Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по географии по теме: Учимся с «Полярной звездой» «Сфера услуг моего города». »
Урок-практикум по географии в 8 классе по теме
Учимся с «Полярной звездой»
«Сфера услуг моего города»
Цель урока: Выявить развитие сферы услуг в своей местности.
Задачи урока:
рассмотреть работу сферы услуг своей местности;
провести социологический опрос и проанализировать его;
развивать умение работать с различными источниками информации;
воспитывать чувство гордости за свой край.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник географии «География. Россия» 8 класс А.И.Алексеев, В.В.Николина, С.И.Болысов серия «Полярная звезда», материал приложения 1 и 2, цветные карандаши.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
- На прошлом уроке мы изучали тему «Сфера услуг России», вспомним некоторые моменты прошлого урока. Что такое сфера услуг?
- Каково значение сферы услуг для человека?
- Какие отрасли образуют сферу услуг?
- Что называется территориальной организацией сферы обслуживания?
- Какая бывает частота спроса на услуги?
- Назовите главные отличия организации обслуживания в городах и сельской местности.
3. Изучение нового материала:
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как сфера услуг развита в нашем городе. Вы разделились на группы, но не все задания будут групповыми, некоторые будут индивидуальными.
- Откройте учебник на ст. 206.
- Как мы будем работать?
- А рассматривать мы будем сферу услуг нашего города с помощью материала, который находится у вас на столах и учебника.
1 Задание:
- Работу начнем с рассматривания группы отраслей которые образуют сферу услуг в нашем городе и какие потребности населения они удовлетворяют. Пользуясь учебником §43 и материалом на голубых листах заполните таблички на белых карточках (двое (по очереди) заполняют таблицу на интерактивной доске).
2 Задание:
- Каждый из вас должен был провести социологический опрос среди своих друзей, родных, знакомых. Ваша задача сейчас проанализировать первую часть анкет в группах, построить диаграммы столбчатые или круговые с указанием количества ответов на вопросы и сделать выводы.
- Какие выводы вы сделали?
- Теперь обобщим ваши диаграммы в одну, посмотрим каков общий результат опрошенных (обучающиеся называют количество «да», «нет», «все равно», а учитель не компьютере строит общую диаграмму).
- Делаем вывод.
3 и 4 Задания:
- Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг. Пользуясь ответами второй части анкеты, вашими собственными наблюдениями заполните таблицу на желтой карточке и розовой.
- Какими предприятиями сферы обслуживания вы удовлетворены в большей степени?
- А какими не удовлетворены и почему (спросить по группам)?
- Сколько времени вы тратите на получение услуг отрасли -------- обслуживания?
- Как много времени вы тратите в пути от одного учреждения до другого?
- На столах у каждой группы лежат фрагменты карт нашего города. Попробуйте определить какие учреждения сферы услуг там нанесены и обозначьте их (один отмечает на интерактивной карте).
5 Задание:
- Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности.
- Подумайте, с какими проблемами вы сталкиваетесь при потреблении какой-либо услуги, в чем может быть причина проблемы и как ее можно решить. Также вам поможет третья часть анкет ваших опрошенных. Результат запишите в таблицу на зеленой карточке.
- Какие проблемы вы поставили на первое место и в чем их причина?
6 Задание:
- Сфера услуг в России сегодня испытывает далеко не лучшие времена.Есть ряд проблем, которые требуют решения. Вы тоже можете поучаствовать в этом. Учитывая мнения родных, друзей и свое личное мнение, предложите, как улучшить деятельность сферы услуг в нашем городе.
4. Итог урока:
- К какому общему выводу вы пришли при выполнении заданий?
- Хотели бы вы адресовать полученные результаты на школьный сайт, или в нашу школьную или районную газету?
- Что для вас было важно в проделанной работе?
5. Домашнее задание: тренажёр ст. 81 №46
Приложение 1:
Таблички для белых карточек.
Отрасли образующие сферу услуг
Какие потребности населения удовлетворяют
Таблички на желтых карточках.
Отрасль сферы обслуживания
Услуга
Как предприятие сферы обслуживания расположено по отношению к вашему дому
Насколько удовлетворены вы работой отрасли (удовлетворен «+»; не удовлетворен
«-»)
Таблички на розовых карточках.
Учреждение обслуживания
Услуга
Время, затраченное на получение услуги
Время в пути от одного учреждения обслуживания до другого
Таблички на зеленых карточках.
В чем проявляется проблема
Что может быть ее причиной
Что может быть сделано для улучшения ситуации
Анкета
№п/п
Удовлетворяет ли вас развитие предприятий обслуживания в вашем районе
Если вас не удовлетворяет работа предприятий обслужи- вание, то укажите, что именно
Выскажите ваше предложение по усовершенствованию работы предприятий обслуживания