kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии в 9 классе «Отраслевая структура промышленности Донецкой области. Проблемы и перспективы» (с презентацией PowerPoint)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 9 класс из курса «Социально-экономическая география родного края» по теме «Отраслевая структура промышленности Донецкой области. Проблемы и перспективы» познакомит  учеников с понятием  и структурой промышленности, с особенностями народного хозяйства своего родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 9 кл_Структура пром.Д.о.»

Кравченко Светлана Викторовна,

учитель географии

МОУ «Амвросиевская школа № 2»

Амвросиевского района ДНР



Урок географии. 9 класс

Тема урока

«Отраслевая структура промышленности Донецкой области.

Проблемы и перспективы»


Цели:

Учебная:

- формулировка отдельных экономических понятий;

- формирование представления о родном крае как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;

- формирование понятия о структуре промышленности, об основных отраслях н/х;

- ознакомление учащихся с особенностями народного хозяйства своей республики;

Развивающая: развитие географического логического мышления, памяти, познавательного интереса.

Воспитательная:

- воспитание интереса и любви к родному краю;

- подготовка к выбору будущей профессии, расширение знаний о потребностях в трудовых ресурсах своей республики;

- воспитание патриотических чувств.


Тип урока:  урок с использованием мультимедийных средств.


Методы: частично-поисковый, проблемное изложение, анализ таблиц



Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Повторение и актуализация знаний.

«Конструктор». Индивидуальное задание. На магнитной доске ученик должен собрать схему из отдельных слов (народное хозяйство, производственная сфера, непроизводственная сфера, ЖКХ, отрасли материального производства, сфера услуг, образование и наука, бытовое обслуживание, промышленность, физкультура и спорт, сельское хозяйство, здравоохранение,транспорт, культура и искусство, связь, строительство, торговля, общественное питание).



«Отраслевая структура народного хозяйства»




















  1. Приём «Карта». На интерактивной карте выполнить задание (слайд 2):

а) подписать административный центр;
б) соседние объекты;
в) крайние точки;
г) географический центр


  1. Приём «Рулетка». Ученик вытягивает карточку с фактом и должен объяснить его. Правильный ответ – 1 балл.

  1. 26,5 тыс.км2 – площадь Д.о.

  2. 270 км – протяженность Д.о. с севера на юг

  3. 140 км – протяженность береговой линии

  4. 190 км – протяженность Д.о. с запада на восток

  5. 1 526 км – протяженность границ Д.о.

  6. 17 – количество административных районов в Д.о.

  7. 52 – количество городов в Д.о.

  8. 185 чел./км² - плотность населения в Д.о.

  9. 1932 г. – образование Д.о.

  10. 90,61% - доля городского населения Д.о.

  11. 4375,4 тыс.чел. – численность населения Д.о. в 2013 г.


3. Т.к. мы изучаем экономическую географию, то должны вспомнить некоторые экономические понятия.

«Минидиктант»: на доске написаны понятия в свободном порядке. Я буду зачитывать определения, а вы должны найти и записать подходящий термин.

Вопросы:

  1. Самостоятельный хозяйственный субъект экономики – предприятие

  2. Совокупность предприятий или учреждений, которые выпускают однородную продукцию – отрасль

  3. Исторически сложившееся хозяйство в пределах региона – народное хозяйство

  4. Хозяйственная деятельность населения – экономика

  5. Плата за ввозимый товар – пошлина

  6. Совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года – валовый внутренний продукт (ВВП)

  7. Количество продукции, которую производит работник за единицу времени –производительность труда

  8. Затраты на производство единицы продукции – себестоимость

  9. Продукт труда – товар

  10. Всё то, что человек использует в своей хозяйственной деятельности для производства товаров и услуг – ресурсы

Запись на доске

  1. себестоимость

  2. отрасль

  3. тариф (пошлина)

  4. народное хозяйство

  5. предприятие

  6. производительность труда

  7. ресурсы

  8. ВВП

  9. экономика

  10. товар

  1. III. Мотивация учебной деятельности

  2. Приём «Дешифровальщик»

  3. Инструкция. На доске зашифровано слово, которое есть основной частью темы нашего урока. Код буквы – её номер в алфавите (слайд 3).

