Краеведение получило новый импульс, связанный с усилением внимания к региональному компоненту базового образования. Для более глубокого изучения своей малой Родины в начале учебного года в классе под руководством учителя географии создается научное общество «Искатель», которое помогает в организации и проведении урока.
Методическая разработка урока в 9 классе по географии «Моя мала Родина - Алтайский край» полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Использована форма урока в виде конференции.
Урок насыщен теоретическими положениями, работами поискового характера. Отобраны те задания и в таком объеме, которые соответствуют множеству переменных: сфере их интересов, особенностям психологии класса. Подобная методика (в сочетании с богатой информационной основой) позволит решить основную задачу современного географического образования - обучение работе с информацией.
Важно и многообразие предлагаемых заданий: работа с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами, составление буклетов, вопросы на формирование оценочных суждений, сообщения учащихся. Обязательный элемент – использование ИКТ на уроке (компьютер, мульти проектор, экран, презентации учащихся).
Урок способствует созданию яркого образа родного края, формированию пониманию своего места в нем, грамотно работать с различными источниками информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Моя малая Родина - Алтайский край"»
Моя малая Родина - Алтайский край
Проект урока по географии в 9 классе.
Учитель географии МОУ «Целинная СОШ»
Окатенко Марина Геннадьевна.
Краеведение получило новый импульс, связанный с усилением внимания к региональному компоненту базового образования. Для более глубокого изучения своей малой Родины в начале учебного года в классе под руководством учителя географии создается научное общество «Искатель», которое помогает в организации и проведении урока.
Методическая разработка урока в 9 классе по географии «Моя мала Родина - Алтайский край» полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Использована форма урока в виде конференции.
Урок насыщен теоретическими положениями, работами поискового характера. Отобраны те задания и в таком объеме, которые соответствуют множеству переменных: сфере их интересов, особенностям психологии класса. Подобная методика (в сочетании с богатой информационной основой) позволит решить основную задачу современного географического образования - обучение работе с информацией.
Важно и многообразие предлагаемых заданий: работа с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами, составление буклетов, вопросы на формирование оценочных суждений, сообщения учащихся. Обязательный элемент – использование ИКТ на уроке (компьютер, мульти проектор, экран, презентации учащихся).
Урок способствует созданию яркого образа родного края, формированию пониманию своего места в нем, грамотно работать с различными источниками информации.
Цели:
Образовательная: сформировать географическое преставление о территории Алтайского края; организовать работу учащихся по выявлению особенностей символики, географического положения края и туристических районов.
Развивающая: создать условия для работы с разными источниками географической информации; развивать у школьников ораторские способности, коммуникативную деятельность; способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края.
Воспитательная: способствовать формированию социально-эмоциональных отношений и патриотических чувств к малой Родине; способствовать укреплению и сплочению учащихся, приобщение их к коллективному творчеству.
Оборудование: административная карта Алтайского края, политическая карта мира, мультимедийный проектор, компьютер.
План проведения:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап:
- Вступительное слово учителя.
- Презентация тематических проектов.
3. Заключительный этап:
- Создание буклета «Моя малая Родина – Алтайский край».
- Подведение итогов (географическая викторина).
- Рефлексия.
Подготовительный этап. Научное общество «Искатель» получает задание подготовить теоретический, статистический, справочный и иллюстративный материал для создания буклета «Моя малая Родина - Алтайский край». Работа общества организуется по четырем направлениям:
1. Изучение символики Алтайского края.
Подготовьте информацию о создании герба, флага края, административного центра и городов. Создайте текстовый, иллюстративный проект «Символика Алтайского края» с целью включения материалов в буклет «Моя малая Родина - Алтайский край».
2. Исследовательская работа по изучению картографических материалов.
Установите, какие территориальные границы имеет Алтайский край? Определите, с какими субъектами Федерации и государствами он граничит? Составьте краткую характеристику крупнейших городов (количество по выбору учащихся). Создайте текстовый и иллюстративный проект «Картографический образ Алтайского края».
3.Анализ материалов сети Интернет.
По материалам Интернет - ресурсов определите туристические районы Алтайского края, объясните, чем они привлекают местных и иностранных жителей?
Учитель организует в классе работу 3-х групп. При формировании групп учитывается желание учащихся, не исключается также возможность индивидуальной работы по изучению географических материалов об Алтайском крае. На подготовительном этапе учитель консультирует учащихся во внеурочное время, организует совместную работу с библиотекой и Интернет - ресурсами. Работа ведется под девизом: «Любить Родину - значит знать ее».
Основной этап. Проведение заседания научного общества «Искатель».
Цель: создание целостного представления о географической картине Алтайского края.
Заседание научного общества «Искатель» проходит в учебном классе, учащиеся рассаживаются по группам, в составе которых они работали на предварительном этапе.
Учитель приветствует участников и объявляет об открытии заседания научного общества «Искатель».
1-ведущий:
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
И геолог расскажет,
геолог расскажет про золото.
С давних – давних времен,
С незапамятных пор
Это - край золотых,
край невиданной щедрости гор.
2- ведущий:
Что такое Алтай?
Вы спросите о том зверолова.
Вы услышите: «Золото» -
то же услышите слово.
Это белки, лисицы
горностаи и соболя.
Это мягкое золото,
то, что таежная дарит земля.
Но спросите о том же
рубцовской степи чабана.
«Это – золото,- скажет он,-
край золотого руна».
Хлебороба спросите, комбайнера и тракториста.
«это - золото, - скажут,-
золото во поле чистом».
(Стихи, автор М. Юдалевич)
Учитель: Для каждого человека имеет большое значение место, где он родился, где прошло его детство, окруженное заботой близких людей. Алтайский край – это наша малая Родина. Ребята, какой смысл, скрыт в этих словах? Что значит для вас «малая Родина»? (учащиеся высказывают свое мнение).
1-ведущий: Найти Алтайский край несложно. Посмотрите на карту мира (на доске «Политическая карта мира»). Видите в самом центре Евразии маленький флажок. Обычно он желтый. Это и есть Алтайский край.
2-ведущий: Сегодня наше научное общество «Искатель» объявляет презентацию материалов для создания буклета «Моя малая Родина – Алтайский край».
Учитель объявляет порядок выступления участников.
Группы представляют презентацию своего проекта; на стенде «Наш Алтай» оформляют наглядные, статистические, иллюстративные материалы; сдают учителю свой тематический проект для создания классного буклета «Моя малая Родина - Алтайский край».
1 группа представляет проект - «Символика Алтайского края». На стенд «Наш Алтай» учащиеся помещают изображение символов Алтайского края и его городов.
Проект «Символика Алтайского края»
В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. можно найти толкование значений русских слов: геральдика, герб, символы. Геральдика - радел исторической науки, изучающий гербы и их историю. Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Символика – символическое значение, приписываемое какому – либо объекту.
Герб Алтайского края
Герб Алтайского края утвержден 25 мая 2000 г. Описание герба: «Герб края представляет собой щит французской геральдической формы, основание которого равно восьми девятым высоты, с выступающим в середине нижней части щита острием. Нижние углы щита закруглены. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части; в верхней половине щита на лазоревом фоне, символизирующим величие, изображена дымящаяся доменная печь 18 века, - как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном (червленом) фоне, символизирующим достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зеленого цвета), хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Щит обрамлен венком из золотых колосьев.
Флаг Алтайского края
Закон «О флаге Алтайского края» принят 29 июня 2000 г. сессией Краевого Совета народных депутатов. Описание флага: флаг края имеет красно-синее поле. Слева на синем фоне изображен хлебный колос, символизирующий специализацию края на выращивании зерновых культур, а в центре - герб края.
Свои символы имеют и крупнейшие города Алтайского края. Герб административного центра города Барнаула был утвержден 8 мая 1846 года.
герб г. Барнаула герб г. Бийска
Описание герба: «Щит разделен на две части; в верхней, меньшей, в зеленом поле герб Томский, а в нижней, пространной, в голубом поле среди горных пород дымящаяся доменная печь».
12 марта 1804 г. был утвержден герб города Бийска. Описание герба: «В щите, разделенном горизонтально надвое, в верхней половине герб Томский, а в нижней в голубом поле на золотой горе горная шахта».
18 февраля 2000 г. утвержден герб г. Заринска. Описание герба: «В лазоревом (синем, голубом) поле вверху - летящий жаворонок, распростерший крылья и лапки; внизу возникающее солнце (без изображения лица); все фигуры золотые».
8 июня 1976 г. утвержден герб г. Камень на - Оби. Описание герба: «В зеленом щите три золотых колоса в столб, сопровождаемые вверху черной шестеренкой, внизу — черным железнодорожным мостом».
герб г.Заринска герб г. Камень на- Оби
Выступление 2 группы по проекту «Картографический образ Алтайского края». Учащиеся представляют карту административно – территориального деления территории Алтайского края, на стенд помещается контур края с обозначением федеральных и государственных границ края.
Проект «Картографический образ Алтайского края»
Как известно, географические процессы совершаются и проходят не только во времени, но и в пространстве. Без представления о пространственных аспектах территории невозможно понимание природных закономерностей, экономических связей. Карта помогает совершить путешествие по самым отдаленным территориям. Особенности географического положения, административное деление территории, природы края можно найти в географическом атласе Алтайского края. Кроме того, сегодня появилась новая возможность познакомиться с территорий Алтайского края по изображениям на космических снимках.
Космический снимок.
Эта маленькая точка на земном шаре Алтайский край. Комплекс картографических материалов, относящихся к географии края, является ценнейшим материалом для географических исследований. Алтайский край, самостоятельная административно-территориальная единица в составе Российской Федерации, находится на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии. Он соседствует с Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай. Государственная граница с Республикой Казахстан. Его территория составляет 168 тыс. кв. км. В административно- территориальном отношении край разделен на 60 районов. В его составе 12 городов краевого подчинения, 14 поселков городского типа и 1621 сельский населенный пункт. Барнаул – административный центр края (население 603.5 тыс. чел.), является его деловым, коммерческим и культурным центром. Крупнейшие города края: Бийск, Рубцовск, Заринск, Камень на – Оби, Алейск, Новоалтайск, Славгород.
Города Алтайского края.
Город Барнаул расположен в 3400 км к юго-востоку от Москвы, на левом берегу Оби, при впадении в нее р. Барнаулки, имеет довольно изрезанный рельеф и живописный ландшафт. Это самый крупный транспортный узел Алтая (железнодорожных линий, 4 автотрассы, речной порт, международный аэропорт). Возник как поселок, построенный русским промышленником А.Демидовым в 1730 г. С 1771г. – город. С 1747 по 1917г. Барнаул был центром Алтайского округа – личного владения российских императоров. С 1937г. – административный центр Алтайского края.
Барнаул является хранителем истории Алтая, в нем достаточно заметный архитектурный фрагмент старинного города. В городе находятся некоторые памятники природы и культуры, в исторической части сохранены черты первоначального градостроительства. Старые улочки центра с одноэтажными деревянными домами соседствуют с широкими магистралями и многоэтажной застройкой жилых окраин.
Главная отрасль промышленности города – машиностроение. Изготавливают паровые котлы для электростанций, дизельные двигатели, металлорежущие станки, механические прессы, оборудование для радиотехники. В Барнауле располагаются краевые органы власти: администрация, многие учреждения и ведомства, банки, почтамт, крупный железнодорожный вокзал. В городе проживает более 600 тысяч человек. В настоящее время город бурно развивается, строятся новые дома, банки, торговые сети. Создаются новые зоны отдыха, парки культуры.
