Просмотр содержимого документа
«Урок георафии-6 кл. Взаимосвязи компонентов природы. Влияние человека на ПК.»
Жамбылская СОШ Лебяжинского района Павлодарской обтасти
6 КЛАСС
Учитель географии : Майоров Александр Прокопьевич
Тема: Взаимосвязи компонентов природы. Влияние человека на природный комплекс.
Цели:
1.Образовательная: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природных комплексах. Познакомить учащихся с изменениями природных комплексов, особенностями, причинами и последствиями этих изменений. Разобрать и закрепить новые термины и понятия.
2. Воспитательная: Рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приведя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.
3. Развивающая: Ориентировать учащихся на активную познавательную деятельность с использованием различных источников географической информации: карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы.
Оборудование: атласы для 6 класса, слайды на компьютере, карта полушарий.
Межпредметные связи: география, экология, биология
Тип урока : комбинированный.
Виды работы на уроке: беседа, работа с картой, работа в парах, опережающее задание-сообщение , демонстрация опыта.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Готовность класса к уроку.
Вступительное слово учителя. Учащимся сообщается цель проверки знаний.
Вопросы для беседы:
Какую тему мы изучаем? ( Взаимосвязи компонентов природы.)
Какие источники знаний мы используем, изучая эту тему? (географическую карту, учебник, дополнительную литературу, наблюдения.)
Какие новые понятия и термины вы узнали, изучая эту тему? (географическая оболочка. биосфера, природный комплекс, природные компоненты.)
Что такое биосфера? (часть географической оболочки, заселённая живыми организмами)
Что такое географическая оболочка? (Оболочка, в которой тесно соприкасаются и взаимодействуют: верхние слои литосферы, нижние слои атмосферы, вся гидросфера и биосфера.)
Какое значение имеет географическая оболочка? (В ней развивается жизнь, появился человек. Это среда существования человеческого общества, оказывающего на неё всё усиливающееся воздействие.)
Что такое природный комплекс? (слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сочетание». ПК-это сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, живых организмов. )
Что такое природные компоненты? (это составные части природного комплекса)
Перечислите, какие вы знаете компоненты природы? (рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растения, животные.)
Какие природные комплексы вы знаете? (лес, озеро, болото, река, равнина, горы, море, материк, океан, географическая оболочка)
Почему ПК так не похожи друг на друга? Почему они различаются? (Г.О. состоит из множества П.К., отличающихся друг от друга, но тесно взаимосвязанных. Они не одинаковы на суше, в океане, в горах и на равнинах, в долинах рек и на водоразделах. Различны они и в разных поясах освещённости. Потому, что компоненты, их составляющие, будут различаться между собой и по- разному будут взаимодействовать.)
Работа с картой.
Учащиеся выходят к доске парами.
(показывают и кратко характеризуют географическое положение)
1 Уральские (горы)
Чёрное (море )
2 Амазонская (низменность)
Индийский (океан)
3 Восточно-Европейская (равнина)
Сахара (пустыня)
Вывод учителя по итогам проверки знаний.
Изучение нового материала.
Постановка целей урока учителем перед учащимися:
Цель урока: Выяснить влияние человека на ПК.
Показать, что в природе всё взаимосвязано.
Ученик читает стихотворение о взаимосвязях в природе.
Учитель: Какой вывод можно сделать из текста, который вы услышали?
(Изменение одного компонента приводит к изменению другого компонента и всего ПК в целом.)
Учитель: Докажем это с помощью опыта.
Учащиеся демонстрируют опыт: колба с водой (природный комплекс). Добавляется краска (компоненты природы) - зелёная, жёлтая, фиолетовая, голубая, чёрная.
Учитель: Почему цвет воды изменился?
Можем ли мы вновь выделить один цвет (компонент)?
( Нет. Все компоненты изменились, изменился ПК.)
Учитель: В природе всё взаимосвязано, взаимопроникновенно.
Все изменения природных комплексов трудно, но совершенно необходимо заранее предвидеть.
Учитель: Покажите взаимосвязи компонентов ПК на примере нашей местности:
-1 пара учащихся.
Как влияет рельеф на направление и характер течения реки? (равнинный рельеф -течение плавное, медленное, тихое, спокойное. Например, река Дон.) Покажите на карте р. Дон.
- 2 пара учащихся.
Как воды влияют на рельеф? (размывают, смывают, образуют овраги).
- 3 пара учащихся.
Как влияет климат на воды? (Реки нашей местности замерзают т.к. зимой температура воздуха отрицательная, весной реки вскрываются от льда, разливаются –р. Иртыш. Летом, если бывают очень сильные ливни- уровень воды повышается, а если устанавливается засуха, то река мелеет).
- Как климат влияет на растительность? (Так как у нас 4 времени года, то растения осенью сбрасывают листья, весной набухают и распускаются почки, весной и летом - цветут и плодоносят. Климат способствует развитию степной растительности).
- Как климат и растительность влияют на животных?
Вывод: Все компоненты в природном комплексе нашей местности тесно взаимосвязаны, они воздействуют друг на друга, изменяют и образуют свой, характерный для данной местности ПК. Поэтому внешний вид ПК различен (слайды на компьютере).
Компоненты природы в результате взаимодействия образуют природные комплексы, свойственные только этому месту на земле, отличающиеся от других рельефом, климатом, водами, почвами, растениями и животными.
Учитель (вопрос – проблема):
- Может ли человек прожить, не используя природных богатств и не изменяя природу?
- От кого надо защищать природу?
Выводучащихся: Природа нуждается в охране.
Учитель: Что такое заповедник? Информационное сообщение -заповедник.
Вывод: Человек старается восстановить то, что утрачено, истреблено, уничтожено.
Учитель:
- Какие вопросы мы сегодня рассмотрели?
Учащиеся: 1)ПК разнообразны
2) В ПК всё взаимосвязано
3) ПК изменяется
4) Проблемы взаимодействия человека с ПК
Вывод учителя по уроку.
Задание на дом: п.49, вопросы на стр150. Подготовиться к экскурсии на соленое орезо (иметь при себе полевой дневник).