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. 9

    1. 10

    1. 11

    1. 12

    1. 13

    1. 14

    1. 17

    1. 18

    1. 16

    1. 14

    1. 29

    1. 26

    1. 13

    1. 6

    1. 15

    1. 15

    1. 16

    1. 19

    1. 20

    1. 30

    1. п

    1. р

    1. о

    1. м

    1. ы

    1. ш

    1. л

    1. е

    1. н

    1. н

    1. о

    1. с

    1. т

    1. ь

  4.  Ответ: Промышленность. Ключевое слово найдено! Теперь можно озвучить тему

  5. Наша тема «Отраслевая структура промышленности. Проблемы и перспективы» (Слайд 4).

  6. IV. Изучение нового материала

  7. Промышленность является одной из крупнейших отраслей хозяйства, которая тесно связана с научно-техническим прогрессом и имеет решающее влияние на уровень развития общества.

  8. Её доля в структуре н/х очень велика. Посмотрите на диаграмму (слайд 5).

  9. Запись в тетради (слайд 6).

  10. Промышленность – это отрасль материальной сферы, которая охватывает разработку недр, переработку сырья, создание средств производства и предметов потребления.

    Промышленность имеет сложную структуру. В ней, как нигде, больше всего отраслей: во всем мире их 300, а в Донецкой области их более 150. Сегодня мы назовём основные.

  11. При знакомстве с отраслями промышленности, мы будем заполнять схему (слайд 7).

  12. (Слайд 8) С самого детства мы знаем, а в 8-ом классе мы убедились, что Д.о богата каменным углём. Уголь – это топливо – это тепло и энергия, поэтому отрасль называется «Топливно-энергетический комплекс».

  13. Возможно, что в ближайшем будущем мы в «Топливную промышленность добавим еще одну подотрасль – «Газовую», т.к. на севере Донецкой области открыто месторождение газа с ежедневной добычей 70000 м3, мощность месторождения составляет 2 трл. м3. В настоящее время ведется разведка еще 15 потенциальных газовых месторождений с запасами около 30 млрд. м3. Этого хватит лет на 400!

  14. В схеме «Отраслевая структура промышленности» делаем такую надпись… (Слайд 9).

  15. (слайд 10) Можете сказать, из чего сделаны все эти предметы? Как мы назовём отрасль, которая производит всё это? Металлургия

  16. (слайд 11) Узнаёте всё это? Как мы назовём всё это одним словом? Отрасль, производящая машины, - машиностроение

  17. Физкультминутка

  18. Ребята, я прошу вас встать и внимательно рассмотреть всё, что находится в классе, кто во что одет. Найдите то, что изготовлено НЕ из природных в-в и материалов.

  19. У нас 30 сек.

  20. - Смотрим налево, ищем глазами и запоминаем.

  21. - Смотрим направо… ищем глазами и запоминаем.

  22. - Подняли голову вверх… ищем глазами и запоминаем.

  23. - Повернулись назад… ищем глазами и запоминаем.

  24. - Присядьте или нагнитесь, посмотрите вокруг... ищем глазами и запоминаем.

  25. - А теперь закройте глаза и посчитайте, загибая пальчики, сколько искусственных предметов, вещей и веществ вы нашли.

  26. - Теперь тот, кто готов назвать до 5-ти предметов, вещей и веществ, поднимите одну руку, а те, кто – около 10-ти – две руки, ну, а тем, кто еще больше нашел, придётся помахать мне руками. Высоко поднимаем. Еще выше! Молодцы! Садитесь.

  27. (слайд 12) Посмотрите на слайд: моя добавка к тому, что нашли вы

  28. - А какая наука синтезирует вещества? (Химия).

  29. И как мы назовём отрасль, которая производит это всё? - Химическая

  30. (слайд 13) А для чего нужна такая продукция? (Чтобы строить) Промышленность строит. материалов

  31. Пищевая промышленность (слайд 14).

  32. Лёгкая промышленность (слайд 15).

  33. Лесная промышленность (слайд 16).

  34. Итак, мы заполнили схему. Она должна выглядеть так… (слайд 17).

  35. Мы неспроста так распределили отрасли в схеме. Посмотрите на диаграмму. В схеме отрасли расположены с учетом их доли в ВВП области (слайд 18).

  36. .

  37. Ребята, вы заметили, что наша схема заполнена не полностью. Мы будем заполнять её постепенно, на последующих уроках, изучая каждую отрасль промышленности.

  38. Карта.

  39. Я в начале урока говорила, что промышленность Д.о. является одной из крупнейших отраслей хозяйства и что здесь находится 150 отраслей. Посмотрите, как много пром.центров и как плотно они расположены (слайд 19).

  40. Такая специфика региона обусловлена выгодным географическим положением, богатой минерально-сырьевой базой, достаточно развитой инфраструктурой.

  41. Запись в тетради (слайд 20).

  42. Отрасль специализации - отрасль, объем производства которой превышает собственные потребности региона и прибыль от реализации продукции является основной частью бюджета данного региона.

  43. Вывод. Промышленность – ведущая отрасль, от которой зависит прогресс, экономическая и оборонная мощь страны.

  44. Зная, какие отрасли есть в Д.о, вы можете выбирать те профессии, в которых нуждается регион.

  45. Но мы не рассмотрели еще один пункт нашей темы – «Проблемы и перспективы».

  46. Мозговой штурм. Объединившись в группы по 4 чел. по принципу близкого ГП (соседние парты), подумайте, какие проблемы промышленности в нашей области.

  1. Основной проблемой социально-экономического развития Донецкого края является высокая концентрация промышленного производства и высокая урбанизация и, как следствие, сложнейшая экологическая ситуация.

  2. В результате боевых действий на востоке Украины за 2014 год промышленность упала на 59 %, строительство сократилось на 37,5 %, а больше половины работоспособного населения потеряло работу и доходы.

  1. Но перспективы у нас огромные! Донецкая область – это трудолюбивые, талантливые люди. Донецкая область была и останется крупным промышленным, культурным и научным регионом.

  2. V. Д/З: (слайд 21).

  3. - Знать записи в тетради.

  4. - Подготовить исследовательский проект «Характеристика промышленного предприятия Донецкой области» по плану:

  1. Название предприятия и дата создания.

  2. Форма собственности.

  3. Сырье, необходимое для производства, местонахождение сырьевых баз.

  4. Продукция, которая производится.

  5. Специальности, необходимые на производстве.

  6. Определить проблемы и перспективы развития этого предприятия.

  1. VI. Подведение итога урока. Выставление оценок

  2. VII. Обобщение и закрепление.

  3. Приём «Загадки». Несмотря на серьёзную тему, предлагаю шуточные загадки на тему «Отрасли промышленности»

  1. 1. Я из недр добываю уголь,

  2. Я стремлюсь всех на свете осветить и согреть.

  3. Я помогаю плавить железо.

  4. В общем, я – главная отрасль, как ни крути.

  5. (Топливная пром)

  6. 2. Без меня не будет ни машин, ни деталей,

  7. Ни чугуна, ни проката, ни стали,

  8. Ни труб, ни рельсов, ни уголков…

  9. И в экспорте очень важна, вот!

  10. (Черная металлургия)

  11. 3. Медикаменты и парфюм,

  12. И ПВА, и кислота, и сера.

  13. А еще удобрения, хлор, резинка…

  14. Всему начало – в пробирках.

  15. (Химическая промышленность)

  16. 4. Я – флагман экономики!

  17. Я – лидер в производстве!

  18. Станки, комбайны, утюги, вагоны…

  19. В общем, я машины произвожу.

  20. (Машиностроение)

  21. 5. Конфеты, консервы произвожу,

  22. Хлебом с маслом всех кормлю.

  23. (Пищевая промышленность)

  24. 6. Изготовлю пряжу я,

  25. А потом – носочки,

  26. Брюки строгие, пиджак,

  27. Юбку яркую в цветах,

  28. А еще кроссовки.

  29. (Легкая промышленность)

Просмотр содержимого презентации
«Урок 9 кл._ Структура пром. Д. о.»

