Урок окружающий мир по теме «М. В. ЛОМОНОСОВ» Для обучающихся 4 класса УМК Школа ХХI века
Урок окружающий мир по теме «М. В. ЛОМОНОСОВ» Для обучающихся 4 класса УМК Школа ХХI века
Цель урока-способствовать формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова; развивать кругозор, коммуникативные способности, умение делать выводыОбучающиеся
познакомятся с жизнью М. Ломоносова, его роли в науке и истории России. Научатся находить ответы на проблемные вопросы в энциклопедиях, справочной литературе и на сайтах Интернета. Ребята смогут осуществлять учебные действия - выполнять учебные действия в материализованной и умственной речи.
Проявят возможность самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, извлекать нужную информацию из различных источников.
Будут планировать учебное сотрудничество (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности), формулировать собственное мнение и позицию.
Самостоятельно осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир по теме «М. В. ЛОМОНОСОВ» Для обучающихся 4 класса УМК Школа ХХI века»
МБОУ «СОШ№41»
Урок окружающий мир по теме
«М. В. ЛОМОНОСОВ»
Для обучающихся 4 класса
УМК Школа ХХI века
учитель начальных классов
Коньшина Надежда Степановна
г. Новокузнецк, 2015г.
Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова; развивать кругозор, коммуникативные способности, умение делать выводы.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
Познакомиться с жизнью М. Ломоносова, его роли в науке и истории России. Научатся находить ответы на проблемные вопросы в энциклопедиях, справочной литературе и на сайтах Интернета.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять учебные действия - выполнять учебные действия в материализованной и умственной речи.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, извлекать нужную информацию из различных источников.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности), формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: выставка книг о М. В. Ломоносове; стихи М. В. Ломоносова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Создание проблемной ситуации.
Игра «Проверь свое внимание!»
- По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.
ЛМНСВ ДИСКИ НВСКЙ ПТР
- Какое из этих слов лишнее? Почему? Кем был Ломоносов?
- Петр Первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частые придворные перевороты, последовавшие после его смерти, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который, будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.
Демонстрация слайда с портретом М.В.Ломоносова
- Каким человеком был М.В. Ломоносов?
III. Формирование новых знаний.
1. Детство Михаила Васильевича Ломоносова.
Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины, в семье крестьянина-помора.
Демонстрация слайдов место рождения и дома Ломоносова, галиота «Чайка», принадлежавших семье Ломоносовых.
Сейчас вы видите деревню Мишанинскую и место, где стоял дом Ломоносовых.
- Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по-европейски на реке Двине галиот - парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.
- Мать, Елена Ивановна, умерла очень рано. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли - «зуйка». Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями.
«Вратами учености» для него становятся откуда-то добытые им книги: «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Стихотворный псалтырь» Симеона Полоцкого. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. Поэтому он читал в уединенных местах.
2. Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России - в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге -можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев с рыбным обозом весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву.
Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней «наукой».
О своем поступлении в Московскую Славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки в день, а в седьмой - 4 копейки на день».
- В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре 1731 года был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка - на хлеб; 1 копейка - на квас; 1 копейка - на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.
3. Петербургская академия.
В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую Академию наук.
Демонстрация слайда Петербургская академия наук
4. Ломоносов за границей.
Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в марте 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горного дела, но в значительной степени сформировалось его мировоззрение. На лекциях Вольфа у Ломоносова формируются взгляды в области так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства.
5. Возвращение в Россию.
- В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской Академии наук в 1742 году адъюнктом физики - это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.
IV. Основные научные открытия Михаила Васильевича Ломоносова
Работа в группах. Учащиеся находят в энциклопедии
В.Соловьев «История России для детей и взрослых»
В.М.Ломоносов «Путешествие в прошлое России: для младшего школьного возраста» история для детей
Г.Шалаева «Кто тесть кто в истории цивилизации»
1 группа. Открытия в области литературы, поэзии, грамматики.
2 группа. Открытия в области физики, химии, астрономии.
3 группа. Открытия в области географии, геологии.
4 группа. Открытия в области истории.
5 группа. Ломоносов – просветитель и художник.
V. Выступление детей от каждой группы
1. Открытия в области литературы, поэзии, грамматики.
а) Разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика» (ввел понятия о частях речи, о правописании и произношении того или иного слова).
б) Выпустил «Риторику».
- Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика», 1748 г., которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.
в) В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде...
2) Открытия в области физики.
а) Открыл закон сохранения материи.
б) Сконструировал термометр.
в) Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
3) Открытия в области химии.
а) Открыл первую в России химическую лабораторию.
б) Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс.
в) Разработал принципы новой науки «физической химии».
4)Открытия в области астрономии.
а) Открыл атмосферу на Венере.
б) Построил телескоп.
5)Открытия в области географии.
а) Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа.
б) Составил «Полярную карту».
в) Разработал приборы для морского кораблевождения.
г) Доказал возможность Северного морского пути в Индию.
д) Восстановил глобус после пожара.
6) Открытия в области геологии.
а) Теория о возникновении металлов и минералов.
б) «О причине землетрясений».
7) Открытия в области истории.
а) Основной труд по истории - «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской империи. Провел сравнительный анализ античных верований восточных славян. Нашел множество схожих элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
б) Составил «Краткий летописец с родословием».
8) Ломоносов - просветитель.
а) Написал статью о должности журналистов
б) Составил проект учреждения Московского университета.
в) Получил в заведование академическую гимназию и академический университет.
9) Ломоносов - художник.
а) Открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин.
б) Изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»
в) Избран почетным членом Петербургской академии художеств.
VII. Сообщение заранее подготовленного ученика
- За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.
Показ слайда
VIII. Закрепление изученного материала.
Дифференцированная работа в группах.
1-я группа.
В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
Кем был отец Ломоносова? 2-я группа.
-г Когда и каким образом он добрался до Москвы?
Сколько лет ему тогда было? 3 -я группа.
Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?
Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? 4-я группа.
В каких областях раскрылся талант Ломоносова?
Назовите его открытия. 5-я группа.
Что сделал великий ученый для образования в России?
- Какая награда присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
Проверка выполнения работы. Выступления от каждой группы,,
IX. Рефлексия
Что для вас было самым интересным на уроке?
О чем захотелось еще узнать?
Что было трудным?
ЛИТЕРАТУРА
Соловьев, В. История России для детей и взрослых / В. Соловьев. -М. : Белый город, 2003.
Шалаева, Г. Кто есть кто в истории цивилизации / Г, Шалаева. - М. : Филологическое слово, 2008.