-А теперь отгадайте загадку и определите, какую оболочку мы будем изучать сегодня:
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было,
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
- Что вам уже известно об атмосфере?
- А что вы хотели бы узнать еще о ней?
Запишем название темы урока в тетради.
- Ребята, а как вы понимаете этот термин – атмосфера?
(от греч. «атмос»- воздух, «сфера»- шар, оболочка).
- Какое слово здесь ключевое? (воздух).
-Запишем в тетради определение:
1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (слайд 1).
- Какими свойствами обладает воздух? Опыты(слайд 2).
2. Свойства воздуха.
- Атмосфера имеет сложный состав, т.к. она состоит из смеси газов. Рассмотрим это на схеме и запишем в тетради (слайд 3):
3. Атмосфера – смесь газов.
- Из каких слоев состоит атмосфера? (слайд 4).
4. Строение атмосферы.
- Как называется самый нижний слой атмосферы?
Об особенностях этого слоя атмосферы нам расскажет ее исследователь Роман (сообщение)
Тропосфера – самый нижний слой, и его границу трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры. Мы живем на дне воздушного океана. В нем содержится 80% воздуха всей атмосферы, 90% водяного пара. Этот слой самый тонкий, он заканчивается на высоте около 12 км над землей. Это самый теплый слой, поскольку солнечные лучи отражаются от земной поверхности и нагревают воздух. По мере удаления от земли температура воздуха падает до -55 градусов С в верхней части тропосферы. Тропосферу называют «фабрикой погоды», «кухней погоды», ведь все явления погоды происходят только в тропосфере, только в ней есть водяной пар, образуются облака и выпадают осадки. Но в нем и много примесей, которые поступают в воздух в результате деятельности человека: копоти, газов, а это вредно для человека, растений и животных.)
- Еще выше побывал следующий исследователь – Семен.
(Над тропосферой, до высоты около 50 км над поверхностью, простирается стратосфера. В верхней части тропосферы находится озоновый слой. Он поглощает «жесткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-ые годы 20 века ученые заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами». Поэтому экологи обеспокоены тем, что загрязняющие вещества разрушают этот слой.
В стратосфере воздух более разреженный, чем в тропосфере. В ней почти не образуется облаков, т.к. очень мало водяного пара. Температура воздуха здесь растет с высотой и у верхней границы близка к 0 градусам С.)
- Еще выше побывала у нас Регина (сообщение:
Над стратосферой, на высоте 50-70 км, находится мезосфера.
В пределах ее самая холодная область атмосферы при температуре -225 градусов С – мезопауза. Здесь так холодно, что образуются облака изо льда. Метеоры, летящие к земле, обычно сгорают в мезосфере. Несмотря на то, что воздух здесь очень разрежен, трение, возникающее при столкновении метеора с молекулами кислорода, создает сверхвысокую температуру.)
-А кто летал еще выше? (сообщение Альмиры:
Последний основной слой атмосферы, отделяющий Землю от космоса, называется термосферой. Он находится на высоте примерно 100 км от земной поверхности и состоит из ионосферы и магнитосферы.В ионосфересолнечная радиация вызывает ионизацию. Именно здесь частицы получают электрический заряд. Когда они проносятся через атмосферу, можно наблюдать красивое явление – полярное сияние. Оно происходит в полярных широтах Северного и Южного полушарий.
Выше расположена магнитосфера, которая представляет собой наружный край магнитного поля Земли. Она действует как гигантский магнит и защищает Землю, улавливая частицы большой энергии. Наконец, атмосфера постепенно исчезает и сливается с космическим пространством.)
- Из каких же слоев состоит атмосфера?
- Какой слой атмосферы самый важный для человека?
-Как мы можем образно назвать атмосферу?(одежда, одеяло).
- Какое значение имеет атмосфера для жизни человека и Земли? (слайд 5). Запишите в тетради:
5. Значение атмосферы.
- Выясните значение атмосферы по рисунку 61с.87 учебника.
6. Изучение атмосферы. (слайд 6).
Закрепление.
1. Что означают числа?
2000км (толщина атмосферы)
78% (азот)
21% (кислород)
1% (прочие газы)
18 км (толщина тропосферы над экватором)
50-55 км(верхняя граница стратосферы)
80% ( воздуха в тропосфере)
Игра «Осколки».
Уч-ся получают запись в виде двух столбиков:
1-ый – начало предложения, 2-ой – конец предложения. Нужно собрать предложения.
1.Атмосфера рассеивает днем солнечные лучи,
2.Атмосфера предохраняет
3.Озоновый экран защищает человечество
4. Без атмосферы был бы невозможен
5.Кислород необходим всем живым организмам
Землю от метеоритов.
круговорот воды.
ночью не дает Земле быстро охлаждаться.
от избыточных ультрафиолетовых излучений.
для дыхания.
Итог урока.
-Что вы узнали на уроке? (перечислить ключевые вопросы темы).