего, что Дальний Восток является неотъемлемой частью нашей страны. Открытия Дежнёва позволили русским двигаться дальше на восток и в конце концов привели к покорению Аляски.


Ученик 2: В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.

Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Ученик 3:Шпицберген - арктический архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, он находится в тысяче километров от Северного полюса. В состав Шпицбергена входит больше тысячи малых и больших островов, среди них основную часть территории занимают крупные острова - Западный Шпицберген, остров Баренца, Земля Принца Карла, остров Эдж и Северо-Восточная Земля. Общая площадь архипелага составляет 62 000 квадратных километров, почти 60% всей территории покрыто вечным льдом.

Архипелаг издавна имеет несколько названий. Наиболее распространенное - Шпицберген, что в переводе с голландского означает «острые горы». Такое название архипелагу с горным рельефом дал голландский мореплаватель Виллем Баренц, который, как считают многие ученые на Западе, открыл эти острова в 1596 году.

Однако, существует немало документов, свидетельствующих о том, что русским поморам этот архипелаг был известен задолго до открытия Баренца. Только называли они его Грумант, так как полагали, что открыли часть Гренландии, о которой слышали от скандинавов. В течение нескольких столетий поморы осваивали и обживали эти острова, охотились на северных оленей, песцов, медведей и других пушных зверей, а во фьордах и бухтах - на моржей и тюленей.

Благодаря известному мореплавателю Фритьофу Нансену в Норвегии архипелаг получил название - Свальбард, что в переводе с норвежского означает «холодные берега».

После «открытия» Шпицбергена Баренцем, на архипелаг устремились охотники и промысловики из разных стран мира. Голландцы, британцы, норвежцы, датчане, французы и представители других государств интенсивно занимались китобойным промыслом. На суше создавались поселения, где разделывали туши животных и в огромных котлах вытапливали китовый жир. Самый крупный из таких поселений был построен голландцами, которому они дали название Смееренбург - «город китового жира».

Многие столетия Шпицберген никому не принадлежал и считался «ничейной» территорией. Но после того, как в начале прошлого века на архипелаге нашли уголь, интерес к нему стали проявлять различные страны - Россия, США, Великобритания, Норвегия, Голландия. Значительная роль в открытии угольных залежей на Шпицбергене принадлежит российским ученым. Самым известным из них был исследователь Арктики Владимир Русанов, экспедиция которого в 1912 году обнаружила угольные месторождения на 4-х участках в западной части архипелага, которые были закреплены 28 заявочными столбами.

Ученик 4: Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. В этом плане он обладает значительным преимуществом перед водными артериями, проходящими через широко используемые Суэцкий и Панамский каналы. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока дорога через Северный морской путь составляет 14 280 км., через Суэцкий канал — 23 200 км., а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Северный морской путь может служить кратчайшим транспортным маршрутом между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, поэтому, не исключено, что ему еще предстоит сыграть заметную роль в глобальных экономических процессах. Для Российского государства он имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. На маршруте Северного морского пути сосредоточена целая сеть уникальных наблюдательных станций, без существования которых трудно представить жизнедеятельность не только отечественных, но и многих зарубежных научных сообществ, изучающих природные и климатические особенности Крайнего Севера.

Открытие Северного морского пути имеет долгую, многовековую предысторию. На ранних этапах колонизации Сибири по некоторым западным участкам этого маршрута совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее — поморов. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать в экстремальных климатических условиях Севера дальние плаванья на небольших, хрупких судах. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В XVI-XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).

презентация

http://arctic.fedcdo.ru/

После просмотра презентации и видео обучающиеся отвечают на вопросы в рабочем листе. Учитель проверяет их ответы и выставляет оценки.

В заключение урока учитель читает обучающимся свой стих об Арктике:

Арктика, Арктика, Арктика

Арктика, Арктика, Арктика!

Край наш суровый такой!

Здесь ходят белые мишки

Да и пингвины гурьбой.

Климат здесь очень холодный

Ветры здесь дуют всегда

Здесь не растут пихты, ели

Оленьи здесь ходят стада!

Здесь проживают селькупы

Радуясь вечным снегам

Переезжая с оленями

Они живут то здесь, то там

Здесь не растёт и картошка

И зерновых тоже нет!

Это им всё присылают

Люди из тёплых мест!

Но! Одно хорошо!

Эта мерзлота и холод

Холодильник им не нужен

Просто утоляют голод!

Холодильник есть природный

Закопаешь в лёд еду

И хоть через год отроешь

Всё свежохонько во льду!



Дети здесь живут отлично!

В школу ходят, в детский сад

Пока мамочка и папа

Выпасают оленят!

Арктика у нас большая!

Очень даже золотая!

Здесь запасов много есть

Элементов нам не счесть!

И Америке с Европой

Арктику не отдадим!

Это наша Родина!

Её мы защитим!

Мы любим нашу Арктику

Её мы сбережём!

Со всеми со богатствами

И с нашим багажом!

Т.А.Филончик












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме Арктика - чудный край моей страны

Автор: Таисия Александровна Филончик

Дата: 06.10.2021

Номер свидетельства: 588095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства