kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии в 7 классе «Внутренние воды Африки» с применением компьютерной презентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предоставляется разработка урока по географии в 7 классе на тему "Внутренние воды Африки". Данный урок разработан с применением информационных компьютерных технологий (презентации). 

          Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутренних вод Африки.   

          Задачи: продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки; познакомить с особенностями внутренних вод материка; развивать навыки и умения сопоставлять разные карты; развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей; устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку географии путём вовлечения каждого в активную деятельность; помочь осознать ценность совместной деятельности; воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи,  продолжать формирование коммуникативных компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе «Внутренние воды Африки» с применением компьютерной презентации »


МБОУ СОШ № 52







Урок географии в 7 классе «Внутренние воды Африки»

с применением компьютерной презентации








Болдырева Татьяна Викторовна

Учитель географии МБОУСОШ №52 станицы Заплавской








Урок географии в 7 классе «Внутренние воды Африки»

с применением компьютерной презентации


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутренних вод Африки.   

Задачи: продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки; познакомить с особенностями внутренних вод материка; развивать навыки и умения сопоставлять разные карты; развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей; устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку географии путём вовлечения каждого в активную деятельность; помочь осознать ценность совместной деятельности; воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи,  продолжать формирование коммуникативных компетенций.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта Африки, климатическая карта Африки,  атласы, учебники, слайдовая презентация к уроку, картины природы Африки. Ход урока представлен в Таблице 1.

Таблица 1


Ход урока «Внутренние воды Африки»

Этапы урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим занимательное путешествие по внутренним водам Африки.  

 В процессе работы  вы  узнаете о  крупнейших речных и озерных системах материка; научитесь определять зависимость густоты речной сети от климата, направления  течения от рельефа, узнаете много


Слайд 1





Продолжение Таблицы 1

нового и интересного о материке Африка. Я хочу, чтобы наше путешествие прошло  увлекательно и интересно. А для этого улыбнёмся друг другу и пожелаем счастливого пути!




Слайд 2

Актуализация опорных знаний.  

Для проверки знаний проводится географический диктант.                                                                       Текст на каждой парте.  Задание по вариантам:         I вариант отмечает признаки  экваториального  климатического пояса;                                                II вариант - тропического климатического пояса.                      Какие утверждения верны:                                                                        

1. Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш.
2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.
3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50° С.
5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере, образуя более широкую полосу.
7. Нет смены времен года.
8. У растений этого пояса не формируются годичные кольца.
9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе         

 Ключ для самоконтроля (выводится на экран)

Вопрос  классу  «Докажите, что Африка самый жаркий материк».


Фронтальный опрос в форме дискуссии.

1. Что такое климат? Каков климат в Африке?

2. На всех материках климат разный. Даже на одном материке в разных его частях климат неодинаков, от каких климатообразующих факторов зависит климат любой территории?

3. В каких климатических поясах находится Африка?

4. Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков?

5. Почему суровая пустыня Намиб образовалась на побережье Атлантического океана?

6. Почему п-ов Сомали один из самых сухих территорий в Африке?

7. Где в Африке была зарегистрирована самая


Выполнение географического диктанта.
























Отвечают на вопрос, вступая в дискуссию.


Ребята отвечают на вопросы в форме дискуссии.

Слайд 3


























Слайд 4





Слайд 5

















Продолжение Таблицы 1

высокая t ° воздуха?

8.Как рельеф влияет на климат?

Работа с картой

Тема нашего урока внутренние воды, а что можно назвать внутренними водами материка?    (Ответы обучающихся).

 Сегодня мы поговорим о внутренних водах Африки. Перед вами слайд:                                                                          

По графику годового стока определите,  о реке какого климатического  пояса идет речь? Исходя из этих графиков мы можем сделать вывод, какой фактор влияет на режим рек?  (Климат).                                     Для определения зависимости рек от климата проведите исследование по картам. Для этого сравните физическую и климатическую карты Африки (атлас, стр.25) и установите,

  • В каких климатических поясах  наиболее и наименее густая речная сеть.

  •  Какие реки полноводны круглый год,

  • какие разливаются только летом,

  •  в каких климатических поясах реки разливаются зимой?

  •  Какое питание имеют реки Африки?     

  •   Между реками и климатом существует связь.

  •  В каком климатическом поясе больше рек? Почему?

Экваториальный, Субэкваториальный  климатические пояса - густая речная сеть,  полноводны  круглый год  р.Конго - Экваториальные широты. Дождевое питание, устойчивый равномерный расход. 

 Реки Нигер,  Сенегал,  Замбези  Субэкваториальные широты.  Дождевое питание, летнее половодье.          Тропический  климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие русла “вади”, наполняются после дождя. Реки Нил , Шари, Логон -Тропические широты. Дождевое и подземное питание.   Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) - режим зависит от ВМ (воздушных масс). Реки Атласа и Капских гор -Субтропические широты. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки разливаются  зимой. Летом  мелеют.

Какие виды осадков преобладают в Африке? (Дожди). Поэтому реки преимущественно имеют дождевое питание.

Многие реки, например, Нил, Конго, Нигер имеют сложный режим. Почему?



Учащийся на карте с помощью магнитиков устанавливает географические объекты (крайние точки, горы, плоскогорье, нагорье, моря, проливы, залив и т.д.).



Учащиеся сравнивают физическую и климатическую карты Африки.





Слайд 6


Слайд 7



Продолжение Таблицы 1

(Протекают в двух или нескольких климатических поясах).

Самая полноводная река Конго (Заир) по многоводности уступает лишь Амазонке.

Помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф.

Для выполнения следующего задания нам необходимо  сформировать группы. Перед вами карточки жёлтого  и голубого цвета. Взяв карточку, подойдите к столу, на котором находится эмблема вашего цвета.

Ребята, с помощью анализа физической и климатической карт Африки (атлас, стр.25) восстановите схему.

 (Проблемный вопрос) Какое влияние оказывает рельеф на характер рек?                

 Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.

Климат: - многоводность, питание, режим, ледостав.

Метод «Фишбоун».  Задание составить «фишбоун» На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.








Формируются в группы.




Работа по группам.







Работа по группам.

В конце работы каждая группа представляет презентацию работы.







Слайд 8





Слайд 9

Физкультминутка (под музыку)      

Я по Африке иду,
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф.
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать,
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист :
Левый лист, правый лист.
А огромный серый слон
Посылает нам поклон.
Мы прогулку завершим  
И за парты поспешим.


Ходьба на месте.


Руки вверх, потягивание.

Наклоны в стороны с поднятыми руками.

Приседания.


Руки поочередно вытягивают вперед.

Руки в стороны.

Круг руками.

Наклоны вперед.

Хотьба на месте.

Садятся на места.

Слайд 10


Ребята, к  нам прибыли представители новой туристической компании Замбези- Нил – Трейд -  Интернейшенел. Послушаем их рекламную информацию.                             

Учитель: Африка богата озерами.





Сообщения учащихся





Слайд11-18

Слайд 19-20

Продолжение Таблицы 1

 Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика,второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория  – третье  (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил. Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется.  По берегам озера обитает множество птиц. В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные.  

Беседа по предложенным учителем проблемным ситуациям и вопросам:

  • Почему внутренние воды на материке распределены неравномерно?

  • Чем представлены внутренние воды?

  • Бассейн какого океана собирает больше всего вод?

  • Почему такую большую площадь в Африке занимает бассейн внутреннего стока?

  • Назовите и покажите на карте самые крупные реки  и озера Африки

  • По какому плану характеризуют реки.

Прочитайте текст учебника  с. 107.

Используйте дополнительные сведения об озерах Африки.    Ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения.  В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если верно, и «-», если утверждение не верно.

 Утверждения.                                                            Ответы.

1.На материке много крупных озер.

2.Танганьика - самое крупное озеро в Африке?

3.Озеро Танганьика - самое крупное тектоническое озеро на материке?

4.Озеро Танганьика- самое длинно озеро в мире?

5.Берега озера обрамляют горы.

6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?.

7. Вода в озере Танганьика соленая.





















Беседа











Работа в парах (взаимооценка)




Слайд 21




Слайд 22





Слайд 23




Слайд 24





Слайд 25



Продолжение Таблицы 1

8 Глубина оз. Танганьика 1435 м.

9.Озеро Виктория самое большое по площади?

10. Котловина озера Виктория  находится в тектоническом разломе?

11. Озеро Чад самое глубокое озеро?

Проверьте правильность ваших ответов. ( Взаимопроверка. Правильные ответы на экране)

11 правильных ответов-«5»;  9-.10-«4»; 7-8-«3». Менее 7-«2». (Ответы: № 3: 1+;  2+; 3 +; 4 +; 5 +; 6 - ; 7 -; 8 +; 9+; 10 -; 11-.).   










Слайд 26

Домашнее задание: §19.  На контурную карту нанести реки и озера Африки.

2. Дать описание реки (по выбору) по плану.

3.Творческое задание. Сообщения по желанию “Новый туристический маршрут: “Реки и озера Африки”.


Записывают в дневник домашнее задание

Слайд 27





 Рефлексия. Осознание обучающимися значимости полученных знаний и готовности использовать их для достижения учебных целей.

Вспомните еще раз цели урока. Достигли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало?

Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на экран и продолжите предложения:

Мне урок понравился (не понравился), потому что…              

 Комфортно ли было работать в группе…

Мои успехи…

Мои промахи…

Каким бы я хотел видеть на уроке себя…

Учащиеся отвечают на вопросы























Слайд 28












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Болдырева Татьяна Викторовна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244279

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства