- воспитание собранности, умения выдерживать регламент времени, отведенного на решение каждого блока заданий;
- вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе урока
Знать основные понятия: почва, состав почвы, влажность, гумус. Персоналии: ученый-почвовед В. В. Докучаев.
Уметь: проводить наблюдения над объектом в условиях лабораторной работы, делать выводы в результате наблюдений, извлекать информацию научного характера, сравнивать, анализировать, обобщать, выдерживать регламент времени, отведенного на задание.
Формы работы с обучающимися
Фронтальная - на этапе актуализации знаний.
Индивидуальная - на этапе выполнения практической работы, на этапе диагностического тестирования.
Необходимое оборудование и материалы
- мультимедийная установка для просмотра слайдов;
- компьютерная презентация;
- лабораторное оборудование: лабораторные чаши для почвы: баночки с водой, палочки для размешивания жидкостей, пипетки, лабораторное стекло, спиртовки;
- исследуемый материал: почва с пришкольного участка;
- карточки с мини тестом для проведения контроля закрепляющего характера.
План урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Актуализация опорных знаний
Изучение новой темы. Практическая работа
Динамическая пауза
Изучение новой темы. Продолжение практической работы
Изучение новой темы (продолжение)
Контроль закрепляющего характера
Получение домашнего задания
Рефлексия
Подведение итогов урока
Ход урока:
Перед каждым ребенком лабораторное оборудование: лабораторные чаши для почвы: баночки с водой, палочки для размешивания жидкостей, пипетки, лабораторное стекло, спиртовки;
- исследуемый материал: почва с пришкольного участка.
На экране слайд. Эпиграф урока. Стихотворение с пропущенным словом
«Сказала лопата:
…. - чтобы рыть.
Ботинки сказали: ….- чтоб ходить.
А люди сказали:
….- чтобы жить!»
I. Организационный момент
Дидактическая задача: обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию. Проверка отсутствующих, оценивание состояния готовности обучающихся к уроку.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Организация начала урока
Приветствуетобучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
Садятся на свое ученическое место.
0,5
II. Вступительное слово учителя
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению материала, научить формулировать цель.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Постановка цели урока, побуждение к активной мыслительной деятельности
Вслух зачитывает эпиграф.
«Сказала лопата:
…. - чтобы рыть.
Ботинки сказали: ….- чтоб ходить.
А люди сказали:
….- чтобы жить».
Ведет беседу с учениками:
1) Как вы думаете, какое слово пропущено в этом стихотворении?
2) Посмотрите на подготовленный материал к уроку и ответьте, как по-другому можно назвать то, что в стихотворении названо словом «земля»?
3) Как можно сформулировать цель нашего урока, что мы будем делать?
Отвечают на вопросы учителя, пытаются сформулировать цель урока.
2
III. Актуализация опорных знаний
Дидактическая задача: повторение и воспроизведение понятий, связанных с понятием «почва».
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (в мин.)
Повторение и воспроизведение понятий, связанных с понятием «почва».
Дает задание. Назвать 5 слов, которые ассоциируются со словом «почва». Записать в тетрадь.
Попытаться ответить на вопрос: в чем отличие понятий «земля » и «почва»?
Выполняют задание учителя.
Отвечают на поставленный вопрос, сравнивая два понятия
2
IV. Изучение новой темы
Дидактическая задача: привлечь внимание обучающихся к выступлению своего одноклассника, формировать умение получать и анализировать учебную информацию.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Сообщение об основателе науки почвоведения Василии Васильевиче Докучаеве
Привлекает внимание обучающихся к выступлению своего одноклассника. Ставит познавательную цель: извлечь информацию и сравнить свой ответ на вопрос на предыдущем этапе урока с мнением ученого.
Выступающий ученик делает сообщение об основателе науки почвоведения В. В. Докучаеве, применяя компьютернуюпрезентацию, подготовленную заранее в качестве домашнего задания.
Обучающиеся извлекают информацию и сравнивают свой ответ на вопрос на предыдущем этапе урока с мнением ученого.
3
Практическая работа.
Дидактическая задача: организовать исследовательскую деятельность обучающихся. Напомнить правила техники безопасности при работе со спиртовками.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Выполнение практической самостоятельной работы исследовательского типа
Напоминает детям правила техники безопасности работы со спиртовками.
Руководит действиями обучающихся, направляет их деятельность. Следит за темпом работы, приходит на помощь тем, кто затрудняется выполнить задание.
Помогает ответить на вопрос. Рекомендует использовать материал учебника, стр. 197.
Ставит вопрос. Какие живые организмы можно увидеть в почве с помощью микроскопа?
Вспоминают правила. Настраивают свое внимание.
Выполняют практическую работу.
Заполняют кластер «Состав почвы».
1. Берут часть почвы, помещают в баночки с водой (на поверхности воды появляются пузырьки воздуха). Делают вывод о наличии в составе почвы воздуха, записывают вывод в тетрадь.
2. Тщательно размешивают палочкой почву в воде. (Вода становится черной).
Ставят вопрос, что окрасило воду в черный цвет?
Изучают, используя учебник, что такое гумус (перегной).
Записывают вывод в тетрадь.
3. Ждут оседания осадка. Рассматривают слои (глина, на дне песок). Делают выводы, записывают в тетрадь.
4. Рассматривают часть почвы, не помещенной в воду. Проводят визуальные наблюдения, что еще можно увидеть в составе почвы (черви, личинки, корешки, то есть представительство флоры и фауны).
Отвечают на вопрос (микроорганизмы). Записывают вывод в тетрадь.
11
V. Динамическая пауза (0,5 мин)
Дидактическая задача: снятие напряжения и усталости, развитие внимания.
Игра «Капитаны». Проводит ученик, который производит движение физзарядки (поднимает руки, разводит их в стороны, делает вдох-выдох). Дети должны повторить за ним это движение, но только, если он произносит команду: «Капитаны!». Эта игра позволяет детям физически расслабиться, переключиться на другой вид деятельности, но одновременно не ослабляет их внимания
VI. Изучение новой темы. Продолжение практической работы
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Выполнение практической самостоятельной работы исследовательского типа
Руководит действиями обучающихся, направляет их деятельность. Следит за темпом работы, приходит на помощь тем, кто затрудняется выполнить задание.
Помогает сделать вывод о природе остатка. Это минеральные соли.
Руководит подведением итогов практической работы.
5. Определяют на ощупь, что в почве содержится влага (вода). Записывают вывод в тетрадь.
6. Пипеткой берут раствор перегноя, капают каплю на лабораторное стекло и нагревают над пламенем спиртовки. Наблюдают, что происходит (гумус быстро сгорает, а на стекле остается вещество).
Формулируют вопрос, что же осталось после сгорания гумуса?
7. Изучают механический состав данной почвы. Для этого пытаются из остатков почвы сделать «бублик».
Делают вывод (если «бублик» рассыпается, то это песчаная почва, если «бублик» не рассыпается, то -глинистая). Записываю вывод в тетради.
Подводят итоги практической работы.
12
VII. Изучение новой темы (продолжение)
Дидактическая задача: привлечь внимание обучающихся к выступлению своего одноклассника, формировать умение получать и анализировать учебную информацию
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Сообщение о типах почв с показом на карте Ленинградской области преобладающих типов. Х Сообщение «Характеристика подзолистых почв»
Привлекает внимание обучающихся к выступлению своих одноклассников. Ставит познавательные цели: извлечь информацию о типах почв в Ленинградской области, записать в тетрадь, зарисовать в тетрадь профиль подзолистых почв.
Выступающие ученики делают сообщения, применяя компьютерныепрезентации, подготовленные заранее в качестве домашнего задания.
Обучающиеся извлекают информацию о типах почв в Ленинградской области, записывают в тетрадь, зарисовывают профиль подзолистых почв в тетрадь.
7
VIII. Контроль закрепляющего характера
Дидактическая задача: получить «обратную связь», проверить уровень усвоения полученных знаний.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Выполнение мини - теста по изученному материалу
Раздает карточки с мини-тестом.
Следит за регламентом.
Собирает выполненные работы.
Выполняют мини-тест.
1. Почва состоит из (перечисли).
2. В Ленинградской области преобладают почвы (выбери ответ)
а) подзолистые
б) черноземные
в) торфяные
г) дерново-карбонатные
3. Какие два вида почв по механическому составу мы выделили сегодня на уроке?
3
IХ. Получение домашнего задания
Дидактическая задача: сообщить обучающимся домашнее задание, дать пояснения.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Домашнее задание. Изучить § 31, ответить на вопросы после параграфа.
С помощью графического редактора Рaint, программы PowerPoint (или другой) создать компьютерный рисунок «Почва. Состав почвы»и выслать по электронному адресу учителя для проверки
galya.bogachenko@yandex.ru
Объявляет ДЗ и раздает листы с заранее распечатанным заданием
Получают листы с ДЗ, знакомятся с текстом
1
Х. Рефлексия
Дидактическая задача:получить обратную связь, эмоциональную оценку деятельности обучающихся на уроке.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Прием рефлексии «Одно слово»
Проситобучающихсяпо очереди оценить свою работу на уроке или настроение, произнеся только одно слово (любую часть речи).
Каждый подбирает слово для выражения эмоционального состояния или оценки своей работы на уроке.
1
ХI. Подведение итогов урока
Дидактическая задача: Подвести итог урока.Анализ уровень активности деятельности обучающихся на уроке. Выставление отметок.
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время (в мин.)
Заключительное слово учителя.
Взаимооценка обучающихся.
Подводит итоги урока.
Просит обучающихся оценить, кто из них сегодня на уроке работал активно и заслуживает хорошей или отличной отметки (качество представленных сообщений с компьютерной презентацией, аргументированные ответы на вопросы учителя на разных этапах урока, участие в дискуссии).
Выставляет отметки обучающимся.
Благодарит обучающихся за активную работу на уроке.
Слушают учителя.
Принимают участие в беседе, проводят внутреннюю самооценку и взаимооценку деятельности одноклассников на уроке. Делают выводы.