Учитель географии: Сегодня у нас необычный урок - творческая мастерская. На уроке мы будем обобщать полученные знания по теме «Земля - планета солнечной системы», а так же каждый из вас напишет шуточное письмо инопланетянину, в котором изложит совсем не шуточные сведения о своей планете. - Посмотрите, чего нет у этого письма? - У него нет адреса отправителя и (адреса получателя). - Сейчас, ребята, вы подписываете письмо. Пример написания письма. Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой Плутон. В нашей Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников – это планета Сатурн, у неё их 17. - Сейчас, ребята мы с вами вспомним: -сколько планет входит в солнечную систему? 1 учащийся - перечислить все планеты. 2 учащийся - объяснить, почему их 8, а не 9? 3 учащийся - Назовите, пожалуйста, общие для всех планет признаки. Ответы учащихся включают: - планеты не излучают собственного света; - вращаются вокруг своих осей; - по орбите вращаются вокруг Солнца; - почти одинаковая форма - но есть один из главных отличительных признаков у всех 8 планет - разные размеры. Задание 1 - Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого продолжить писать письмо.
Составить рассказ по карточкам Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности. Форма нашей планеты близка к шарообразной. В результате вращения Земли вокруг своей оси она сплющивается у полюсов, т.е. радиус экваториальный на 21 км больше радиуса полярного и является по форме ГЕОИДОМ. Наша планета, обладая такими размерами и имея такую массу, обладает силой притяжения. Планета вращается вокруг Солнца, по орбите двигаясь со скоростью 30 км/с. Полный оборот Земля совершает за год, т.е. за 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Каждые четыре года на нашей планете проходит високосный год, в феврале которого 29 дней. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за 24 часа, что является сутками. Учащиеся начинают писать письмо Письмо Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей форме. Она чуть-чуть приплюснута у полюсов. Разница между полярным и экваториальным радиусами составляет 21 км. Год на нашей планете длится 365 дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше. Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты? Задание 2 - Сейчас, ребята, давайте с вами вспомним благодаря каким ученым, мы, живущие в 21 веке, все это знаем? - Посмотрите на “космического информатора” и выберите необходимые портреты ученых. - Объясните в чём вклад каждого из них. Аристотель – доказал шарообразность Земли. Эратосфен – первый рассчитал размеры Земли. Пифагор – первым высказал предположение о шарообразности Земли. Учащиеся продолжают писать письмо своему марсианскому другу. Письмо. У нашей планеты шарообразная форма и оптимальные для возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём великим древнегреческим ученым, а именно благодаря Аристотелю (IV век до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III – II века до н.э.), вычислившему размеры Земли и Пифагору (IV век до н.э.) Творческая деятельность: Задание: Нарисовать плакат и предложить меры в защиту воды. Нарисовать плакат и предложить меры в защиту леса. (Подвести учащихся к выводу, что человек - часть природы) (Презентация работ) Задание 3 Сейчас, ребята, давайте подпишем, используя карточки из “космического информатора”, цифры на предлагаемой схеме, и дадим этим цифрам определения. Что значат эти цифры:24, 8, 365, 380 00км, 40 000км, 8 мин. Задание 4 - Теперь, ребята, давайте из “космического информатора” выберем причины и им соответствующие следствия. В результате должны получиться такие причинно-следственные схемы. Задание 5 - Сейчас, ребята, давайте посмотрим на карточки из “космического информатора”. Все они остались не задействованными. Давайте подумаем, почему они остались. «пишут письмо» Самостоятельная работа по карточкам. ЗАДАНИЕ № 1 Все приведенные ниже слова (термины и понятия) разделите на группы, запишите их в отдельные столбцы, каждому дайте название. Чем больше групп у Вас получится, тем лучше. Планета, сверхгиганты, телескоп, спутник, Цефей, звезда, Солнце, комета, Уран, метеорит, Земля, Фобос, подзорная труба, Меркурий, метеор, Большая Медведица, астероид, Марс, гиганты, спектрометр, Юпитер, галактика, Сатурн, Полярная звезда, вселенная, Луна, Нептун, затмение, Млечный путь, обсерватория, Венера, созвездие, карлики. ЗАДАНИЕ №2 Продолжите предложение: Смена дня и ночи на Земле происходит из за _________________. 2) Время, за которое Земля делает 1 оборот вокруг Солнца называется ________________. 3) Отраженным светом светят ____________. 4) Коперник, Птолемей известны тем, что ___________. 5) Геоцентрическая система- это ___________. ЗАДАНИЕ № 3. Что значат эти цифры:24, 8, 365, 380 00км, 40 000км, 8 мин. ЗАДАНИЕ № 4. Нарисуйте две любые из предложенных схем: строение Солнечной системы, созвездие Большой Медведицы, Ну а сейчас давайте послушаем ваши письма марсианам, как же вы представили им нашу планету. (дети читают письма). Общий вывод по уроку: Земля – планета Солнечной системы со своими отличительными чертами (размеры, типы движений, изменения и т.д.) Постичь законы на Земле, это попытка познать тайны всей вселенной. Домашнее задание: сочините стихотворение о природе или экологическую сказку «Человек глазами природы» Заключительная минута урока: Что для меня было сегодня важным, главным? Спасибо за урок! |