Тема: Основные компоненты гидросферы
Цель: Изучение особенностей составных частей гидросферы
Задачи:
учебные: сформировать знания учащихся об особенностях Мирового океана, вод суши: морей, озер, рек.Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами;
развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения частей гидросферы, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов вод, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных группах,
воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: интерактивная доска, проекторкарта полушарий, схемы «Круговорот воды в природе», «Три состояния воды», учебники.
Межпредметные связи: биология.
Методы и приемы:
• словесный (беседа, приемы ?Мозговой штурм?, ?Верные и неверные утверждения?, «Схематизация», «Почта»);
• наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой
• практический (работа с картой, таблицей , информацией из учебника)
Ход урока:
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И я вспомнила слова поэта А.Т Твардовского: (слайд 1)
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места в даль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Располагайтесь поудобнее.
А теперь, юные искатели приключений, в путь!
Наш корабль находитсяв порту и готовится к путешествию по гидросфере, а давайте же вспомним нашу тему прошлого урока.
2. Контроль знаний. Дифференцированный письменный опрос.(2-3 слайд)
1-П уровень:
Верно ли высказывание:
1. Вода занимает большую часть поверхности Земли. +
2. Вода разрушает горные породы. +
3. При нагревании объём воды уменьшается. –
4. Вода быстро нагревается и быстро остывает. –
5. Вода тяжелее, чем лёд. +
6. В природе больше пресной воды, чем солёной. -
7. Объём воды при замерзании увеличивается. +
8. Жизнь на земле невозможна без воды. +
9. Вода – самое распространённое в природе вещество. +
10. Вода при нагревании превращается в пар. +
11. Вода не может переходить из одного состояния в другое. –
Ш уровень.
1) Объясните, почему необходима охрана вод?
2) Есть ли в Казахстане воды, которые обладают целебными свойствами?
3) Можно ли наблюдать Мировой круговорот воды в нашей местности?
4) Почему воду называют уникальным веществом?
Работа с учащимися ЗПР:
Дополни схему:
Состояние воды
Вода------------Лёд
Лед------------------Пар
Задание: Что нужно сделать, чтобы вода перешла из одного состояния в другое?
3. Постановка и решение УЗ. Организация УД:
3.1. Актуализация опорных знаний. Что входит в состав гидросферы?(4 слайд)
Прием схематизации:
Состав гидросферы:
3.2 Групповая работа:
Сегодня вы работаете в группах, поэтому для начала, вы должны угадать, в какой части гидросферы вы осуществите свое путешествие. (слайд 5-8)
1 команда. Океан
Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.
Глубже и огромней лужи
На земле не обнаружить.
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ... .
2 команда. Море
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька и солона.
3 команда. Озеро
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая.
4 команда. Реки
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море
Методический прием: «Почта» (слайд 9-17)
Самостоятельная работа с учебником:
§ 21 – океаны
§ 22 – моря и озера
§ 23 – реки
Команда «Океаны»: Заполните таблицу
Название
Где расположен
Характерная особенность
Тихий океан
Индийский океан
Северный Ледовитый
Атлантический океан
Контроль выполнения задания. Характеристика океанов. Сравнение.
Команда «Моря»:Дополните схему:
Моря
Внутренние Окраинные Межостровные
слабо обособлены
от океана
Средиземное Норвежское Сулавеси
Залив – это часть моря или океана, вдающаяся в сушу. (Персидский, Бенгальский).
Пролив – неширокое водное пространство, ограниченное берегами материков или островов (Дрейка, Берингов, Гибралтарский).
Команда «Озера»:Вставьте пропущенные слова:
Озеро - это … , заполненное водой.
Они … прямой связи с океанами. Поэтому … моря в Казахстане являются озерами. Наиболее посещаемые озера…
Водохранилищами называют…
Команда «Реки»:На рисунке на стр.59 изучите части реки:
Река – это поток воды, текущий по выработанному им руслу.
Исток – место начала реки.
Речная долина – это понижение, по которому течёт река.
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.
3.3 Отчет групп. ( Тянут жребий).
«Все» - отвечают все.
«Доверие» - выставляются те оценки, которые поставил «командир».
«Выбор» - отвечает учащийся по выбору группы.
«Делегат» - отвечает учащийся по выбору учителя.
4. Закрепление.
Вас к вниманию призываю,
Слова по теме называю.
В каждой четверке – лишнее слово.
Назвать сейчас его будьте готовы:
- Океан, река, море, озеро (в реке пресная вода)
2. Атлантический, Индийский, Тихий, Каспийское (море)
3. Исток, приток, устье,залив (часть моря )
4. Бурабай, Иссык-Куль, Алаколь, Балхаш (озеро в Кыргызстане)
5. Рефлексия: Стрекоза и муравей (слайд 20)
Каждый учащийся оценивает свою работу, был ли он в течение урока стрекозой, либо трудился как муравей
6. Итог урока.
7. Домашнее задание: §21-23