Город мой вдоль Оби
Порассыпал огни.
Ветер реку рябит –
С переливом они.
Барнаулка – река
Шумно с Обью слилась.
Под приказ казака
Стройка здесь началась.
Уж три века стоит
Барнаул на Оби.
Память в камне хранит
Да на дне у глубин.
-----------------------------
Люблю тебя я, город мой,
Твои дома и голос твой,
Всех улиц серый дым ночной
И площадей цветных огонь.
Люблю я громкий шум проспекта
И тишину послушать где-то.
Люблю луны холодный свет,
Машин ревущих водопад.
Люблю и дождь, и даже град.
Мой город лучший на планете:
Здесь весело смеются дети.
-------------------------------------------
Город Бийск. Неизвестно, кто первым разглядел это чудесное место на слиянии двух полноводных сибирских рек, вместе рождающих третью - великую Обь, но пожелание: "здесь будет город заложен" высказал тот же человек, что и шестью годами раньше на берегах Невы. Именно Петр 1 подписал Указ, повелевший: "на реках Бие и Катуни в пристойном месте для сбору нашего великого государя ясашной казны и к селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостями". Основанный в 1709-м году как крепость, входившая в Бийско-Кузнецкую казачью линию, он в 1756-м году сыграл важную роль в процессе добровольного вхождения алтайцев в состав России. В 1782-м году Бийску присвоен статус города. С ликвидацией крепости Бийск из военно-административного центра перерастает в торгово-промышленный. Этому способствовало выгодное географическое положение на торговых путях, связывающих Степной Алтай с Кузнецкой котловиной, Горным Алтаем и Монголией, а также благоприятные условия для земледелия и животноводства в окрестных районах.
В 1925-1938 годах Бийск являлся окружным центром Сибирского края. В эти годы в городе возникают сахарный завод, беконная фабрика, авторемзавод, новая ЦЭС, большая окружная больница. Силами заключенных Сиблага благоустраивается начинающийся за Бийском знаменитый Чуйский тракт, проектировкой которого перед первой мировой войной занимался ставший впоследствии известным писателем Вячеслав Шишков. В. период Великой Отечественной войны в Бийск эвакуируется ряд крупных промышленных предприятий. В глубоком тылу продолжался выпуск столь необходимой стране продукции. Кроме того, в Бийске размещалось 23 госпиталя, в которых восстановило свое здоровье более чем 200 тысяч раненных. Из ушедших на фронт 26456 бийчан погибло и не вернулось 9772 человека.
В 60-е годы Бийск становится крупным промышленным центром. Здесь бурно развиваются такие отрасли, как "большая химия", машиностроение, энергетика, легкая и пищевая промышленность. Годы перестройки стали определенным катализатором для всех отраслей хозяйства и всех областей жизни. Не избежал этого и Бийск. Промышленность города на сегодняшний день только наполовину достигла уровня 1991 года, и, тем не менее, уже несколько лет показатели объемов производства растут, есть предприятия, сумевшие не потерять себя в трудное время. Все большее значение приобретает сфера малого бизнеса, расширяется сеть оптовой и розничной торговли. Продолжается и духовное развитие города. После капитального ремонта, на который "всем миром" истрачен один миллион долларов, возобновил деятельность городской драмтеатр. Пополняется коллекция одного из самых крупных и старых на Алтае музеев - Бийского краеведческого имени Виталия Бианки, ждет своей реконструкции отметившая в прошлом году 100-летие центральная городская библиотека, фонды которой насчитывают около 500 тысяч книг. Педагогический институт в прошлом году получил статус университета; технологический институт, ставший из филиала Алтайского технологического университета самостоятельным вузом, стремится к получению звания академии. К 300-летию Бийска создается перспективная программа развития города.
2 группа представляет «Географический образ Алтайского края». Свою презентацию группа сопровождает данными о природных объектах. Краткая информация оформляется на стенд «Наш Алтай».
