Просмотр содержимого документа
«Урок по географии. Латинская Америка. Мексика. Бразилия.»
Тема: Латинская Америка. Бразилия и Мексика
Фамилия, имя, отчество педагога – Лысакова Ирина Васильевна, к.п.н.
Предмет, класс: география, 11 кл
Педагогическая технология: проектная деятельность.
Цель: сравнить (выделить сходства и отличия) экономики ключевых стран Латинской Америки - Мексики и Бразилии
На формирование каких универсальных учебных действий (УУД) направлен урок
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1.1. Потребность в самовыражении и самореализации
2.1 Самостоятельный анализ условий достижения цели посредством зрительного восприятия (презентации, тематические карты и т.п.)
Учащийся научится:
3.1 Осуществлять поиск информации с использованием имеющихся ресурсов (тематических карт, электронных учебников, Интернета. 3.2. Умение представить информацию в сравнении
3.3 Создавать модели
4.1 Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения,
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к субъектам взаимодействия
Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся с использованиеммоделирования, основываясь на выделении существенных характеристик развивающихся экономик Мексики и Бразилии.
Задачи урока:
Формирование устойчивого интереса к познанию мирового сообщества, особенностей жизни населения в других странах и уровню их экономического развития, с учетом исторического анализа событий;
Закрепление умений синтезировать информацию тематических и экономических карт, анализировать статистические данные;
Создание проектов в виде творческих презентаций с использованием информационно-компьютерных технологий и модели экономики развивающихся стран;
Развитие критического мышления на основе сравнения представленных материалов по заданной тематике;
Формирование коммуникативных навыков учащихся в ходе выполнения работы в малых группах (4 чел).
Материалы к уроку:
- тематические карты атласа за 7-й и10-й класс,
- экономическая карта (10-й класс),
- набор статистических данных в сравнении по годам (состав и численность население, полезные ископаемые, крупные агломерации, транспортные магистрали, размещение отраслей промышленности и т.п.)
- творческие проекты по странам в виде презентаций.
Ход урока:
Организационный этап (проверка готовности учащихся к уроку, объявление цели урока и задач, необходимых для ее выполнения) - 1 минута
Основной этап. Задание: с помощью физической и тематических карт, раздаточного статистического материала, возможностей Интернетадать характеристику экономического потенциала Бразилии и Мексики (по вариантам)
Отработка УУД 3.1.
Задание: поиск и отбор информации из ресурсов разных носителей.
Алгоритм выполнения: представить характеристику ЭГП стран по плану:
1. оценка ФГП страны;
2. Перечислить пограничные государства;
3. Оценка размещения и возможности использования полезных ископаемых;
4. Распределение на территории городов и размещение основных отраслей промышленности;
5. Выделение характерных черт экономического потенциала каждой страны
Критерии оценки результативности выполнения задания: полнота представления ЭГП (проверяется при оценке устного представления информации на карте у доски), SWOT- анализ экономического потенциала (проверяется при сравнении достижений и проблем)
Презентации по теме «Экономика стран Латинской Америки. Мексика. Бразилия».
Отработка УУД 2.1.
Задание: представить презентацию группам (длительность – до 5 минут на каждую)
Алгоритм выполнения презентаций:
1. Сбор, анализ и отбор информации
2. Создать презентацию в соответствие со структурой: визитная карточка страны, флаг и герб, история становления государственности, экономика страны, специфические черты, интересные факты.
3. Представить общий вывод об уровне развития страны
Критерии оценки результативности выполнения задания: соблюдение структуры, оригинальность представления темы, умение расставить акценты на главных чертах экономики, представление собственного взгляда на развитие страны (оценивается после представления презентации учителем и учащимися).
Обобщение и сравнение информации.
Отработка УУД 3.2.
Задание: Сравнить отличительные черты экономики Мексики и Бразилии
Способ выполнения: Выписать в таблицу отличительные черты экономики Бразилии и Мексики
Критерии оценки результативности выполнения задания: лаконичность и четкость формулировок при характеристике черт экономического развития стран.
Моделирование
Отработка УУД 3.3.
Задание: представить обобщенную модель экономики развивающихся ключевых стан по латиноамериканскому типу – 5 минут.
Способ разработки модели:
1. Выделить сильные и слабые стороны (SWOT-анализ) экономики стран
2. Определить черты сходства и отличия экономик Бразилии и Мексики
3. Выбрать графическую основу (треугольник, круг, ромб, квадрат и т.д.) для модели экономики
4. Заполнить графическую основу содержанием (черты сходства)
Критерии оценки результативности выполнения задания: обоснованностьвыбора графической основы для модели экономики стран, полнота SWOT-анализа экономического потенциала (проверяется при сравнении достижений и проблем в экономическом развитии), лаконичность формулировок при заполнении информации в графической модели.
Рефлексия. Самооценка работы учащихся в группах – по 2 минуты.
Отработка УУД 4.1., 1.1
Задание: оценить качество выполненной работы в группах.
Алгоритм выполнения задания:
1. Представление собственной позиции на выбор информации учащимися других групп.
2. Аргументировать собственную позицию на основе представления «за» и «против»
Критерии оценки результативности выполнения задания:: необходимость и достаточность представленной информации, структурирование знаний, ясность формулировки выводов на основе сравнительных данных, эффективность работы в малых группах (умение планировать работу, слушать друг друга, предлагать коллективные варианты решения проблем и т.п.).
Результаты проектной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на примере изучения ключевых стран Латинской Америки дает возможность получить определенные «продукты учебной деятельности», а именно:
Презентации по странам.
Сравнительная таблица по характеристике экономик Мексики и Бразилии.
Модель латиноамериканской экономики ключевых стран.