kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе на тему: "Основные компоненты гидросферы" по предмету "естествознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Основные компоненты гидросферы

 

Цель: Изучение особенностей составных частей гидросферы

 

Задачи:

учебные: сформировать знания учащихся об особенностях  Мирового океана, вод суши: морей, озер, рек.Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами;

развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения частей гидросферы, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов вод, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных группах,

воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: интерактивная доска, проекторкарта полушарий, схемы «Круговорот воды в природе», «Три состояния воды», учебники.

Межпредметные связи: биология.

Методы и приемы:

• словесный (беседа,  приемы ?Мозговой штурм?, ?Верные и неверные утверждения?, «Схематизация», «Почта»);

• наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой

• практический (работа с  картой, таблицей , информацией из учебника)

 

Ход урока:
 1. Оргмомент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 

Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И я вспомнила слова поэта А.Т Твардовского: (слайд 1)

 

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места в даль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Располагайтесь поудобнее.

А теперь, юные искатели приключений, в путь!

 

Наш корабль находитсяв порту и готовится к путешествию по гидросфере, а давайте же вспомним нашу тему прошлого урока.

 

2. Контроль знаний. Дифференцированный письменный опрос.(2-3 слайд)

1-П  уровень:

                        Верно ли высказывание:

1. Вода занимает большую часть поверхности Земли.   +

2. Вода разрушает горные породы.   +

3. При нагревании объём воды уменьшается.   –

4. Вода быстро нагревается и быстро остывает.   –

5. Вода тяжелее, чем лёд.   +

6. В природе больше пресной воды, чем солёной.   -

7. Объём воды при замерзании увеличивается. +

8. Жизнь на земле невозможна без воды. +

9. Вода – самое распространённое в природе вещество.   +

10. Вода при нагревании превращается в пар.    +

11. Вода не может переходить из одного состояния в другое.   –

 

Ш уровень.

1) Объясните, почему необходима охрана вод?

2) Есть ли в Казахстане воды, которые обладают целебными свойствами?

3) Можно ли наблюдать Мировой круговорот воды в нашей местности?

4) Почему воду называют уникальным веществом?

 

Работа с учащимися ЗПР:

Дополни схему:

 

Состояние воды

 










 

 

 

 

 

Вода------------Лёд

 

Лед------------------Пар

 

 

 Задание: Что нужно сделать, чтобы вода перешла из одного состояния в другое?

 

 

3. Постановка и решение УЗ. Организация УД:

3.1. Актуализация опорных знаний. Что входит в состав гидросферы?(4 слайд)

Прием схематизации:

Состав гидросферы:

 

 

 

 

 

3.2  Групповая работа:

 

Сегодня вы работаете в группах, поэтому для начала, вы должны угадать, в какой части гидросферы вы осуществите свое путешествие. (слайд 5-8)

 

 

 

 

1 команда.  Океан

Он могучий и огромный,

Много в нём морей глубоких.

Глубже и огромней лужи

На земле не обнаружить.

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный ... .

 

2 команда.  Море

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –

И горька и солона.

     

 

3 команда. Озеро

Посреди поля

Лежит зеркало,

      Стекло голубое,

        Рама зеленая.

 

 

4 команда. Реки

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море

 

 

 

Методический прием: «Почта» (слайд 9-17)

Самостоятельная работа с учебником:

§ 21 – океаны

§ 22 – моря и озера

§ 23 – реки

 

Команда «Океаны»: Заполните таблицу

 

 

Название

Где расположен

Характерная особенность

Тихий океан

 

 

Индийский океан

 

 

Северный Ледовитый

 

 

Атлантический океан

 

 

 

Контроль выполнения задания. Характеристика океанов. Сравнение.

 

Команда «Моря»:Дополните схему:

                                                                      Моря

 

Внутренние                    Окраинные                                Межостровные

 

 слабо обособлены    

от океана                    

 

Средиземное                 Норвежское                Сулавеси

 

 

Залив – это часть моря или океана, вдающаяся в сушу. (Персидский, Бенгальский).

            Пролив – неширокое водное пространство, ограниченное берегами материков или островов (Дрейка, Берингов, Гибралтарский).

 

Команда «Озера»:Вставьте пропущенные слова:

 

Озеро - это … , заполненное водой.

Они … прямой связи с океанами. Поэтому … моря в Казахстане являются озерами. Наиболее посещаемые озера…

Водохранилищами называют…

 

Команда «Реки»:На рисунке на стр.59  изучите части реки:

           

                        Река – это поток воды, текущий по выработанному им руслу.

            Исток – место начала реки.

            Речная долина – это понижение, по которому течёт река.

            Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

 

3.3 Отчет групп. ( Тянут жребий).

«Все» - отвечают все.

«Доверие» - выставляются те оценки, которые поставил «командир».

«Выбор» - отвечает учащийся по выбору группы.

«Делегат» - отвечает учащийся по выбору учителя.

 

4. Закрепление.

Вас к вниманию призываю,

 

Слова по теме называю.

 

В каждой четверке – лишнее слово.

 

Назвать сейчас его будьте готовы:

 

  1. Океан, река, море, озеро (в реке пресная вода)

    2. Атлантический, Индийский, Тихий, Каспийское (море)


3. Исток, приток, устье,залив (часть моря )

4. Бурабай, Иссык-Куль, Алаколь, Балхаш (озеро в Кыргызстане)

 

5. Рефлексия: Стрекоза и муравей (слайд 20)

 

Каждый учащийся оценивает свою работу, был ли он в течение урока стрекозой, либо трудился как муравей

 

6. Итог урока.

7. Домашнее задание: §21-23

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "Основные компоненты гидросферы" по предмету "естествознание" »

10.12.13 5 класс


Тема: Составные части гидросферы


Цель: Изучение особенностей составных частей гидросферы

 

Задачи:

учебные: сформировать знания учащихся об особенностях Мирового океана, вод суши: морей, озер, рек. Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами;

развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения частей гидросферы, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов вод, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных группах,

воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: интерактивная доска, проектор карта полушарий, схемы «Круговорот воды в природе», «Три состояния воды», учебники.

Межпредметные связи: биология.

Методы и приемы:

• словесный (беседа, приемы ≪Мозговой штурм≫, ≪Верные и неверные утверждения≫, «Схематизация», «Почта»);

• наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой

• практический (работа с картой, таблицей , информацией из учебника)

Ход урока:
1. Оргмомент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И я вспомнила слова поэта А.Т Твардовского: (слайд 1)


Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места в даль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Располагайтесь поудобнее.

А теперь, юные искатели приключений, в путь!


Наш корабль находится в порту и готовится к путешествию по гидросфере, а давайте же вспомним нашу тему прошлого урока.


2. Контроль знаний. Дифференцированный письменный опрос.(2-3 слайд)

1-П уровень:

Верно ли высказывание:

1. Вода занимает большую часть поверхности Земли. +

2. Вода разрушает горные породы. +

3. При нагревании объём воды уменьшается. –

4. Вода быстро нагревается и быстро остывает. –

5. Вода тяжелее, чем лёд. +

6. В природе больше пресной воды, чем солёной. -

7. Объём воды при замерзании увеличивается. +

8. Жизнь на земле невозможна без воды. +

9. Вода – самое распространённое в природе вещество. +

10. Вода при нагревании превращается в пар. +

11. Вода не может переходить из одного состояния в другое. –


Ш уровень.

1) Объясните, почему необходима охрана вод?

2) Есть ли в Казахстане воды, которые обладают целебными свойствами?

3) Можно ли наблюдать Мировой круговорот воды в нашей местности?

4) Почему воду называют уникальным веществом?


Работа с учащимися ЗПР:

Дополни схему:


Состояние воды




Вода------------ Лёд


Лед------------------Пар



Задание: Что нужно сделать, чтобы вода перешла из одного состояния в другое?



3. Постановка и решение УЗ. Организация УД:

3.1. Актуализация опорных знаний. Что входит в состав гидросферы?(4 слайд)

Прием схематизации:

Состав гидросферы:





3.2 Групповая работа:


Сегодня вы работаете в группах, поэтому для начала, вы должны угадать, в какой части гидросферы вы осуществите свое путешествие. (слайд 5-8)



1 команда. Океан

Он могучий и огромный,

Много в нём морей глубоких.

Глубже и огромней лужи

На земле не обнаружить.

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный ... .


2 команда. Море

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –

И горька и солона.


3 команда. Озеро

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зеленая.



4 команда. Реки

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море



Методический прием: «Почта» (слайд 9-17)

Самостоятельная работа с учебником:

§ 21 – океаны

§ 22 – моря и озера

§ 23 – реки


Команда «Океаны»: Заполните таблицу



Название

Где расположен

Характерная особенность

Тихий океан



Индийский океан



Северный Ледовитый



Атлантический океан




Контроль выполнения задания. Характеристика океанов. Сравнение.


Команда «Моря»: Дополните схему:

Моря


Внутренние Окраинные Межостровные


слабо обособлены

от океана


Средиземное Норвежское Сулавеси


Залив – это часть моря или океана, вдающаяся в сушу. (Персидский, Бенгальский).

Пролив – неширокое водное пространство, ограниченное берегами материков или островов (Дрейка, Берингов, Гибралтарский).


Команда «Озера»: Вставьте пропущенные слова:


Озеро - это … , заполненное водой.

Они … прямой связи с океанами. Поэтому … моря в Казахстане являются озерами. Наиболее посещаемые озера…

Водохранилищами называют…


Команда «Реки»: На рисунке на стр.59 изучите части реки:

Река – это поток воды, текущий по выработанному им руслу.

Исток – место начала реки.

Речная долина – это понижение, по которому течёт река.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.


3.3 Отчет групп. ( Тянут жребий).

«Все» - отвечают все.

«Доверие» - выставляются те оценки, которые поставил «командир».

«Выбор» - отвечает учащийся по выбору группы.

«Делегат» - отвечает учащийся по выбору учителя.


4. Закрепление.

Вас к вниманию призываю,


Слова по теме называю.


В каждой четверке – лишнее слово.


Назвать сейчас его будьте готовы:


  1. Океан, река, море, озеро (в реке пресная вода)

    2. Атлантический, Индийский, Тихий, Каспийское (море)


3. Исток, приток, устье, залив (часть моря )

4. Бурабай, Иссык-Куль, Алаколь, Балхаш (озеро в Кыргызстане)


5. Рефлексия: Стрекоза и муравей (слайд 20)

Каждый учащийся оценивает свою работу, был ли он в течение урока стрекозой, либо трудился как муравей


6. Итог урока.

7. Домашнее задание: § 21-23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 5 классе на тему: "Основные компоненты гидросферы" по предмету "естествознание"

Автор: Хайдарова Лима Маратовна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства