kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - "Биологические ресурсы", для 8 класа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предоставлен конспект урока для 8 класса. Развернута представлена тема Биологических ресурсов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - "Биологические ресурсы", для 8 класа.»

Тема открытого урока в 8 классе – «Биологические ресурсы - в рамках подготовки к ВПР по предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО »

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, Коммуникативно-диалоговой деятельности, опережающего обучения, деятельностного подхода в обучении.

Цели урока: показать роль живых организмов в жизни земли; роль растительного и животного мира в жизни человека; влияние человека на растительный и животный мир; назвать типы ООПТ; приводить примеры ООПТ России;

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и коллективной работы; Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; планировать свою деятельность; работать с текстовым и нетекстовым компонентом; классифицировать информацию по заданным признакам.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; понимание основ экологической культуры; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и в процессе учебной деятельности.

Учебно-информационное и техническое обеспечение: учебник- География авторы –Пятунин В.Б., Таможняя Е. А., 2017г.; рабочая тетрадь, слайды по теме урока, видео по теме урока через проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Как приспособились к условиям среды животные тундр?

  2. Как приспособились к условиям обитания животные арктической пустыни?

  3. Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги?

  4. Почему в тундре не растут деревья?

  5. Почему в Восточной Сибири тайгу образует только лиственница?

  1. Актуализация знаний

Россия является одним из главных поставщиков пушнины на мировой рынок. К числу основных промысловых пушных зверей относятся белка, песец, лисица, заяц беляк. Около 45% площади России покрыто лесами. Леса России – это 20% лесного фонда мира. Запасы древесины – 75 млрд. м куб. Хвойные леса занимают 80% площади лесов России. Наиболее холодостойкая порода - лиственница.



  1. Работа по теме урока

Решаемые проблемы

Какова роль растительного и животного мира в жизни человека? Какие меры по защите растительного и животного мира предпринимаются в нашей стране?

Сформулируем тему урока.

Тема урока : Биологические ресурсы

План урока:

  1. История вопроса. «Оболочка жизни».

  2. Биосфера

  3. Организмы литосферы, гидросферы, атмосферы.

  4. Биологические ресурсы.

  5. Составление схемы «Роль живых организмов в жизни Земли».

  6. Заповедники и национальные парки

  7. Выступление учеников с сообщениями – «Большой Арктический заповедник» и «Забайкальский национальный парк»

Конспект урока:

Крупнейшим обобщением в комплексе наук о Земле (геология, география, геохимия, биология) стало учение о биосфере созданное русским ученым В. И. Вернадским. Начав свою научную деятельность с изучения осадочных пород земной коры, В. И. Вернадский выявил огромную роль живых организмов в сложных геохимических процессах нашей планеты. В 1926 г. вышла его книга «Биосфера». В этом произведении глубоко анализируются сложные взаимоотношения живых организмов и неживой природы Земли.

Биосфера - это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее чем 3,8 млрд. лет назад., когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы. Т.е. населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3000000 видов растений и, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы. В. И. Вернадский сказал: «Человечество, взятое в целом , становится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».

Круговорот веществ в природе между живой и неживой материей – одна из наиболее характерных особенностей биосферы. Биологический круговорот – это биогенная миграция атомов из окружающей среды в организмы и из организмов в окружающую среду. Организмы выполняют и другие функции.

- Газовая функция- это постоянный газообмен с внешней средой за счет дыхания живых организмов и фотосинтеза растений.

- Концентрационная функция – это постоянная биогенная миграция атомов в живые организмы, а после их отмирания – в неживую природу.

- Окислительно-восстановительная функция – это обмен веществом и энергией с внешней средой.

- Биохимическая функция – это химическое превращение веществ, составляющих основу жизнедеятельности организма.

Литосфера- это верхняя твердая оболочка Земли. Ее толщина колеблется в пределах 50-200 км. Распространение жизни в ней ограниченно и резко уменьшается с глубиной. Подавляющее количество видов сосредоточенно в верхнем слое, имеющем толщину в несколько десятков сантиметров. Некоторые виды проникают в глубину на несколько метров или десятков метров (роющие животные – кроты, черви; бактерии; корни растений). Распространению жизни в вглубь литосферы препятствуют различные факторы. Нижней границей распространения жизни в литосфере считают трехкилометровую глубину, где температура достигает +1000 С.

Гидросфера, в отличие от литосферы и атмосферы, полностью освоена живыми организмами. Даже на дне Мирового океана, на глубинах около 12 км, были обнаружены разнообразные виды живых существ (животные, бактерии). Однако основная масса видов обитает в пределах 150-200 м от поверхности. Это связано с тем, что до такой глубины проникает свет. А следовательно, в более низких горизонтах невозможно существование растений и многих видов, в зависящих в питании от растений. Распространение организмов на больших глубинах обеспечивается за счет постоянного попадания экскрементов, остатков мертвых организмов, падающих из верхних слоев, а также хищничества. Организмы обитают как в пресной, так и в соленой воде.

В биосферу входят лишь самые нижние слои атмосферы. Жизнь в них не может существовать без непосредственной связи с литосферой и гидросферой. Крупные древесные растения достигают нескольких десятков метров в высоту, располагая вверху свои кроны. На сотни метров поднимаются летающие животные – насекомые, птицы, летучие мыши. Некоторые виды хищных птиц поднимаются на 3-5 км над поверхностью Земли, высматривая свою добычу. Наконец, восходящими воздушными потоками пассивно заносятся на десятки километров вверх бактерии, споры растений, грибов, семена. Однако все перечисленные летающие организмы или занесенные бактерии лишь временно находятся в атмосфере. Нет организмов, постоянно живущих в воздухе.

