1. Актуализация знаний учащихся (мотивирование обучающихся к учебной деятельности, актуализация знаний) по теме урока | Раз, два, три, четыре, пять! Светит солнышко опять! Раз, два, три, четыре! Всё прекрасно в этом мире! Раз, два, три, четыре, пять! Мы умеем рассуждать! Географию науку интересно познавать! Её тайны и загадки вы готовы разгадать! - Ребята, вспомните, какую тему на уроках географии мы изучаем на протяжении нескольких уроков? - Велика и могущественна страна, в которой мы живём, разнообразна её поверхность. Вспомним, какие формы поверхности есть на территории России и каким цветом они обозначены на физической карте. - Вспомним формы поверхности, их названия, разгадав интерактивный кроссворд. Первый вопрос. Форма земной поверхности, которая находится между реками Енисей и Лена. К - Кто желает его показать на карте? Второй вопрос. На этой равнине нет возвышенностей, поэтому дождевые воды застаиваются и образуется много болот. На её территории находятся огромные запасы нефти и газа. - - Кто желает эту равнину показать на карте? Третий вопрос. Когда-то эта территория была дном моря, поэтому и сейчас в этом районе можно увидеть много солёных озёр. - Кто желает низменность показать на карте? Четвёртый вопрос. Место, откуда Волга берёт своё начало. - Кто желает возвышенность показать на карте? | Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок) - Карта России. Выполнение на доске задания «Соотнесение формы поверхности с цветом» РАВНИНА | | ЦВЕТ | ПЛОСКОГОРЬЕ | ЦВЕТ | Разгадывание интерактивного кроссворда «Формы поверхности». Показ на настенной карте и в атласе. У ( Среднесибирское плоскогорье У. ( Западно-Сибирская равнина У Прикаспийская низменность У Валдайская возвышенность | Коммуникативные: Сотрудничество с учителем Личностные: (мотивация к изучению нового учебного материала) Познавательные: общеучебные (ориентироваться в своей системе знаний и осознать необходимость нового знания). |
2. Целеполагание (формулировка темы, цели, задач урока) | - Какое слово в сетке кроссворда получилось выделенным? - Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Назовите тему урока. - Запишите тему урока в тетрадь – Горы России. - Что мы должны узнать? - Что мы должны уметь? | - Горы Запись темы урока в тетрадь. - Какие горы есть на территории России и где они расположены. - Уметь показывать горы на физической карте России, в атласе. - Уметь наносить горы на контурную карту. | Регулятивные: (принятие цели и постановка задач урока, планирование действий) Коммуникативные: (высказывания детей) |
3.Изучение нового материала (решение поставленных задач, введение проблемной ситуации) (Слайд 1-2) (Слайд 3-4) Физинутка | - Что мы уже с вами знаем про горы? Вывешиваю карточку Карточку коричневого цвета - Если посмотреть на физическую карту мы увидим, что коричневый цвет есть светлый и тёмный. От чего это зависит? - Какие по высоте бывают горы? Вывешиваю карточки. Горы до 1000 метров над уровнем моря | - Какие это горы? От 1000 метров до 2000 метров над уровнем моря | - Какие это горы? Выше 2000 метров над уровнем моря | - Какие это горы? Проблемный вопрос - Как вы думаете каких гор больше в России: низких, средней высоты или высоких? - Так ли это на самом деле мы узнаем в конце урока, когда совершим путешествие по горам России. - Вспомните, какое строение имеет гора? - У низких гор вершины округлой формы, у высоких гор заострены в виде пиков и покрыты снегом и льдом. - Какими бывают склоны гор? - Чем они покрыты? - Одинокие горы встречаются редко, чаще всего они расположены рядами – горными хребтами. - Итак, горы – это обширные, неровные возвышения над окружающей местностью. Я приглашаю вас в путешествие по горам России. Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил открытие. Какое оно будет – большое или маленькое – у каждого своё. С горами мы будем знакомиться по плану. 1. Название гор. 2 2. Показ на физической карте России, в атласе. 3 3. Где расположены. 4 4. Высочайшая точка. 5 5. Нанесение на контурную карту. | - - Итак, отправляемся. А вот куда, догадайтесь сами. В этих горах с давних времён добывали драгоценные и поделочные камни: малахит, лазурит, яшму и другие. Известный русский писатель П. Бажов писал сказки, действия которых происходили именно в этих горах. В одной из них – «Каменный цветок» - рассказывается о мастерах, которые искали малахит в этих горах и делали из него вазы, шкатулки, украшения. Какие это горы? - Кто желает показать Уральские горы на карте? - Что вы уже знаете про эти горы? - Если посмотреть на шкалу высот, что мы можем сказать? Какие это горы по высоте? - Открыли форзац учебника, где помещена карта России, и попробуйте найти самую высокую гору Урала. Какова её высота? У -Уральские горы богаты полезными ископаемыми, в том числе и камнями – самоцветами. А ещё Уральские горы таят в себе много таинственны легенд и загадочных тайн. С одной из них мы сейчас познакомимся, просмотрев небольшой видеоролик. - Нанесите Уральские горы на контурную карту. Коричневым карандашом рисуем горы, подписываем ручкой по всей длине гор. - По Уральским горам проходит граница Европы и Азии. Какие ещё горы находятся на европейской части нашей страны? - Кто желает показать эти горы на настенной карте? - Между какими морями они расположены? - Нашей стране принадлежит лишь северная часть этих гор. - Открыли форзац учебника, где помещена карта России, и попробуйте найти самую высокую гору Кавказа. Какова её высота? - Она в 10 раз больше Останкинской башни в Москве. Это спящий вулкан. Эту гору легко узнать по двум вершинам, поэтому её называют двуглавой. Эта гора бесценная гордость и достояние России. - Какие это горы по высоте? - Нанесите их на контурную карту. - Красотой и величием Кавказа восхищались многие великие поэты: М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин и многие другие.
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба) И цветов букеты соберем (наклоны вперед) Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх) Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках) Если встретятся коряги, Под корягой проползем (присед) Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках) Дружно в горы попадем (хлопки) - Переехав через Уральские горы мы попадаем в Азию. Где в азиатской части нашей страны находятся горы? - Откройте карту и назовите эти горы. | - Форма поверхности Земли, обозначается коричневым цветом. - От высоты гор. - Низкие, средние, высокие. - Низкие. - Средние. - Высокие. Ответы детей - Подошва, склон, вершина. - Крутыми и пологими. - Травами, лесами. - Уральские горы. Показ Уральских гор на настенной карте. Ответы детей. - Средние. - гора Народная, её высота – 1895 метров над уровнем моря Просмотр видеоролика «Кунгурская пещера» Работа с контурной картой. Рабочая тетрадь стр.108-109. Просмотр слайдов презентации. - Кавказ. Показ Кавказских гор на настенной карте. - Чёрным морем и Каспийским. Просмотр слайдов презентации. - Гора Эльбрус. Её высота – 5642 метра над уровнем моря. - Высокие. Работа с контурной картой. Рабочая тетрадь стр.108-109. Просмотр видеоролика М. Ю. Лермонтов «Кавказ» Релаксация Выполняют элементарные физические упражнения - На юге. - Алтай, Саяны. | Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Познавательные: общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанного текста.) Коммуникативные: (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения) Коммуникативные: доносить свою информацию до других, владея приемами монологической речи Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. |
(Слайд 5-6) (Слайд 7-8) | - Работаем в парах, можно использовать учебник на стр. 157. - Проверяем работу 1 группы - К югу от Западно-Сибирской равнины можно увидеть горы Алтай. Название Алтай произошло от слова «Алтын» (золотая монета) – Золотые горы. В центре Алтая находится красивейшее Телецкое озеро. - Как вы думаете, почему Белуха название самой высокой горы? - Какие это горы по высоте? - Именно в этих горах берёт начало река Обь. - Нанесите их на контурную карту. - Проверяем работу 2 группы - Различают Западный Саян и Восточный Саян. Саяны совсем молодые горы. Им около 400 млн. лет. - Какие это горы? - Нанесите их на контурную карту. | 1 пара отвечает на вопросы плана про горы Алтай 2 пара отвечает на вопросы плана про горы Саяны Дети 1 группы отвечают на вопросы по плану Просмотр слайдов презентации. - Вершина всегда покрыта снегами. - Высокие. Работа с контурной картой. Рабочая тетрадь стр.108-109. Дети 2 группы отвечают на вопросы по плану - Высокие Работа с контурной картой. Рабочая тетрадь стр.108-109. Просмотр слайдов презентации | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля, оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: доносить свою информацию до других, владея приемами монологической речи |
4.Закрепление полученных знаний. (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, самооценка) (Слайд 9-10) (Слайд 11-12) | - Проверим знания. - 1. Открыли учебник на стр. 157, рисунок 135. - Какие горы в России считаются высокими? - Самые высокие из них? - Какими по высоте будут считаться Уральские горы? - Как вы думаете, есть ли на территории России низкие горы? - Такие горы есть. Это на Кольском полуострове горы Хибины, и на полуострове Таймыр горы Барранга. 2. Проверка знаний с помощью технологического приёма «Анимированная сорбонка» 3. Рабочая тетрадь стр.122, задание 1. - Проверяем с помощью технологического приёма «Анимированная сорбонка» - Какое значение имеют горы для человека? Ответить на этот вопрос вам помогут слайды презентации. | Работа с учебником. - Кавказ, Алтай, Саяны. - Кавказ - Средние. Ответы детей. Просмотр слайдов презентации Дети узнают горы по описанию, поднимают соответствующую карточку с названием гор, проверяют сами себя. Дети в таблицу записывают названия гор, которые обозначены на карте цифрами. Проверка задания в тетради. Просмотр слайдов презентации Ответы детей: 1. Горы – прекрасные пастбища 2. Горы содержат в своих недрах рудные полезные ископаемые 3. В горах строят курорты для лечения людей минеральной водой и целебными грязями 4. Горы –это прекрасные места отдыха, в том числе для спортсменов горнолыжников, альпинистов | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля, оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения) |
5. Рефлексия (Формировать умения оценивать себя) Итог урока Домашнее задание | - С какой темой вы сегодня познакомились? - - Какая цель была нами поставлена на урок? - Достигли ли мы цели? - Какие открытия для себя вы сегодня сделали в нашем путешествии? - Оцените свою работу на уроке: Если вы считаете, что в путешествии по горам сегодня вам было неинтересно вы постоянно испытывали трудности, материал урока не поняли - прикрепите флажок у подножия горы.
Если вам сегодня на уроке было интересно, вы внимательно слушали, многое узнали – то прикрепите флажок на вершине горы.
А может быть среди вас есть и те, которые захотят прикрепить флаг на склоне горы, это будет значить, что вы внимательно слушали, но поняли не всё, трудились не в полную силу, много отдыхали, когда другие старались подняться наверх.
-Все флажки оказались на горе, значит вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу. Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни с лёгкостью преодолевали все трудности, все вершины вам были по плечу.
- Хотелось бы процитировать слова из песни Владимира Высоцкого Лучше гор могут быть только горы На которых ещё не бывал.
- Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, какие захотите. И покорите вершины, которые захотите. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком – добрым и разумным! - Оценку за урок я выставлю вам тогда, когда проверю ваши работы в контурных картах, задание в тетрадях. - Открыли дневники, запишем домашнее задание. Задание по выбору: 1. Рассказ о горах (по выбору). 2. Приготовить презентацию о горах. 3. Вопрос 4 стр. 158. - Ребята, а где вам могут пригодится полученные знания? - Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою работу. Ответы детей | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: (внесение коррективов, контроль, оценка, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |