kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра «Конкурс знатоков» по разделу «Природные комплексы России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания и умения,полученные при изучении природных комплексов России,о природных компанентов и природных районах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Конкурс знатоков» по разделу «Природные комплексы России».»

Урок-игра «Конкурс знатоков» по разделу «Природные комплексы России».

Цель: закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении природных комплексов России, о природных компонентах и природных районах.

Ход урока

Класс делится на 5 команд по 4 человека в каждой. Команда заранее выбирает своё название, готовит эмблему и девиз.

Все задания оцениваются жюри, в состав которого входят учителя географии. За каждое задание команды получают определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов; её участники получают «5». Команда, занявшая второе место, - «4». Остальные - на усмотрение учителя и жюри.

Конкурс 1

«Визитная карточка природного района» (10 баллов)

Учащимся предлагается, написать и прочитать название своего района, используя как можно меньше слов, учитывая все природные компоненты. (Например: Тихий океан, Ключевская Сопка, муссоны, наводнения, Амур, нефть, уссурийский тигр, женьшень – Дальний Восток.)

Конкурс 2. «Знатоки карты» (10 баллов)

От каждой команды участвуют по одному человеку. Ученик, стоя спиной к карте, получает карточку, где указывается географический объект. Например: 1-я команда – полуостров Камчатка; 2-я команда – хр. Сихотэ-Алинь; 3-я команда – Кольский полуостров и т.п. Вначале ученик устно определяет физико-географическое положение территории, далее поворачивается к карте и показывает объект. Жюри оценивает ответы. Возможны дополнения и исправления от членов команды.

Конкурс 3. «Географическая дуэль» (5 баллов)

Принимает участие по 1 человеку от команды. Ученики встают с двух сторон карты. Учитель называет объект, кто быстрее его покажет, тот и выигрывает. Каждой паре надо показать 5 объектов. Сначала соревнуются 1-я и 2-я команды. Победитель остаётся, побеждённого заменяет представитель 3-й команды и т.д. до основного победителя.

Конкурс 4 (5 баллов).

  1. «Тайна в конверте № 1» - предлагается из фрагментов контурной карты собрать природный район, назвать его и показать на карте

Конкурс 5 (7 баллов)

  1. «Тайна в конверте № 2» - зачитать предлагаемый отрывок, определить природный район.

Текст 1

В переводе с тюркского языка означает «пояс». Своеобразием является отчётливо выраженная асимметрия его западного и восточного склонов, много карстовых воронок, пустот, пещер. Создано много прудов-водохранилищ. Континентальность климата нарастает с северо-запада на юго-восток.

(Урал.)

Текст 2

Горы расположены в глубине материка на значительном расстоянии от океанов. Они богаты железными, полиметаллическими рудами, золотом и др. Климат меняется от континентального до резко континентального. Почти везде встречается в виде островов многолетняя мерзлота.

(Пояс гор Южной Сибири.)

Текст 3

В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все «пятитысячники» России. Горные реки бурные. У основания лесного пояса распространены заросли колючих кустарников – шибляка. Ведётся заготовка древесины бука, ели, пихты, дуба, сосны. Этот район известен как место отдыха, туризма, лечения.

(Кавказ.)

Текст 4

Это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика, поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Здесь можно встретить каменно-берёзовые леса, шеломайник, борщевик, манчжурский орех, дикие груши и яблони. Деревья перевиты лианами.

(Дальний Восток)

Текст 5

Площадь равнины в пределах России около 3 млн. км2. Главная особенность её рельефа – равнинность. Континентальность нарастает к востоку и особенно к юго-востоку. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину – 51 м, площадь – 17700 км2. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали её заселению и освоению с древних времён.

(Русская равнина.)

Конкурс 6 (5 баллов)

  1. «Тайна в конверте № 3» - зачитать предлагаемый отрывок, узнать природный компонент, заполнить схему «Природный комплекс».

Конкурс 7 (1 балл)

  1. После того как схема «Природный комплекс» заполнится, вопрос к классу: какие природные компоненты были забыты?

Текст 1

В.В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом» природы, подчёркивая нам тем самым, что природный компонент отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия.

(Почва.)

Текст 2

Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А.И. Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы».

(Вода и внутренние воды.)

Текст 3

Этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность.

(Климат.)

Текст 4

Этот природный компонент определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. Природный компонент предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот природный компонент тоже приспособился к определённым условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв.

(Растительность.)

Текст 5

Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определённым условиям существования, распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.

(Животный мир.)

Жюри подсчитывает баллы. Награждает победителей. Учитель подводит итоги урока, благодарит всех за участие.

Русская равнина


Северный Кавказ

Урал


Западно-Сибирская равнина

Восточная Сибирь


Хребет Сихоте-Алинь


Кольский полуостров


Хребет Черского


Хребет Яблоневый


Водораздельный хребет

Уральские горы, Карское море, государственная граница с Казахстаном, Европейская часть России, Азиатская часть России.


Западно-Сибирская равнина, Казахский мелкосопочник, Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау.


Восточная Сибирь, Нижняя Тунгуска, Енисей, Ангара, Прибайкалье.


Северо-Восточная Сибирь, Забайкалье, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Витимское плоскогорье.

Пояс гор Южной Сибири, Становой хребет, Северо-Байкальское нагорье, Патомское нагорье, Алданское нагорье.


Текст 1

В переводе с тюркского языка означает «пояс». Своеобразием является отчётливо выраженная асимметрия его западного и восточного склонов, много карстовых воронок, пустот, пещер. Создано много прудов-водохранилищ. Континентальность климата нарастает с северо-запада на юго-восток.



Текст 2

Горы расположены в глубине материка на значительном расстоянии от океанов. Они богаты железными, полиметаллическими рудами, золотом и др. Климат меняется от континентального до резко континентального. Почти везде встречается в виде островов многолетняя мерзлота.



Текст 3

В центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все «пятитысячники» России. Горные реки бурные. У основания лесного пояса распространены заросли колючих кустарников – шибляка. Ведётся заготовка древесины бука, ели, пихты, дуба, сосны. Этот район известен как место отдыха, туризма, лечения.



Текст 4

Это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика, поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Здесь можно встретить каменно-берёзовые леса, шеломайник, борщевик, манчжурский орех, дикие груши и яблони. Деревья перевиты лианами.


Текст 5

Площадь равнины в пределах России около 3 млн. км2. Главная особенность её рельефа – равнинность. Континентальность нарастает к востоку и особенно к юго-востоку. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину – 51 м, площадь – 17700 км2. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали её заселению и освоению с древних времён.

Текст 1

В.В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом» природы, подчёркивая нам тем самым, что природный компонент отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия.


Текст 2

Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А.И. Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы».



Текст 3

Этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность.


Текст 4

Этот природный компонент определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. Природный компонент предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот природный компонент тоже приспособился к определённым условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв.


Текст 5

Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определённым условиям существования, распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-игра «Конкурс знатоков» по разделу «Природные комплексы России».

Автор: Бабохина Жанна Леонидовна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства