Формирование умений выявлять и давать характеристику природных зон России, приводить примеры о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.
Овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач.
УУД
Личностные УУД:
Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся.
Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Регулятивные УУД:
Умение организовать своё рабочее место; ставить и принимать цель учебной деятельности и следовать ей в деятельности по плану.
Выбор средств реализации цели и применение их на практике
Контроль процесса и результатов своей деятельности.
Оценивание достигнутых результатов.
Познавательные УУД:
Овладение первичными навыками проектной деятельности.
Формирование умения подбирать средства для достижения учебной цели.
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее, пользоваться географической картой.
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики природных зон
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Развитие коммуникативно-речевых умений: передавать сообщение, договариваться, принимать и высказывать свою точку зрения, распределять действия между участниками группы, задавать вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Индивидуальная
Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника, смысловой анализ текста. Работа с дополнительным материалом (чтение и анализ текста, ответы на вопросы по тексту)
Групповая
Работа в группах (по 3-4 человека): создание рекламного проспекта природной зоны
Индивидуальная работа по формированию у учащихся навыков функциональной грамотности (читательской, естественнонаучной).
Задание дается индивидуально на этапе закрепления.
Задание: Прочитайте текст «Тундра»и ответьте на вопросы.
«Тундра»
Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5 – 2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а, значит и воздух. Почвообразование замедлено. Вечная мерзлота сохраняется из – за тонкого снежного покрова, который к тому же выдувают сильные ветры с более возвышенных участков.
Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народа саами означает «сопки» - невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Но в тундре есть и деревья, только они карликовые – березка и ива.
Тундра красива дважды в год. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становится желтой. Второй раз – в сентябре.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти, правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15 – 30 см. Самое приятное для грибников обстоятельство – грибы не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек. Но и здесь деревья невысоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму. Стволы деревьев часто имеют густую поросль веток внизу, а выше 10 – 15 см ствол голый.
Почему грунты тундры оттаивают летом лишь на 0,5 – 2 м?
Почему в сентябре тундра становится желтой?
Почему в тундре настоящий лес растет лишь в долинах рек?
Почему в тундре деревья имеют флаговую форму?
Почему стволы чаще имеют густую поросль веток внизу?
"Арктические пустыни"
В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова.
Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года.
Лето короткое и очень холодное. Средняя температура июля не выше +4 градусов. Зимой температуры часто опускаются до - 50 градусов, бывают сильные ветры, много дней с пургой и туманами; 85% территории зоны покрыто ледниками. Осадков выпадает 400-200 мм, причем почти все они выпадают в твердом виде, что способствует возникновению ледниковых щитов и ледников. Относительная влажность воздуха - 85%. Арктические почвы очень маломощны. Растительный покров крайне разрежен и пятнист. Доминируют низкоорганизованные растения: лишайники, мхи, водоросли. На островах обитают песцы и белые медведи; моржи, тюлени. На прибрежных скалах гнездятся тысячи гагарок, чаек, чистиков, кайр, моевок и других птиц.
1. Какие природные особенности Арктики препятствуют широкому освоению ее человеком?
2. Почему нет сплошного растительного покрова в Арктике?
3. Что способствует возникновению ледяного панциря в данной природной зоне?
4. Почему такое разнообразие птиц в арктических пустынях?
Характеристика задания:
Содержательная область и тип знания: Природные зоны. Почвы. Растительный мир.
Контекст: Глобальный
Компетенция: Извлечение из текста информации, которая напрямую не сообщается в тексте. Умение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Закрепление ранее полученных знаний.
Формат ответа: развернутый ответ
Задание №2: Сопоставьте животный и растительный мир с природной зоной.
1.
2.
3.
4.
А. Арктические пустыни
Б. Тундра
Ответ:
А
Б
Характеристика задания:
Содержательная область и тип знания: Природные зоны. Животный мир.
Контекст: Глобальный
Компетенция: Умение работать с информацией в картинках, делать соотношение животного мира и природной зоны. Формирование зрительной памяти. Закрепление ранее полученных знаний.
Формат ответа: соотнести информацию.
Задание 3: Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А) суровый климат с продолжительной очень морозной зимой и коротким холодным летом
Б) произрастание мхов, лишайников, кустарничков
В) отсутствие растительности
Г) большая заболоченность территории
Д) произрастание ягеля и других лишайников
Е) покровное оледенение на суше
1) тундра
2) арктическая пустыня
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Характеристика задания:
Содержательная область и тип знания: Природные зоны.
Контекст: Глобальный
Компетенция: Умение устанавливать соответствие между географическими особенностями и природными зонами, для которых они характерны. Закрепление ранее полученных знаний.
Формат ответа: Соотнести особенности ПЗ (под буквами) с природной зоной (под цифрами).
Задание 4.
Путь от точки Б до точки В туристы преодолевали на автомобиле, а местами — на вездеходе. По пути они делали фотографии и записи в дневнике. Рассмотрите фотографии, прочитайте записи туристов и ответьте на вопросы.
Наш путь начинался в городе, расположенном непосредственно на Северном полярном круге. Здесь мы увидели стелу «66 параллель» и скульптуру мамонта. Сразу за городом простирались бескрайние равнины, на которых паслись стада северных оленей. Мы видели также газодобывающие установки и нефтяные вышки с тянущимися от них нитями трубопроводов. Активная газо- и нефтедобыча приводит к деградации естественной растительности. Вскоре мы увидели островки леса из хвойных пород деревьев, и, наконец, оказались в настоящем темнохвойном лесу с преобладанием ели и пихты сибирской, сосны и кедра. В этих лесах постоянно ведутся лесозаготовки, и большие участки представляют собой вырубки. Мы переправились по мосту на противоположный берег Оби и продолжили свой путь. Но вот ландшафт изменился, и мы уже едем по открытым пространствам, поросшим травой, с небольшими лесными массивами и перелесками из берёз. Такие перелески здесь называют берёзовыми колкáми. Вскоре появились бескрайние поля, засеянные пшеницей, и казалось, что вся территория распахана до самого горизонта, естественной степной растительности практически не осталось. А ещё через некоторое время мы увидели вдали дымящие трубы промышленных предприятий, загрязняющих воздух. Состояние воды в реке Оби вызывает тревогу из-за попадания в неё промышленных стоков. Мы подъезжали к конечной точке нашего маршрута — крупному городу, который называют столицей Сибири. Здесь находится знаменитый академгородок, в котором осуществляются самые современные научные разработки.
- Какие виды характерны для естественной растительности природной зоны, представленной на фотографиях, сделанных туристами? Укажите не менее трёх видов растений.
- Какие экологические проблемы зафиксировали туристы в своём дневнике?