3 группа представляет рекламный проект, на стенд помещаются электронные адреса для поиска информации по краеведению.
Проект «Алтай в Интернете»
В Интернете содержится довольно обширная информация по географии Алтайского края. Интернет – ресурсы представляют самые современные сведения о территории Алтайского края, его населении, природе. В Интернете, на официальном сайте края, можно найти информацию о политических и экономических процессах, новости культуры, прогноз погоды. В Алтайском крае сформировалась достаточно развитая электронная сеть средств массовой информации. Читать материалы региональных газет можно прямо с экрана компьютера. Рекламные компании представляют красочное описание туристических маршрутов для отдыха детей и взрослых. По разным электронным адресам можно найти материалы по алтайскому шаманизму, истории, культуре, туризму.
Алтайский край - один из наиболее интересных в туристическом плане уголков России. За последние три года его посетили туристы из 60 стран мира. Туризм является одним из самых перспективных секторов экономики края. Что же привлекает иностранных туристов? На Алтае работает большое количество турбаз и туркомплексов. Большинство из них расположено в низовьях реки Катуни, на озере Ая, в Чемальской курортной зоне, на Семинском перевале. Любители приключений и экстремального туризма тоже находят свои туристические маршруты. Альпинистов и горнолыжников - неповторимые горы; людей, увлекающихся историей и географией, - неисчерпаемые полезные ископаемые, множество археологических и этнологических памятников; любителей охоты - леса, в которых в изобилии водятся медведи, маралы, лоси, лисы, кабаны, глухари. В крае расположено несколько курортов, использующих лечебные источники с радоновыми водами и лечебными грязями. Курортом мирового значения является Белокуриха, имеющий удивительные радоново-силикатные источники.
Рекламный проспект
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». В.М.Ломоносов.
С давних времен Алтай привлекал тех, кто любит леса и горы, неравнодушен к странствиям и спорту. Здесь удачно сочетаются сказочные горы с бескрайними плодородными равнинами юга Западной Сибири, здесь красавица Обь собирает целый букет притоков и балует внимание самого взыскательного зрителя многообразием живописных ландшафтов. Необычен уклад жизни местного населения и экзотические виды хозяйственной деятельности: разведение оленей – маралов, горное пчеловодство, промысел кедрового ореха, папоротника и пушнины. Все это и многое другое привлекает сюда немало туристов, желающих насладиться путешествием в девственную и далекую природу гор.
Туpистам будет интересно посетить аpхеологические и пpиpодные памятники Алтая, по количеству которых Алтайский край находится на одном из первых мест в Российской Федерации. Выявлено не одна тысяча курганных и грунтовых могильников, древних поселений и городищ, пещерных стоянок каменного века, культовых сооружений и горных выработок на медь и золото. Некоторые памятники имеют мировое значение, например, пещеры Денисова, наличие погребальных и культовых сооружений в долине р. Сентелек, палеолитическая стоянка и городище у с. Сростки, комплекс памятников в районе Колывани, сохранивший следы проживания древних горняков-металлургов.
Предгорные районы Алтая хранят в себе непревзойденное сочетание древнейшей и этнографической экзотики, великолепно вписанной в местный ландшафт. Вы можете посетить дом- музей писателя, актера и режиссера В.М. Шукшина в с. Сростки. Алтай является родиной Германа Титова, второго человека в истории нашей цивилизации, совершившего космический полет вокруг Земли. Интересны экскурсии в музей космонавтики с.Полковниково. До настоящего времени сохранился, открытый в 1729 году Колывано-Воскресенский металлургический завод. Алтай прославился и изделиями камнерезного искусства. Экскурсия на завод раскроет перед вами мир тайн алтайского камня.Широко известна «Величественная ваза» из зеленоволнистой яшмы весом 19 тонн, которая с 1849 года находится в Эрмитаже, которую чаще всего называют «Царицей Ваз».
Мы очень рады встретить вас на Алтае. Многие из тех, кто бывал у нас, говорят, что Алтай – это не только золотые горы, но и золотые люди. Радушие и гостеприимство – отличительная чеpта сибиряков. Немало вновь образованных туристических фирм Алтая предлагают Вам свои услуги. В окрестностях озера Ая исключительные условия для детского туризма. Здесь работают туристская база «Селена» и детский кемпинг «Устюба» Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма. В их программы входят несложные пешеходные путешествия по живописным берегам нижней Катуни к Тавдинским пещерам, Камышлинскому водопаду, на вершину горы Бабырган, овеянной множеством легенд. Группы, имеющие необходимую подготовку, могут совершить увлекательный сплав по нижней Катуни, где есть несколько достаточно сложных и интересных порогов. Как и в прежние годы бурный туристский котел на Алтае кипит только в теплое время года, с мая по сентябрь. Зимние рекреационные ресурсы используются очень слабо, хотя природные условия в ряде мест исключительно благоприятны для горнолыжного отдыха.
Электронные адреса для поиска и работы с информацией по Алтайскому краю:
официальный сайт: http://arw.dcn-asu.ru
www.travel.altai.ru
www.skyth.ru
www.mountain.ru
www.whitewater.ru
www.biysk.tourism.ru
www.travel.altai.ru
http:// lib.ru/ TURIZM
www.tourism.altai.ru
Учитель подводит итоги основного этапа и объявляет начало географической викторины. Каждая группа должна ответить на вопросы.
Заключительный этап.
Географическая викторина по краеведению.
Группы называют число от 1-12, учитель читает вопрос.
Вопросы:
Назовите дату образования Алтайского края . (28.09.1937г.)
Назовите реки Алтая. (Обь, Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш, Алей и др.)
Назовите исследователей природы Алтая. (Н. Ядринцев,В.Сапожников, Ф. Геблер, А. Гумбольт, П. Семенов-Тяньшанский, П. Чихачев, П. Шелегин, П. Шангин, В. Обручев).
Что положило начало возникновению города Барнаула? (Открытие Барнаульского сереброплавильного завода и возникновение вокруг него посада).
Назовите известных изобретателей, живших на Алтае. (И.И. Ползунов, К.Д. Фролов, П.К. Фролов С.В. Литвинов, П.П. Аносов).
Кто составил проект Чуйского тракта? (По проекту инженера Вячеслава Шишкова, ставшего впоследствии известным писателем).
Назовите старейшую фабрику Алтая, вырабатывающую предметы искусства. (Колыванская шлифовальная фабрика).
Какое предприятие положило начало развитию химической промышленности на базе Кулундинских соленых озер? (В 1921 году вступил в строй Петуховский содовый завод).
Кем и когда была создана Алтайская опытная станция садоводства? (М.А. Лисавенко в 1933 г.).
Назовите известных советских кинорежиссеров, родившихся на Алтае? (И. Пырьев, В.Шукшин).
Назовите первое высшее учебное заведение на Алтае. В каком году оно было открыто? ( В 1932 году в Барнауле открыт учительский институт, который в 1941 году преобразован в БГПИ, а потом в БГПУ).
Рефлексия.
- Ребята, что нового открыли для себя в ходе поисковой деятельности? С какими трудностями столкнулись в ходе работы?
- Понравился ли вам наш совместный проект?
Заключительное слово учителя:
С давних пор, как вешние цветы,
Полюбил Алтай я беззаветно.
Дорогая, полюби и ты
Этот край таежный и рассветный.
Каждый из нас любит свою семью, дом, в котором он вырос, улицу, где гулял, играл и узнал мир, - все это наш родной поселок, город, край. Любовь к нашему краю – малой Родине невозможна без знания его прошлого и настоящего. Ваши проекты открыли новую страничку географии вашей жизни, которая называется «Моя малая Родина - Алтайский край».
Литература
1. Екшибарова Н.А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии. Барнаул, МОУ Гимназия №42, 2005.