Верхней границей биосферы принято считать озоновый слой, располагающийся на высоте от 30 до 50 км над поверхностью Земли. Он защищает все живое на нашей планете от мощного ультрафиолетового солнечного излучения, в значительной мере поглощая эти лучи. Выше озонового слоя существования жизни невозможно.

Таким образом, основная часть видов живых организмов сосредоточена на границах атмосферы и литосферы, атмосферы и гидросферы, образуя относительно «тонкую пленку жизни» на поверхности нашей планеты. В природе не существует «лишних», «бесполезных», «вредных» организмов.







Задание. Прочитайте текст на стр. 161-163 и составьте схему «Роль живых организмов в жизни Земли»

Микроорганизмы разлагают органическое вещество

Создают почву, повышают плодородие почв





Роль живых организмов в жизни Земли

Деревья и кустарники защищают почву от эрозии

Растения обогащают воздух кислородом







Растительность влияет на климат, увлажняя воздух

Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)







Запись в тетрадях

Биологические ресурсы – часть живых организмов, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

Б иологические ресурсы

Растительные ресурсы Ресурсы животного мира

Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут. Человек, осваивая ресурсы, истощает их запасы, а иногда полностью уничтожает: под пашни распахана почти вся степь России; под города, дороги, карьеры заняты огромные площади земель. Уничтожена земельная растительность, а значит исчезли и животные. Многие тысячи гектаров хвойных лесов вырублены, а на их месте растут вторичные малоценные леса из осины и березы. Значительно снизились и ресурсы животного мира. Почти истребили кавказских туров, зубров, соболя баргузинского. Многие виды занесены в Красную книгу.

В России были приняты федеральные законы «Об охране окружающей среды» (1991г.) и «Об особо охраняемых природных территориях» (1995г.). Согласно этим законам «Особо охраняемые территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны». Эти территории относятся к объектам общенационального достояния.

Основные типы ООПТ:

  • Заповедники;

  • Биосферные заповедники;

  • Национальные парки;

  • Природные парки;

  • Заказники;

  • Резерваты;

  • Памятники природы;

  • Памятники Всемирного наследия;

  • Заповедно-охотничьи хозяйства;

  • Санитарно-курортные зоны;

  • Дендрологические парки;

  • Ботанические сады.

Запись в тетрадях

Заповедник – это охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс. В заповеднике запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Заповедник служит эталоном нетронутых ландшафтов, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных и восстановления их численности.

Один из первых заповедников – Астраханский – был создан в дельте Волги с целью охраны нерестилищ ценных осетровых рыб, водоплавающих птиц (пеликаны, бакланы) и реликтовых растений (лотоса).

Например, заповедник Аскания-Нова – почти единственная территория на Восточно-Европейской равнине, сохранившая ландшафт степи в первозданном виде. Баргузинский заповедник на Байкале – эталон горно-таежного ландшафта, где обитает самый ценный по меху баргузинский соболь. Огромная роль государственных заповедников в охране редких и исчезающих видов растений и животных. Например, в Сихоте-Алинском заповеднике охраняются амурский тигр, горал, в Окском и Хоперском – выхухоль, в Астраханском – большая белая цапля, каравайка, колпица.

Запись в тетрадях

Национальный парк- это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В национальном парке допускается посещение туристами специальных маршрутов. То есть национальный парк играет роль и рекреационного объекта. Первый национальный парк- Йеллоустонский –был создан в 1872 г. в США. В настоящее время в мире насчитывается более 2300 национальных парков.

Заказник – это территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В заказнике охраняется не весь природный комплекс, как в заповеднике, а только отдельные компоненты: например, один или несколько видов животных, растений.

Биосферный заповедник- это обширный природный участок строго охраняемый от всякого антропогенного воздействия. Такие заповедники начали создавать в начале 70-х гг. XXв. В рамках международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Основная цель их создания – сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ – эталонных участков биосферы, а также генофонда растений и животных. Сотрудники биосферных заповедников ведут серьезную образовательную работу среди населения на прилегающих к заповеднику территориях.

В настоящее время в мире существует 320 биосферных заповедников в 82 странах. В России 18 заповедников имеют международный статус биосферных резерватов, получивших сертификаты ЮНЕСКО. В 1978 г. Были созданы Кавказский, Окский, Сихотэ-Алинский биосферные заповедники. Наиболее крупными по площади являются Таймырский (1781,9 тыс. га), Кроноцкий (1142 тыс. га) и Центрально-Сибирский (972 тыс. га) биосферные заповедники.

Всего в России на сегодняшний день насчитывается более 12 тыс. особо охраняемых территорий разных уровней и различных категорий. Федеральная система ООПТ на данном этапе включает: 103 государственных заповедника, 47 национальных парков, 67 федеральных заказников. Совокупная площадь всех федеральных ООПТ занимает почти 3 % территории России, а ООПТ всех категорий – 11%, что близко к среднемировым показателям.

(Ученики выступают с сообщениями по теме урока – Большой Арктический заповедник, Забайкальский национальный парк)


  1. Обобщение и систематизация знаний

-Что такое заповедник?

-Что охраняется в Астраханском заповеднике?

-Что такое национальный парк?

-Чем заказник отличается от заповедника?

VI. Рефлексия

  • С какой целью создаются заповедники и национальные парки?

  • Понятна ли была тема на уроке?

  1. Анализ решения проблем урока. Подведение итогов

  2. Домашнее задание:

  1. Изучить параграф № 32

  2. Ответить на вопросы 1-5 на странице 166- устно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - "Биологические ресурсы", для 8 класа.

Автор: Кунгурцева Наталья Олеговна

Дата: 10.06.2021

Номер свидетельства: 583091

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства