Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Южные материки"»
Урок №68
Тема: «Особенности природы южных материков»
Тип урока: обобщение
Цели и задачи урока:
Повторить пройденный материал
Обобщить знания о южных материках, полученные на предыдущих уроках.
3. Развивать у учащихся навыки социального взаимодействия (при работе в группе), внимание, память, логическое мышление, монологическую речь.
Систематизация знаний учащихся.
Стимулировать познавательный интерес к предмету через игровую форму обучения.
Учебно-воспитательные цели и задачи подготовительного этапа:
Дать возможность каждому ученику принять участие в работе на уроке: все задействованы – никто не обижен! (кто-то рисует, кто-то ищет книги и статьи, кто-то приносит фотографии, кто-то хорошо говорит и четко выражает свои мысли, следовательно, он готовит текст для выступления от группы).
При случайном формировании группы научит ребят работать не только с теми, кто им приятен или симпатичен (с которыми легко найти общий язык), но и с теми с кем прежде сотрудничать не приходилось. Для этого необходимо терпение.
3. Развивать навыки самостоятельной домашней подготовки путем творческой деятельности.
Оборудование к уроку: иллюстрации, видеофильм, конверты с заданиями, медали для награждения команды-победительницы, жетоны, «черный ящик».
Форма проведения урока: урок-игра
Метод организации деятельности: групповая работа
На подготовительном этапе Класс делится на три команды по 6-7 человек. Каждая команда получает путем жеребьёвки творческое задание по одному из Южных материков – приготовить представление своего материка /реклама, песня, стихотворение, танец…/. Таким образом перед игрой уже формируется три команды и ребятам не нужно ломать голову чтобы придумать название, так как каждая из них может носить название того материка, который им достался по жребию.
Примерное содержание и ход урока:
Вступительное слово ведущего
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. В детстве, читая книги Жуль Верна, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег: мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда сердце с грустью отзывается на трогательные строки Роберта Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли, Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вел по свету мои корабли, Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен, Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже, Как кипит за кормой горький снег атлантических пен И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Но у нас сегодня будет такая возможность совершить путешествие сразу по нескольким континентам Земного шара. Потому что сегодня на уроке нам предстоит вспомнить об особенностях Южных материков. Сегодня на нашем импровизированном игровом ринге будут соревноваться три команды: «Антарктида», «Южная Америка», «Австралия» /аплодисменты/
Итак, позвольте начать игру и предупредить вас о том, что за нарушение дисциплины, подсказку, выкрики и т.п. жюри имеет право снять с команды от 1 до 3 очков.
1 этап ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД На предыдущем уроке каждая команда получила творческое задание, которое они нам сейчас продемонстрируют. Это задание оценивается от 1до 5 баллов
2 этап ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Блиц-опрос для каждой команды за 1 минуту необходимо ответить на максимальное количество вопросов.
Самый широкий пролив в мире (пролив Дрейка)
Теплое течение возле Южной Америки (Бразильское)
Первооткрыватель Южного полюса (Руаль Амундсен)
Самая высокогорная пустыня мира (Атакама)
Название самой длинной реки в Антарктиде (нет)
Как переводится слово «Анды» (Медные горы)
Какая рыба в Амазонке самая опасная (пиранья)
На коком материке живут пигмеи (Африки)
Лучший футболист Бразилии (Пеле)
Родина литиноамериканского танца танго (Аргентина)
Родина эвкалиптов (Австралия)
Самая южная точка Антарктиды (Южный полюс)
Есть ли страусы в Южной Америке (да, Нанду)
Самая низкая температура а Антарктиде (-89,2° С)
Самая высокая точка в Африке (влк. Килиманджаро)
Какое время года сейчас в Антарктиде (лето)
Какой океан больше влияет на климат Южной Америки (Атлантический)
Кто первым догадался об открытии новой части света Америки (Америго Веспучи)
Листья какого кустарника жуют индейцы, а сок этого кустарника раньше добавлялся во всемирно известный напиток (кока)
Какой город носит название «январской реки» (Рио-де-Жанейро)
Новая столица Бразилии (Бразилиа)
Холодное течение у берегов Южной Америки (Перуанское)
Чья экспедиция погибла во время открытия Южного полюса (Роберта Скотта)
Действующий вулкан в Антарктиде (Эребус)
Самая крупная птица в Андах (кондор)
Есть ли трава в Антарктиде (нет)
Самый крупный удав на Земле (анаконда)
Родина танца «Ламбада» (Бразилия)
Самый высокий водопад мира (Анхель)
Птица, питающаяся нектаром (колибри)
Родина волнистых попугайчиков (Австралия)
Плавающие обломки материкового льда (айсберги)
Линия на карте соединяющая точки с одинаковой температурой (изотерма)
Хищник семейства кошачьих в Амазонии (ягуар)
Лучший футболист Аргентины (Марадона)
Какое время года сейчас на мысе Гальинас (зима)
Какая река в Австралии дважды пересекает экватор (нет такой реки)
В каком климатическом поясе лежит большая часть Австралии (тропическом)
Родина какао (Южная Америка)
Какая река самая длинная в мире (Нил)
Какая река в Африке дважды пересекает экватор (Конго)
Какой океан меньше влияет на климат Южной Америки (Тихий)
Как называется гигантская кувшинка растущая в Амазонии (Виктория-регия)
Название какого города в Бразилии переводится как «хороший воздух» (Буэнос-Айрес)
Какую страну можно носить на голове (Панама)
Самое большое дерево экваториальных лесов (сейба)
Самая полноводная река мира (Амазонка)
Самая большая пустыня мира (Сахара)
Самое высокогорное озеро планеты (Титикака)
Столица карнавалов (Бразилия)
На каком материке водятся сумчатые (Австралия)
Самый крупный пингвин в Антарктиде (Императорский)
Какое уникальное оружие изобрели аборигены Австралии (бумеранг)
Как называются влажные экваториальные леса в Африке (гилея)
Родина кофе (Африка)
Сколько раз Колумб плавал в Америку (четыре)
Какое озеро называют «соленым сердцем» Австралии (Эйр)
Как называется смена природных зон с высотой (высотная поясность)
Что получают местные жители Ю.А. из смолы дерева гевея (каучук)
Канал на севере Южной Америки (Панамский)
3 этап ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
По одному от каждой команды вызывается участник, который тянет конверт с вопросом. Если команда, вытянувшая конверт не дала правильного ответа, то шанс ответить дается той команде, которая первая подняла руку. На обсуждение вопроса дается 1 минута.
1.Уважаемые знатоки! Какой из Южных материков совсем не искали, но неожиданно обнаружили? А какие из них долго и упорно искали, но нашли очень не скоро? Ответ: Южную Америку; Австралию и Антарктиду. 2. Уважаемые знатоки! На каком из южных материков отсутствуют признаки оледенения и современного вулканизма? Ответ: в Австралии. 3. Уважаемые знатоки! Кочевники Сахары говорят: "В пустыне даже встреча с разбойником может показаться приятной". Можете ли вы дать объяснение этому факту? Ответ: Пустыни так слабо заселены, что встретить человека в ней это большая удача. 4. В одном из австралийских штатов была организована геолого-разведочная экспедиция для поисков золота и драгоценных металлов. Её путь начался в городе Алис-Спрингс, а конечным пунктом маршрута была точка с координатами 20°ю.ш. и 130°в.д. С какими трудностями пришлось столкнуться участникам экспедиции? Ответ: Жаркий сухой климат, отсутствие пригодной для питья воды. 5. Уважаемые знатоки! При составлении списка растений для Королевского ботанического сада придворный ботаник был ужасно рассеян и в разделе "Австралия" допустил несколько ошибок, при этом забыв внести в него самое широко распространенное австралийское дерево. Исправьте в списке ошибки и допишите название этого дерева: зонтичная акация, казуария, финиковая пальма, бутылочное дерево, гевея, фикус, сосна сибирская. Ответ: Зонтичная акация, казуария, бутылочное дерево. Забытое дерево - эвкалипт.
6. Уважаемые знатоки! Ученые обнаружили в горных породах, слагающих Антарктиду, окаменевшие остатки папоротников, лесных деревьев и даже динозавров. Как вы думаете, чем это можно объяснить и какое природное явление может быть причиной их гибели? Ответ: Антарктида была частью древнего материка Гондваны. Похолодание климата после раскола Гондваны и движения материка к югу. 7. Уважаемые знатоки! Почему в амазонской сельве обитает только один представитель копытных - тапир? Какую природную зону, наоборот можно назвать "царством копытных"? Ответ: Отсутствие открытых пространств. Зона саванн и редколесий. 8. Испанские конкистадоры в Южной Америке предпочитали селиться в основном в горах а не на побережье. Объясните почему. Ответ: По сравнению с побережьем, в горах более благоприятный климат. Там менее жарко (например, в столице Колумбии Боготе, расположенной на высоте 2700м над уровнем моря, среднегодовая температура составляет 14-160C) и в зависимости от географической широты влажнее или суше, чем на побережье.
9. Видео-вопрос Какой южноамериканский водопад представлен в сюжете? Ответ:водопад Игуасу
10. Черный ящик
Это дерево имеет для жителей пустыни Сахара огромное значение. Его листьями покрывают жилища, древесину используют в строительстве, из волокон плетут веревки. Плоды этого дерева можно назвать «хлебом пустыни» их едят жареными, вялеными, вареными. Туареги говорят, счастлив тот муж, жена которого в течение месяца кормит его блюдами из этих плодов, так чтобы кушанья не повторялись. Во многих районах Африки эти плоды до сих пор заменяют деньги, а юноши так ласково называют своих возлюбленных. Плоды какого дерева лежат в черном ящике? Ответ: финики
4 этап КАЛЕЙДОСКОП
На доске развешаны картинки животных. Игрокам раздаются названия животных на карточках. Необходимо угадать животное, и назвать материк и природную зону, в которой оно обитает. Каждая команда имеет шанс ответить. За каждый правильный и полный ответ можно заработать 1 балл.
КЕНГУРУ КРОКОДИЛ
БЕГИМОТ ПУМА
НОСОРОГ ПИНГВИН
ЛЕВ ЛАМА
БРОНЕНОСЕЦ
5 этап ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ
Команды задают своим соперникам вопрос. Если команда отвечает, то она получает 1 балл. Самый интересный вопрос тоже оценивает одним баллом.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. Участники самостоятельно подсчитывают заработанные жетоны (жури следит за правильностью подсчетов)
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЫ. Вручение медалей и выставление оценок за урок. Все игроки из победившей команды, а также ребята, которые активно работали на уроке получают «5».
Домашнее задание: подготовиться к цифровому географическому диктанту по южным материкам.