Урок – игра
На тему: «Путешествие по Северной Америке».
«Познания и странствия неотделимы друг от друга».
К. Паустовский
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Северная Америка»
Форма урока: урок - путешествие.
Методы: комбинированный (фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа); словесный, наглядный, практический.
Цель урока: Формирование представлений о материке Северная Америка
1.Обучающая: углубить знания учащихся, полученные при изучении темы “Северная Америка”; создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения;
2.Развивающая : продолжить формирование умения работать с дидактическим материалом, с творческими заданиями; анализировать настенные карты и карты атласа.
3.Воспитательная : воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в группах; воспитать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Планируемые результаты:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, картами для исследования;
- предметные: знать номенклатуру по Северной Америке, рельеф, климат, природные зоны материка. Знать и объяснять причинно-следственные связи.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
-познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
• ПК;
• мультимедийный проектор;
• мультимедийная презентация к уроку;
• атласы
• настенная физическая карта полушарий
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка к основному этапу урока.
Учитель:
Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы.
Работайте внимательно, дружно и старательно
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
«Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но, какое - же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта Александра Тимофеевича Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – спускаться с места вдаль,
Другой сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь . ( слайд 1)
Ребята перед вами лежит цветовой дневник настроения, по которому каждый из вас должен отметить, какое у вас настроение на данный момент.
Цветовой дневник учащегося:
Настроение | Цвет | Начало урока | Конец урока |
восторженное | красный | | |
радостное | оранжевый | | |
приятное | жёлтый | | |
спокойное | зелёный | | |
грустное | синий | | |
тревожное | фиолетовый | | |
уныние | чёрный | | |
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания. Угадайте кто нарисовал карту? (звучит песенка капитана Врунгеля) В комментарии к карте говорилось, что капитан Врунгель спрятал клад. (слайд 2.)
А отыскать его смогут ребята отважные, любознательные и хорошо знающие карту. Я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны? (слайд 3.)Путешествие виртуальное, капитаном буду я, а вы юнгами. На палубе нашего корабля 2 каюты : Кают-компания «Колумбы» и «Виктория», располагайтесь поудобнее . (слайд 4) на прекрасном корабле «Санта Мария». Согласны ? (слайд 5)
А чтобы узнать по какому материку мы сегодня совершим путешествие, вам необходимо выполнить первое задание – собрать пазл. (слайд 6)
Еще совсем недавно такой далекий материк, как Северная Америка, был для нас полон загадок. Но благодаря решительности, настойчивости и силе Х. Колумба, Кабота, Гудзона, Баффина и многих других исследователей мы начали изучение этих земель. ( слайд 7)
Правила игры:
В каждой команде есть старший юнга, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении.
Успешно справившаяся с заданием команда награждается «орденом Врунгеля» .
Не выполнившая задание команда получает «спасательный круг».
Награждение проводится после каждого задания.
Нашу игру судит жюри – это наши гости.
А теперь юные искатели приключений, в путь! Наше путешествие будет проходить под девизом: (слайд 8) « Познания и странствия неотделимы друг от друга»
II. Обобщение, систематизация знаний. Слайд 8
Наше заочное путешествие мы начинаем с самой южной точки материка м. Марьято (слайд 9) по западному и восточному Тихоокеанскому берегу. (слайд 10) Счастливого пути! (слайд11)
Мы плывём по сильному течению. Корабль начинает качать из стороны в сторону, и … карта нашего плавания падает со стола. От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим путь? Юнги, выручайте на карте нет ни одного названия береговой линии материка, ( слайд 12) как же мы поплывём? Задание для лоцманов и их помощников
Задание 1.
Подпишите на к. к. названия географических объектов береговой линии материка.
Количество набранных вами баллов зависит от количества, подписанных вами географических объектов.
Правильный ответ: Калифорнийский залив, Берингов пролив, Чукотское море, море Бофорта, море Баффина, Гудзонов залив, Саргассово море, Карибское море
Задание 2
Собираясь в дорогу мы берем только самое необходимое. Ведь лишнее затрудняет путь. Вот и я вам предлагаю убрать лишнее и объяснить, почему оно лишнее. Кто больше «мусора» оставит за бортом награждается «орденом Врунгеля»!
• Мексиканский, Гудзонов, Гвинейский, Калифорнийский (Гвинейский – залив у берегов Африки)
• Мак-Кинли, Костюшко, Элберт, Митчелл (Костюшко – гора в Австралии)
• Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский (Индийский – не омывает материк)
• Маккензи, Миссисипи, Амазонка, Колорадо, Муррей (Муррей – река в Австралии)
• Гольфстрим, Лабрадор, Перуанское, Аляскинское (Перуанское – течение вдоль западных берегов Южной Америки)
У. Но где капитан Врунгель спрятал клад?
А вот, кажется, подсказка (свиток). Юнги, это послание капитана.
Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток – волшебный, он разворачивается только после разгадки литературных загадок, всех поочерёдно.
Попробуем, юнги?
Остров Виктория у нас впереди,
Попробуй остров Врунгеля найти.
Названье острова откроется тому,
Кто знает – что, зачем и почему.
Литературную загадку отгадай,
И к кладу свой корабль направляй.
Загадки:
1.Рядом, рядом острова
Не один, даже не два,
А десятки, сотни сотен,
Жить в соседстве им охотней.
Все родные как никак,
Значит здесь … (Архипелаг).
1.Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото).
1.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.
И о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад).
В конце списка крупными буквами написано название острова – Виктория. (Победа).
Задание 2. ( слайд 13 )
Далеко ли, близко ли нам плыть? Я, вас, прошу определить. Определите координаты крайней южной и западной точек Северной Америки. Сделать это нужно быстро, время в путешествии на вес золота. Распределите поручения между членами команды.
Ответ:
Координаты: Южная м. Марьято 7* с. ш. 80* з. д.
Западная м. Принца Уэльского 65* с. ш. 168*з. д.
Задание 3 (слайды 14 – 26)
Поиск клада продолжается, и вот мы уже вошли в Калифорнийский залив. Мы попали на выставку картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект Северной Америки, который изображён на картине и расскажете о нём.
Идёт игра «Аукцион»
Статуя свободы в Америке , бизоны , торнадо, долина смерти ,пещеры, кактус, великие американские озёра, гейзеры, вигвам, индейцы
Задание 4
Мы продолжаем путешествие вдоль западного тихоокеанского побережья, а справа по борту мы можем полюбоваться красивейшими горами Кордильерами. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест, ответить на мои вопросы, а на доске вы видите ответы:
слайд 27
Вопросы: слайд 28
1. В переводе с португальского название этого п-ова означает «земледелец». (Лабрадор)
2. «Мы вас не понимаем»,- так ответили жители индейцы на вопрос европейцев: «Как называется эта земля?» (Юкатан)
3.Этот остров открыт норманнами и викингами в X веке, по-датски «зеленая страна» (Гренландия)
4. Название этого п-ва с испанского переводится как «цветущий». (Флорида)
5. Название этого п-ва с испанского переводится как «горячий горн» (Калифорния)
6. На русском это звучит как «вновь открытая земля», а на английском? (Ньюфаундленд)
7. Полуостров, название которого означает «Большая Земля» (Аляска)
8.Название этой страны на языке местных индейцев из племени ирокезов переводится просто «деревня», «поселение» (Канада)
У. Давайте с вами вспомним историю открытия и освоения материка.
Слайд 29
Я буду зачитывать текст о каком-либо путешественнике и исследователе, а вы должны найти верный ответ, который соответствует фамилии этого исследователя.
1.Итальянец на английской службе открыл остров Ньюфаундленд и полуостров
Лабрадор. (Кабот)
2.Английский путешественник и мореплаватель, исследовавший северную и восточные части материка в XVII веке. (Гудзон)
3.В XVIII веке исследовал северную часть материка, крупный приток реки. (Макензи)
4.Командор российского флота, возглавивший экспедицию к берегам северо-западной части. (Беринг)
5.Норвежский полярный исследователь первым совершил в XX веке плавание вдоль северного побережья материка. ( Р. Амундсен)
6.Этот человек создал первые поселения в Америке, его называли русским Колумбом. (Шелихов)
Ответы:
А. Джон Кабот Г. Г. Гудзон
Б. А. Макензи Д. В. Беринг
В. Р. Амундсен Е. Г. Шелихов
Давайте узнаем как вы прошли квалификационный тест?
Слово жюри
Задание 5 Слайд 30
Наш корабль входит в залив Аляска и причаливает к берегу. Здесь, в северных Кордильерах расположена самая высокая точка г. Мак Кинли 6194м. Поднимемся на Мак Кинли, не там ли спрятан клад капитана Врунгеля? Посмотрите какая красота с высоты птичьего полёта. И мне хочется вернуться к стихотворению, которое читала ученица вам в начале путешествия. Слайд 30 . Расшифруйте, о чём хотел сказать нам автор. К делу радисты. Стихотворение у вас на столе.
Ответ: читают и комментируют стихотворение
Задание 6 Слайд 30
Мы спускаемся с Мак Кинли садимся на корабль и продолжаем наше путешествие. Мы на севере. Огибаем п-ов Аляска, по Берингову морю, через Берингов пролив, Чукотское море, море Бофорта наш корабль подходит к Канадскому Арктическому архипелагу. А у нас на корабле происшествие. С нами путешествовали животные
Но в поисках пищи и воды они сбежали с корабля.
1.Вот как они описывают местность, где оказались:
Зона арктических пустынь. Здесь мне холодно. Почвы почти нет. На каменистой поверхности вижу мхи и лишайники. Из животных моржей, тюленей и белых медведей.
