Урок географии. 9 класс
III. Мотивация учебной деятельности
Приём «Дешифровальщик»
Инструкция. На доске зашифровано слово, которое есть основной частью темы нашего урока. Код буквы – её номер в алфавите (слайд 3).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
17 | 18 | 16 | 14 | 29 | 26 | 13 | 6 | 15 | 15 | 16 | 19 | 20 | 30 |
п | р | о | м | ы | ш | л | е | н | н | о | с | т | ь |
Ответ: Промышленность. Ключевое слово найдено! Теперь можно озвучить тему
Наша тема «Отраслевая структура промышленности. Проблемы и перспективы» (Слайд 4).
IV. Изучение нового материала
Промышленность является одной из крупнейших отраслей хозяйства, которая тесно связана с научно-техническим прогрессом и имеет решающее влияние на уровень развития общества.
Её доля в структуре н/х очень велика. Посмотрите на диаграмму (слайд 5).
Запись в тетради (слайд 6).
Промышленность – это отрасль материальной сферы, которая охватывает разработку недр, переработку сырья, создание средств производства и предметов потребления.
Промышленность имеет сложную структуру. В ней, как нигде, больше всего отраслей: во всем мире их 300, а в Донецкой области их более 150. Сегодня мы назовём основные.
При знакомстве с отраслями промышленности, мы будем заполнять схему (слайд 7).
(Слайд 8) С самого детства мы знаем, а в 8-ом классе мы убедились, что Д.о богата каменным углём. Уголь – это топливо – это тепло и энергия, поэтому отрасль называется «Топливно-энергетический комплекс».
Возможно, что в ближайшем будущем мы в «Топливную промышленность добавим еще одну подотрасль – «Газовую», т.к. на севере Донецкой области открыто месторождение газа с ежедневной добычей 70000 м3, мощность месторождения составляет 2 трл. м3. В настоящее время ведется разведка еще 15 потенциальных газовых месторождений с запасами около 30 млрд. м3. Этого хватит лет на 400!
В схеме «Отраслевая структура промышленности» делаем такую надпись… (Слайд 9).
(слайд 10) Можете сказать, из чего сделаны все эти предметы? Как мы назовём отрасль, которая производит всё это? Металлургия
(слайд 11) Узнаёте всё это? Как мы назовём всё это одним словом? Отрасль, производящая машины, - машиностроение
Физкультминутка
Ребята, я прошу вас встать и внимательно рассмотреть всё, что находится в классе, кто во что одет. Найдите то, что изготовлено НЕ из природных в-в и материалов.
У нас 30 сек.
- Смотрим налево, ищем глазами и запоминаем.
- Смотрим направо… ищем глазами и запоминаем.
- Подняли голову вверх… ищем глазами и запоминаем.
- Повернулись назад… ищем глазами и запоминаем.
- Присядьте или нагнитесь, посмотрите вокруг... ищем глазами и запоминаем.
- А теперь закройте глаза и посчитайте, загибая пальчики, сколько искусственных предметов, вещей и веществ вы нашли.
- Теперь тот, кто готов назвать до 5-ти предметов, вещей и веществ, поднимите одну руку, а те, кто – около 10-ти – две руки, ну, а тем, кто еще больше нашел, придётся помахать мне руками. Высоко поднимаем. Еще выше! Молодцы! Садитесь.
(слайд 12) Посмотрите на слайд: моя добавка к тому, что нашли вы
- А какая наука синтезирует вещества? (Химия).
И как мы назовём отрасль, которая производит это всё? - Химическая
(слайд 13) А для чего нужна такая продукция? (Чтобы строить) Промышленность строит. материалов
Пищевая промышленность (слайд 14).
Лёгкая промышленность (слайд 15).
Лесная промышленность (слайд 16).
Итак, мы заполнили схему. Она должна выглядеть так… (слайд 17).
Мы неспроста так распределили отрасли в схеме. Посмотрите на диаграмму. В схеме отрасли расположены с учетом их доли в ВВП области (слайд 18).
.
-
-
Ребята, вы заметили, что наша схема заполнена не полностью. Мы будем заполнять её постепенно, на последующих уроках, изучая каждую отрасль промышленности.
Карта.
Я в начале урока говорила, что промышленность Д.о. является одной из крупнейших отраслей хозяйства и что здесь находится 150 отраслей. Посмотрите, как много пром.центров и как плотно они расположены (слайд 19).
Такая специфика региона обусловлена выгодным географическим положением, богатой минерально-сырьевой базой, достаточно развитой инфраструктурой.
Запись в тетради (слайд 20).
Отрасль специализации - отрасль, объем производства которой превышает собственные потребности региона и прибыль от реализации продукции является основной частью бюджета данного региона.
Вывод. Промышленность – ведущая отрасль, от которой зависит прогресс, экономическая и оборонная мощь страны.
Зная, какие отрасли есть в Д.о, вы можете выбирать те профессии, в которых нуждается регион.
Но мы не рассмотрели еще один пункт нашей темы – «Проблемы и перспективы».
Мозговой штурм. Объединившись в группы по 4 чел. по принципу близкого ГП (соседние парты), подумайте, какие проблемы промышленности в нашей области.
1. Я из недр добываю уголь,
Я стремлюсь всех на свете осветить и согреть.
Я помогаю плавить железо.
В общем, я – главная отрасль, как ни крути.
(Топливная пром)
-
2. Без меня не будет ни машин, ни деталей,
Ни чугуна, ни проката, ни стали,
Ни труб, ни рельсов, ни уголков…
И в экспорте очень важна, вот!
(Черная металлургия)
-
3. Медикаменты и парфюм,
И ПВА, и кислота, и сера.
А еще удобрения, хлор, резинка…
Всему начало – в пробирках.
(Химическая промышленность)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
4. Я – флагман экономики!
Я – лидер в производстве!
Станки, комбайны, утюги, вагоны…
В общем, я машины произвожу.
(Машиностроение)
-
5. Конфеты, консервы произвожу,
Хлебом с маслом всех кормлю.
(Пищевая промышленность)
-
6. Изготовлю пряжу я,
А потом – носочки,
Брюки строгие, пиджак,
Юбку яркую в цветах,
А еще кроссовки.
(Легкая промышленность)