Урок географии в 7 классе: «Последние герои в Африке»
Урок географии в 7 классе: «Последние герои в Африке»
Урок обобщающего повторения разработан для класса коррекции в виде игры. Использованы логические задания, упражнения по классификации, коррекционные упражнения, проблемные ситуации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(Показ фрагмента телевизионной заставки передачи «Последний герой»).
Слово учителя: Смельчаки, высадившиеся на двух тропических островах близ Панамы, еженедельно приковывали наши взоры. 39 дней они должны продержаться на необитаемых островах, испытывая голод, жажду, преодолевая опасности. Вся страна с вниманием следила за событиями, происходящими там.
А вы бы хотели оказаться на их месте? Вдали от дома, от уюта?
Сегодня на уроке мы тоже отправляемся в подобное путешествие.
1 этап урока: «Маршрутный лист»
Слово учителя: У вас на столах лежат маршрутные листы. Выберите 5 вещей, которые вам пригодятся в пути. За каждый выбранный вами предмет вы получите ракушку – своеобразную денежную единицу нашего путешествия (в древности ракушки имели такое же хождение, как и деньги). Их количество может увеличиться, если вы проявите силу знаний, смекалку, ловкость, взаимовыручку. Если же вы не справитесь с заданиями – вернете мне часть из заработанного. К концу игры каждый из вас должен иметь по 5 ракушек. Если меньше – кому-то из команды придется выбыть, больше – пригласить к себе в команду нового члена.
Куда же мы отправимся сегодня? (в Африку)
Почему именно туда? (Потому что этот континент мы изучали на последних уроках.)
Сегодня мы проверим, как прочно вы усвоили изученный материал, а также посмотрим, насколько сплоченной окажется ваша команда.
2 этап урока: «Разрезанная карта»
Слово учителя:
Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять.
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие, злые крокодилы.
Так писал в своей книге К.Чуковский, а вы не боитесь предстоящих опасностей?
Я так испугалась, что разрезала карту, на обратной стороне было послание, адресованное вам.
Вам нужно собрать из отдельных кусочков карту и склеить ее. За выполнение этого задания вы получите 2 ракушки, если не справитесь - 0.
Я могу сразу сказать правильный ответ, но тогда вам придется отдать 2 ракушки.
(Дети склеивают карту. На обратной стороне текст: «Нанесите на контурную карту известные вам географические объекты»).
3 этап урока: «Контурная карта»
Школьники отмечают на настенной контурной карте известные им географические объекты Африки. Время выполнения – 1 минута. Правильный ответ 1 ракушка.
4 этап: «Пропущенные слова»
Слово учителя: Перед вами конверт с заданием: вставьте пропущенные слова и прочитайте готовый текст.
А
фрика по величине материк после Евразии.
Е
го площадь равна .
Самый крупный остров у берегов Африки .
Н
а Африку омывает Средиземное море.
К
райняя западная точка материка – мыс
Б
ереговая линия Африки изрезана
М
атерик почти посередине пересекается
Африка располагается в экваториальном,
субтропическом климатических поясах.
За правильно выполненное задание +3 ракушки. Прочитайте готовый текст. А если убрать текст, можете ли вы его повторить по памяти? За каждое правильное предложение +1 ракушка.
5 этап урока: «Исторический»
Слово учителя: Перед вами портреты известных путешественников. Догадайтесь, кто из них имеет отношение к нашему с вами путешествию? Почему?(+1 ракушка). Определите по карте маршрут движения (+2 ракушки).
Ребята находят портреты путешественников Васко да Гама, Д.Ливингстона.
6 этап урока: «Определи предмет»
Слово учителя: Проголодались? Чтобы не остаться голодным, вам нужно будет принять участие в следующим конкурсе. Представьте, что наступила ночь, и ничего не видно вокруг. А вы забыли дома фонарик. Самым голодным придется потрудиться (завязывают глаза). Кто хочет спать может не участвовать в этом конкурсе.
(В темноте, передавая предметы по кругу, необходимо выяснить, какие из них съедобные, а какие нет. За каждый угаданный предмет +1 ракушка.)
Можете совещаться вслух, комментировать предметы. Последний участник должен дать окончательный ответ команды и определиться в съедобности предмета. Ронять и мять предметы нельзя.
Предметы: мяч, апельсин, бумага, горная порода, банан, кофе, финики.
Слово учителя: Пока вы трудились, я нашла фонарь, и теперь посмотрим, правильно ли вы сделали свой выбор? Растут ли эти плоды у нас в Башкирии? Почему? Оказывается, в Ботаническом саду Уфы есть оранжерея, где выращиваются тропические растения. Скоро вы отправитесь туда на экскурсию и узнаете много интересного не только о растительном мире Африки.
7этап урока: «Природные зоны»
Слово учителя: До сих пор существует легенда, по которой на территории современного государства Зимбабве сохранились сокровища древних копий царя Соломона. Но они требуют расшифровки. Перед вами таинственные знаки. Соберите слова и скажите, что они обозначают. За правильный ответ +1 ракушка.
(разрезаны по буквам слова Гилея, Саванна, Пустыня).
А теперь распределите в таблицу слова, характерные для каждой из природных зон. За правильный столбик +2 ракушки.
Готовая таблица
Гилея
Саванна
Пустыня
Экваториальный климатический пояс
Субэкваториальный климатический пояс
Тропический климатический пояс
Более 2000 мм осадков в год
Сезон дождей 7-9 месяцев
Менее 100 мм осадков в год
Окапи
Баобаб
Финиковая пальма
Лианы
Зебра
Ящерица
Красно-желтые ферраллитные почвы
Красно-бурые почвы
Тропические песчаные почвы
Попробуйте составить текст о пустыне, используя слова, картинки. За интересный рассказ +4 балла.
Физкультминутка проводится в форме игры «Соплеменники»
Слово учителя: Мы в саванне. Многие племена охотников, скотоводов встречаются здесь с постоянной опасностью. Поэтому они привыкли оказывать друг другу помощь, защищать соплеменника. Рука к руке, спина к спине.
(Разбиваясь на пары, дети двигаются под музыку спиной к спине. Музыка замолкает – партнеры меняются.)
Кому предстоит побывать в опасности? С кем рядом не окажется соплеменника? Покажите мне свои спины.
9 этап урока: Подведение итогов
Слово учителя: Подходит к концу наше путешествие. Какие качества из указанных в маршрутном листе, вам помогли сегодня?
Кто был самым ловким? Самым знающим? Самым надежным? Кого, по вашему мнению, можно было выбрать капитаном? Почему?
Игра «Паровозик»
Все участники встают за спиной выбранного капитана. Затем тот поворачивается на несколько секунд, чтобы запомнить свою команду. Отвернувшись, он должен назвать по порядку всех участников.
Определение победителей
Слово учителя: Сколько ракушек вы набрали? Оцените работу каждого участника команды.
Оценки выставляются в маршрутный лист и журнал.
Итог урока
Слово учителя: В отличие от телевизионного приключения, из вашей команды не стоит кого-то исключать, поэтому желаю дальнейших путешествий, которые еще больше сплотят ваш коллектив.
Домашнее задание:
Подготовить рассказ о народах Африки,
подобрать иллюстрации, где представлена жизнь континента, а может, кто-то нарисует их сам