Зона тундры и лесотундры. Здесь зима суровая, прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вижу много поверхностных болот. Растительность представлена низкорослыми травами и карликовыми деревьями. А сколько ягод: морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок. Здесь обитают олени, песцы, полярные волки.
Тайга. Почва напоминает цвет золы. Здесь растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. Встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире - секвойя « Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т. Здесь много птиц, лосей, встречается бурый медведь.
Зона смешанных и широколиственных лесов, я наверное попал в земной рай. Тут так красиво! Кругом березы, клены, тополя. Много болот и озер. Встретил бобров, волков, лосей.
Лесостепи и степи - прерии. Кругом громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, мятлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, бегают койоты, рыжая лисица, барсук. Грызунов же здесь не счесть.
Здоровье сберегающая физкультминутка:
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
У: Молодцы! Как разнообразна природа Северной Америки, а ведь она очень похожа на природу Евразии. Наш фоторепортёр сфотографировал природу всех природных зон, но перепутал их расположение.
2. Расположите природные зоны материка с севера на юг и поместите животных в свои природные зоны.
а) тайга;
б) лесостепь;
в) лесотундра;
г) арктические пустыни;
д) переменно-влажные леса;
е) тундра;
ж) смешанные леса;
з) степь.
Подведём итоги
Пока вы путешествовали по природным зонам Северной Америки, наш корабль подошёл к п-ову Лабрадор
Внимание, экипаж! Слайд 33
Пираты взяли нас на абордаж (Плен)
Они прислали нам конверт,
В конверте есть и «чёрная метка». На ней написано, что нас отпустят при условии, если мы поможем им разобраться с картой.
Задание 7 Слайд 32
1.Укажите путь, по которому можно попасть в Атлантический океан. Мы находимся на берегу озера Верхнее.
2.Подскажите, по территории каких государств пройдёт наш путь? (Информация о государствах в нашем сундучке вся перепутана. Помогите разобрать.)
1. Мичиган
2. Атабаска;
3.Святого Лаврентия
4. Эри;
5. Онтарио;
6. Виннипег;
7. Верхнее;
8. Гурон;
9. Большое.
10.Ниагара
11. Святого Лаврентия
Задание – это ………Слайд 34
Канада – 1 команда
1.
Включает материковую часть и архипелаг;
2.
На флаге – клиновый лист;
3.
Природа этой страны имеет много общего с нашей страной;
4.
Крупнейший производитель пшеницы;
5.
Коренные жители – индейцы и эскимосы;
6.
Два государственных языка;
7.
Население сосредоточено на юге страны;
8.
Лес – богатство страны;
9.
Национальный парк – Вуд Буффало;
10.
Столица – Оттава.
США – 2 команда
1.Территория состоит из основной части, полуострова Аляски и Гавайских островов;
2.На флаге 50 звёзд и 13 белых полос;
3.Природа страны очень разнообразна;
4.Население изготавливает на предприятиях самую разнообразную продукцию;
5.Коренные жители – индейцы и эскимосы, много негров;
6.Крупнейший город – Нью-Йорк;
7.Половина населения проживает на востоке страны;
8.Природные богатства способствуют развитию страны;
9. Национальный парк – Йеллоустонский парк;
10.Столица – Вашингтон.
Вы выполнили все задания пиратов – мы свободны, но мы так и не знаем, где клад капитана Врунгеля. Может быть, мы найдём его на этой остановке. Мы в Мексиканском заливе.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Мир Америки ему знаком,
Он себя считает знатоком.
А что вам кажется привлекательным на этом материке?
Покажите нам.
Задание 9: Слайд 36
ПРЕЗЕНТАЦИИ учеников достопримечательности Северной Америки.
Итак, с заданием вы справились, но даже в этих интереснейших местах материка мы не нашли клада капитана Врунгеля.
А тем временем наш корабль подошёл к п-ву Юкатан Слайд 37 и местные Индейцы племени Майя передали письмо капитана Врунгеля. Слайд 38
«Здравствуйте, юнги, вы искали клад? Вы его нашли – клад это те знания, которые вы получили в путешествии. Нет ничего ценнее знаний и жизненного опыта. С приветом капитан Врунгель»
III.Рефлексия
Подходит к концу наше путешествие, давайте подведём итоги — каждая команда озвучит какие завоевала победы и участники заполнят лист самооценки: «Кем я сегодня был на уроке — творцом, слушателем, скучающим»?
Лист самооценки
Сегодня на уроке я был ------------------
Я работал на уроке ---------------------------
Пожелания учителю--------------------------
Я надеюсь, что наше путешествие было не последним, впереди ещё много интересного, а ваш цветодневник урока (закрашивание цветодневника) покажет насколько вы полюбили путешествовать.
Подведём итог урока. Слайд 37
(Подведение итогов урока, поощрение команд, выставление оценок).
Я знала, всё у нас получится,
Америку мы с вами будем знать.
Всем орденоносцам Врунгеля,
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
IV. Аукцион домашнего задания
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.