Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока |
Определение темы урока | -На прошлом уроке мы продолжили знакомство с воздушной оболочкой Земли - атмосферой. Дома мы были «географами-следопытами»- метеорологами-наблюдателями. Какие опыты вы ставили дома и как наблюдали за состоянием атмосферы? Как выдумаете, а какие еще наблюдения погодой можно провести в наших условиях? Посмотрите, сегодня у нас много новых приборов, есть материал для их изготовления. Чем же сегодня мы будем заниматься на уроке? | Описывают опыты -существование атмосферного давления, и наблюдения с помощью простого барометра, изготовленного в домашних условиях. Используют данные, записанные в тетради «географа-следопыта» Высказывают мнения о том, что можно измерить температуру воздуха, определить облачность, измерить количество осадков и т.д. - Называют тему урока. | Высказывают свои выводы по результатам поведенных опытов. Сравнивают атмосферное давление на самодельном барометре с показаниями ученика, наблюдавшего за давлением по барометру-анероиду. | |
Формулирование задач урока | - Действительно сегодня нам предстоит расширить свои знания о состоянии атмосферы, происходящих в ней процессах. Как мы с вами сможем это сделать? | Высказывают мнение о том, что на уроке они продолжат изготавливать простейшие метеоприборы в домашних условия, научатся пользоваться ими. - Фиксируют задачу -Выделяют в ней составные части: -изготовление метеорологические приборы, - наблюдение с их помощью за погодой. | | |
Создание мотивационной установки | Можно ли без подготовки провести наблюдение за изменением температуры воздуха, влажности, количестве осадков без специальных приборов ? А чтобы провести более точное наблюдение, что нам понадобится? | Знакомятся с метеорологическими приборами: флюгер,термометр, гигрометр, осадкомер, метеостанцией. | Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы | |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Актуализация полученных знаний | Какие знания о составе, строении, значении атмосферы, атмосферном давлении вы получили на прошлом уроке? Какой опыт вы проводили дома? | - Вспоминают и дают ответы на вопросы игровой презентации «Атмосфера и цифры атмосферы» Комментируют результаты опытов с. 68-69 учебника, описанные в тетради «географа –следопыта». | | |
Изучение нового материала 1.Метеорологические приборы | Найти в тексте учебника с.70 определение «Погода – это….» | - Находят и выделяют в тексте учебника определение, записывают в тетрадь. | | |
2. Метеорологические наблюдения | Чем необходимо метеорологам для того, чтобы узнать состояние атмосферы. ( Метеоприборы). Перечислите их используя рисунки и текст учебника с.71-72 | Находят в тексте названия приборов и составляют в тетради таблицу: название прибора, назначение прибора. | | |
3. Атмосферное давление | Проводят опыт по доказательству существования атмосферного давления. Итоги наблюдения за атмосферным давлением. | - Проводят опыт. -Поясняют изготовление в домашних условиях простого барометра. -Подводят итоги за наблюдением атмосферного давления в течение недели. | | |
4. Метеорологическая станция. | Изготовление флюгера. Работа портативной метеостанции. | Собирают из заготовленных материалов флюгер. Фиксируют результаты. | | |
3.Этап закрепления |
Закрепление | 1.Вопросы для беседы: - Сформулируйте своими словами определение погоды? - Для чего организуют метеорологические наблюдения? - Как можно еще определить погоду? (по народным приметам) | Отвечают на вопросы. -Приводят примеры наблюдений за погодой из жизни. | | |
| 2. Тест. 1.Какой из перечисленных приборов. Что измеряет? А) барометр Б) термометр В) гигрометр 2.Атмосферные явления это: 3. Метеорология это: А) наука о твердой оболочке Земли Б) наука о воздушной оболочке Земли | Выбирают правильные варианты ответов и объясняют причину выбора Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль) | | |
Подведение итогов | Сегодня мы познакомились с приборами, позволяющими нам наблюдать за погодой и научились делать некоторые из них в домашних условиях. Узнали, как устроена простейшая метеорологическая станция. Какие бы приборы из учебника с.73-75 вы бы еще хотели сделать? | - Высказывают свое пожелание о изготовлении простейших метеоприбоов. | Выбирают самостоятельно приборы стр73-75 учебника, которые они хотели бы изготовить на следующем уроке. | |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия деятельности | - Прием «Листовка» На предложенном листочке изобразите себя на уроке в виде состояния атмосферы: ярко светит солнце, идет дождь, туман, снег | - Заполняют предложенные листовки | - Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Параграф 13 с.10-11. Изготовить один из предложенных приборов по желанию и в течение недели попытаться провести наблюдения с помощью этого прибора. Продолжить работать в тетради географа-следопыта по народным приметам | - Читают текст стр. 68 учебника и комментируют методы изготовления барометра в домашних условиях. | | |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | Составь краткий рассказ о современных метеоприборах,стр.75,зад 8 (учебник) | С помощь интернет-ресурсов выбирают необходимый материал и составляют сообщение | | Подготовка и презентация сообщения на тему «Метеоприборы» |