Презентация к уроку географии.  9 класс  «Отраслевая структура промышленности Донецкой области.  Проблемы и перспективы»   Кравченко Светлана Викторовна, учитель географии МОУ «Амвросиевская школа № 2» Амвросиевского района ДНР

Презентация к уроку географии. 9 класс «Отраслевая структура промышленности Донецкой области. Проблемы и перспективы»

Кравченко Светлана Викторовна,

учитель географии

МОУ «Амвросиевская школа № 2»

Амвросиевского района ДНР

1. Подписать на карте Донецкой области:  а) административный центр;  б) соседние объекты;  в) крайние точки;  г) географический центр.   2 . Оценить выгодность ЭГП области.

1. Подписать на карте Донецкой области: а) административный центр; б) соседние объекты; в) крайние точки; г) географический центр. 2 . Оценить выгодность ЭГП области.

1 17 2 3 18 4 16 5 14 6 29 7 26 13 8 6 9 15 10 15 11 16 12 19 13 14 20 30 п р о о м ы ш л л е н н н о с с т ь Цель

1

17

2

3

18

4

16

5

14

6

29

7

26

13

8

6

9

15

10

15

11

16

12

19

13

14

20

30

п

р

о

о

м

ы

ш

л

л

е

н

н

н

о

с

с

т

ь

Цель

Отраслевая структура промышленности Донецкой области.  Проблемы и перспективы Тема

Отраслевая структура промышленности Донецкой области. Проблемы и перспективы

Тема

Структура н/х Донецкой области

Структура н/х Донецкой области

Промышленность  – это главная отрасль материальной сферы, которая охватывает разработку недр, переработку сырья, создание средств производства и предметов потребления.

Промышленность – это главная отрасль материальной сферы, которая охватывает разработку недр, переработку сырья, создание средств производства и предметов потребления.

Отраслевая структура промышленности

Отраслевая структура промышленности

Топливно-энергетический комплекс ТЭК

Топливно-энергетический комплекс

ТЭК

Топливная  промышленность Энергетическая промышленность Отраслевая структура промышленности  Топливно-энергетический комплекс

Топливная промышленность

Энергетическая промышленность

Отраслевая структура промышленности

Топливно-энергетический комплекс

Металлургия

Металлургия

Машиностроение

Машиностроение

Химическая промышленность

Химическая промышленность

Промышленность строительных материалов

Промышленность строительных материалов

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность

Лесная промышленность

Лесная промышленность

Топливная промышленность Энергетическая промышленность Отраслевая структура промышленности Отраслевая структура промышленности ТЭК Химическая промышленность (топливно-энергетический комплекс) Промышленность строительных материалов Металлургия Машиностроение Пищевая  промышленность Лёгкая промышленность Лесная промышленность

Топливная промышленность

Энергетическая промышленность

Отраслевая структура промышленности

Отраслевая структура промышленности

ТЭК

Химическая промышленность

(топливно-энергетический комплекс)

Промышленность строительных материалов

Металлургия

Машиностроение

Пищевая промышленность

Лёгкая промышленность

Лесная

промышленность

Промышленность Донецкой области

Промышленность Донецкой области

Промышленность Донецкой области

Промышленность

Донецкой области

Отрасль специализации  - отрасль, объём производства которой превышает собственные потребности региона и прибыль от реализации продукции является основной частью бюджета данного региона.

Отрасль специализации - отрасль, объём производства которой превышает собственные потребности региона и прибыль от реализации продукции является основной частью бюджета данного региона.

Домашнее задание  Знать записи в тетради.  !  Подготовить исследовательский проект «Характеристика промышленного предприятия Донецкой области» по плану:

Домашнее задание

Знать записи в тетради.

! Подготовить исследовательский проект

«Характеристика промышленного предприятия Донецкой области» по плану:

  • Название предприятия и дата создания.
  • Форма собственности.
  • Какое сырьё использует, местонахождение сырьевых баз.
  • Продукция, которая производится.
  • Специальности, необходимые на производстве.
  • Определить проблемы и перспективы развития этого предприятия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Кравченко Светлана Викторовна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства