kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по произведению Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов пригласил"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится учителем географии и литературы. Для проведения урока потребуется портрет Салтыкова - Щедрина, текст произведения "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", карта.

Подготовка: комментированное чтение текста. При проведении урока класс необходимо разделить на группы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по произведению Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов пригласил"»

Открытый урок по произведению Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (география, литература, русский язык)

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы в рамках недели географии и русского языка проводим с вами не совсем обычный урок. Он необычен тем, что мы выполнять с вами задания по географии, по литературе и по русскому языку. На уроке литературы мы начали с вами разговор о творчестве Салтыкова – Щедрина. Дома вы должны были прочитать сказку «Повесть… » И сегодня мы попробуем определить: Все ли в этой сказке сказка? (проблемный вопрос урока – на доске: «Все ли в произведении Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил сказка?» Сатира – это…)

Я: - Что произошло с генералами? (Попали на необитаемый остров)

Л: у вас на партах лежат атласы. Страница 24-25 (атлас 5 класс).Каждой группе мы даем листочек с координатами, найдите эти точки. Дайте Географическое расположение ( рядом с каким материком находятся, какие моря и океаны рядом, особенности природы. Ищут координаты острова (по группам)

( надо им сказать могут быть объекты без названия – )

1-я группа- 650 с.ш. 40 0 з.д. ( о. Гренландия)

420 ю.ш. 1460 в.д ( о. Тасмания)

2-я группа - 230 с.ш. 80 0 з.д. ( о. Куба)

250 с.ш. 121 0 в.д. ( о. Тайвань в атласе он не подписан –

неизвестный остров)

3-я группа - 590 с.ш. 280 в.д. ( неизвестный остров близь Санкт-Петербурга. Кронштадт )

230 ю.ш. 45 0 в.д. ( о. Мадагаскар) .

Из каждой группы один выходит к карте и показывает.

Как вы думаете, на каком из этих островов могут находиться наши генералы?

Предполагаем, что рядом с Санкт-Петербургом.



Я: Давайте обратимся к тексту. Прочитайте, что у С.-Щ. говорится о растениях и животных, которые были на острове (Дети отвечают, учитель записывает на доске: яблоки, рыба, рябчики, картофель, зайцы)

Л: откроем контурную карту № 7 (атлас 7 класс) и атлас № 25 ( 8-9 класс) , находим животных и промысловых рыб и наносим на контурную карту.

Вывод: остров существует.

Я: - Как генералы оказались на острове? (прочитать)

Вывод: сказка

- Какие сказочные формулы используются в тексте? (Жили – были, По-щучьему веленью…)

- Как мужик возвращает генералов домой (прочитать)

Л: Предположили, что генералы на острове рядом с Санкт –Петербургом, давайте их путь, проследим по карте ( карты на столах, распечатанные САНКТ –ПЕТЕРБРГ) от острова Кронштадт до Большой Подъяческой, через какие морские или речные объекты они возвращались? ….. находят Невская губа – река Нева – река Фонтанка – ул. Большая Подъяческая

Вывод: реальность

Я: - Как вы считаете, почему генералы не могли сами добыть себе пищу, не могли сами вернуться домой? (ничего не умели, за них все всегда делали другие)

- Что в современном мире является показателем того, что школьник получил определенные знания и готов к дальнейшей жизни? (сдал экзамен)

- Вот давайте и вспомним несколько экзаменационных заданий по русскому языку.



Задания выполняются в группах. Коллективная проверка (работают все). Ответы вносятся в бланки (проверяется правильность их заполнения) и объясняются устно + дополнительные вопросы.

Прочитайте текст. Выполните задания 2-13. Ответы занесите в бланк.

1)Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. 2)То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы. 
3)- Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? -4) сказал один генерал. 
5)- Да, - отвечал другой генерал, - 6)признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! 
7)- Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить... 8)Только как все это сделать? 
9)- Как все это сделать? -10) словно эхо, повторил другой генерал. 
11)Замолчали и стали стараться заснуть; но голод решительно отгонял сон. 12)Рябчики, индейки, поросята так и мелькали перед глазами, сочные, слегка подрумяненные, с огурцами, пикулями и другим салатом. 
13)- Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел! – 14)сказал один генерал. 
15)- Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены!16) - вздохнул другой генерал. 
17)Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.18) Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. 19)Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.20) Но вид текущей крови как будто образумил их. 
21)- С нами крестная сила! -22) сказали они оба разом, -23) ведь этак мы друг друга съедим! 24) И как мы попали сюда! 25) Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл! 





2) В каком варианте верно указан ответ на вопрос: «Почему генералам не спалось?»

1) 13)- Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!

2) 5)- Да, - отвечал другой генерал, - 6)признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! 

3) 9)- Как все это сделать? -10) словно эхо, повторил другой генерал. 
11)Замолчали и стали стараться заснуть

4) 1)Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. 2)То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы. 




3) В каком варианте ответа содержится олицетворение?

1) 21)- С нами крестная сила!

2) 18) Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.

3) 11)Замолчали и стали стараться заснуть; но голод решительно отгонял сон.

4) 24) И как мы попали сюда!



4) Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется его значением «неполнота действия» (припоминаются)


5) Из предложений 1-5 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «НН пишется в причастиях, имеющих зависимое слово» (виденные)

6) Замените устаревшее слово «этак» в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом. Запишите это слово. (так)

7) Замените словосочетание «человеческая пища» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием, построенным на основе управления. (Пища человека)

8) Выпишите грамматическую основу предложения 9 (Сделать)

9) Среди предложений 19-21 найдите предложение с однородными членами (19)

10) В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы), обозначающую (-ие) запятые при обращении.

2)То беспокоит их мысль, (1) кто за них будет пенсию получать, (2)то припоминаются виденные днем плоды, (3)рыбы,(4) рябчики,(5) тетерева, (6)зайцы. 
3)- Кто бы мог думать, (7)ваше превосходительство, (8)что человеческая пища, (9)в первоначальном виде,(10) летает, (11)плавает и на деревьях растет? -4) сказал один генерал.  (7,8)


11) Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

12) В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы), обозначающую (-ие) запятые между частями сложноподчиненного предложения.

- 6)Признаться,(1) и я до сих пор думал,(2) что булки в том самом виде родятся,(3) как их утром к кофею подают!  12)Рябчики, (4)индейки, (5)поросята так и мелькали перед глазами, (6)сочные, (7)слегка подрумяненные,(8) с огурцами, (9)пикулями и другим салатом. 15)- Хороши тоже перчатки бывают,(10) когда долго ношены! (2,3,10)


13) Среди предложений 13-18 найдите бессоюзное сложное предложение. Запишите номер этого предложения. (17)



Л: Молодцы! Вы справились с заданиями.

- А как вы думаете, знания каких предметов помогли бы генералам выжить на острове? (ОБЖ, физика, география, технология)

- А вам зачем нужно знать эти предметы?



Я: - Зачем вам необходимо знать русский язык? (понимать друг друга)

- Что иногда мешает нам понимать тексты РУССКОЙ художественной литературы 18,19 века? (устаревшие слова)

Словарная работа: Найдите в тексте С.- Щ. устаревшие или просто непонятные слова. Объясните их значение.

Упразднили

Штат

Оказия

Теперича

Школа военных кантонистов

Каллиграфия

Кишит

Кабы

Пригоршня

Особливо

Остервенились

Положили (решили)

Рандеву

Дать стречка



Я: Давайте вернемся к проблемному вопросу нашего урока.

- Только ли СКАЗКА произведение С.- Щ.?

- Для сего С.- Щ. создавал свои сказки?

- Почему на доске с самого начала урока написано слово САТИРА?

- Кого высмеивает С.- Щ.



Подведение итогов: Что полезного сегодня было для вас на уроке?

Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кайль Яна Андреевна

Дата: 12.03.2018

Номер свидетельства: 461519


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства