№ | Этап урока | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный 1 мин | 1 | (Слайд №1)Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Предлагает уч-ся, передавая друг другу игрушку высказать пожелания одноклассникам. | Учащиеся приветствуют учителя и друг друга | Положительный эмоциональный настрой, развитие внимания, воспитание доброжелательности. |
2 | Актуализация знаний 3мин | 2 | Задает вопросы 1. Какую оболочку мы изучаем? Назовите ее части. 2. Как вода появляется на суше, почему ее количество не уменьшается в океане?(слайд №2) 3. На берегу, каких рек находится наш город? | Отвечают на вопросы, опираясь на личные знания | Повторение основных понятий по теме, развитие умений рассуждать. |
3 | Мотивационно-целевой 4мин | 3 http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 4  | Демонстрирует фрагмент видеофильма «Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки»(слайд №3 нажмите ctrlи щелкните ссылку). Предлагает сформулировать тему урока. Называет цель и задачи урока(слайд №4) Приглашает в путешествие. | Внимательно смотрят. Формулируют и записывают тему в журнал путешественника. | Настрой на новый материал, осознание целей и задач урока. |
4
А | Изучение нового материала 22 мин Работа с физической и контурной картами. | 5  6  | С помощью слайда №5 знакомит с основными понятиями. Предлагает найти в атласе р. Дон и на ее примере формируются понятия река, исток, устье, русло, правый и левый притоки, речная система. Показывает на карте полушарий крупнейшие реки, указывая исток, устье, направление течения: Амазонка, Миссисипи, Нил, Волга, Енисей, Лена, Ангара. Демонстрирует слайд№6 и предлагает выполнить задание: уберите лишнее в корзину. Для быстрой проверки открывает правильные ответы за шторкой. | Работают с атласом, слушают объяснение. Называют исток, устье. На примерах р. Сал и Северский Донец отрабатывают навык определения правого и левого притока. Выполняют задание №1 в журнале путешественника. Дети находят на карте в атласах, а затем наносят на контурную карту. Два ученика у доски, остальные в журнале путешественника выполняют задание. | Усвоение основных понятий, явление.Развитие способностей ориентирования на карте, выделения нужного объекта. Воспитание аккуратности. |
Б
| Практическая работа.
| 7 | Показывает на экране таблицу (слайд №7) и предлагает ее заполнить. Для быстрой проверки открывает правильные ответы. | Учащиеся по очереди подходят к доске и построчно заполняют таблицу. Остальные выполняют работу в журнале.Проводят самоконтроль и исправляют ошибки. | Формирование навыков отбора нужной информации. Воспитание самоанализа. |
В
|
Беседа.
| 8 9 10 | Задает вопрос: откуда берется вода в реке, т.е какое питание могут иметь реки?(слайды № 8,9,10) Дает определение режим реки и ставит перед учениками проблему: какой режим могут иметь реки? | Выдвигают предположения и записывают в журнал питание рек: снеговое, дождевое, ледниковое, подземное. Анализируют источники питания и делают вывод о режимах рек. | Развитие логического мышления, отработка навыков установления причинно-следственных связей. |
Физминутка | 11 http://www.rusedu.ru/detail_16592.html | слайд №11 нажмите ctrlи щелкните ссылку | «Танец-шутка» | Снятие напряжения, усталости, эмоциональная разрядка |
Г
| Самостоятельная работа с учебником
| | Предлагает прочитать п. №2 стр 88-90 -Выучите понятия бассейн реки, водораздел; - устно выполните задание на стр 90 в учебнике. | Читают текст. Заучивают определения, выполняют задание. | Тренировка памяти, развитие образного мышления. |
Д
| Работа в парах | | Учитель проходит по классу и следит за ходом выполнения задания. | Работают в парах: дают определения понятий, называют и показывают речные системы. | Развитие навыков взаимоконтроля и делового общения. |
5
А
Б
В | Закрепление 12 мин
Тренинг
Кроссворд
Тест |
12 | Задание: у доски на физической карте полушарий показать изученные реки, указав исток, устье, направление течения. Предлагает решить кроссворд (слайд№12) 1.Река Сал по отношению к Дону. 2.Питание реки. 3.Отсюда начинается мировой круговорот воды. 4.Исток Амударьи Раздает текст и проводит инструкцию по выполнению теста, помогает в случае появления затруднений. | По желанию ученики выходят к настенной карте. Остальные учащиеся (по цепочке) просят показать изученные объекты. Разгадывают кроссворд, по одному выходят к доске и записывают ответы. Выполняют и сдают работы. | Систематизация, закрепление и проверка полученных на уроке знаний, формирование умения слушать друг друга. |
6
| Домашнее задание 1 мин | 13 | Комментирует домашнее задание, проверяет записи в дневниках (слайд №13). | Записывают, задают вопросы по выполнению домашней работы. | |
7 | Рефлексия 2мин | 14 | Проводит пальчиковую рефлексию (слайд №14) | Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, отвечают на вопросы. | Осмысление своей деятельности. |