kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии. Тема: "Природное наследие Перевозского района", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географическое положение. Перевозский район расположен на территории Нижегородской области Восточно-Европейской, или Русской, равнине, которая местами всхолмлена. Область расположена на прочном участке земной коры, на древнейшем массивном фундаменте – Русской платформе, кристаллическое основание которой состоит из гранитов, гнейсов, кварцитов, скрытых под мощными толщами слоистых, более  или менее рыхлых осадочных пород. Кристалические породы залегают здесь на большой глубине – в среднем от 1000 до 3000 метров от земной поверхности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии. Тема: "Природное наследие Перевозского района", 8 класс »


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа №2 г. Перевоза»












Тема урока:

«Природное наследие Перевозского района»

8 класс







Выполнила: учитель географии Пискунова Нина Ивановна

















г. Перевоз

2015 г.


Тема урока: Природное наследие Перевозского района.

Цель: Формирование патриотизма на уроках географии через использование краеведческого материала с применением инновационных технологий, привлечение внимания к природному наследию родного края, создание условий и усиление понимания необходимости сохранения уникальности музея природы.

Задачи:

- воспитание бережного отношения к природному наследию Перевозского района; - возрождение традиции почитания, уважения к природе; - выявление и развитие интереса, привитие навыков у учащихся к природоохранной деятельности.

На уроке предоставляется возможность показать, что Перевозский район ассоциируется не только с уникальной речкой Пьяной, но и другими уникальными природными памятниками, по которым предлагается совершить экскурсию. Ценностные ориентиры урока

1. Ценностные ориентации учащихся 8 класса, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- бережного отношения к природному наследию Перевозского района осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- возрождение традиции почитания, уважения к природе;

- интереса, привитие навыков у учащихся к природоохранной деятельности.

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

2. Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- гражданственность, любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты освоения материала урока

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Ход урока:

Учитель: Каждый из вас достаточно хорошо знает охраняемые территории района. Как вы думаете, а зачем это надо – охранять? Ответ учащегося: «Доказать уникальность природы нашей малой Родины – Перевозского района, природное наследие, о котором пишут стихи и картины, слагают легенды, сохранить для будущих поколений». Тема урока: «Природное наследие Перевозского района».

Работа в группах.

1 группа. Географическое положение. Перевозский район расположен на территории Нижегородской области Восточно-Европейской, или Русской, равнине, которая местами всхолмлена. Область расположена на прочном участке земной коры, на древнейшем массивном фундаменте – Русской платформе, кристаллическое основание которой состоит из гранитов, гнейсов, кварцитов, скрытых под мощными толщами слоистых, более или менее рыхлых осадочных пород. Кристалические породы залегают здесь на большой глубине – в среднем от 1000 до 3000 метров от земной поверхности.


2 группа. Рельеф. Перевозский район расположен в центральной части нижегородского Возвышенного Правобережья. Приволжская возвышенность занимает почти всю правобережную предволжскую часть Нижегородской области. Возвышенность в целом имеет грядово-увалистый рельеф, с чередованием речных долин и возвышенностей междуречий. Рельеф меняется с севера на юг и включает пять основных форм рельефа – южную часть Работкинской возвышеннлсти, речную долину северной ветви Пьяны, возвышенность Межьпьянье, речную долину южной ветви Пьяны с северную часть Арзамасской возвышенности.

Южная часть Работкинской возвышенности занимает северную часть района. Абсолютные высоты достигают здесь 200-220м. В сторону северной ветви (урез воды – 88м) пересекает район с запада на восток полосой шириной 2,5-3км. Возвышенность Межпьянье занимает среднюю часть района. Её поверхность наиболее приподнята на юге, где абсолютные высоты достигают 220-225 м. В сторону северной ветви Пьны поверхность Межпьянья снижается постепенно, а к южной – крутым уступом. Речная долина южной ветви Пьяны (урез воды -96 м) представлена на юге района.Её ширина составляет 1-1,5 км. Северная часть Арзамасской возвышенности занимает южную окраину района. Абсолютные высоты достигают здесь 165-170 м и поверхность постепенно снижается к северу. Перепады высот между наиболее приподнятыми частями Работнкинской возвышенности и возвышенности Межпьянье, с одной стороны, и речной долиной северной и южной ветвей Пьяны, с другой, достигает 130-140 м. Крупные формы рельефа дополняют в районе более мелкие. Пологие склоны возвышенностей пересекают балки и долины мелких речушек. На крутых склонах возникли овраги. Для речной долины северной и южной ветвей Пьяны характерны надпойменные террасы, и пойма с хорошо выраженным прирусловым валом. Распространенными формами рельефа в Перевозском районе являются карстовые. Их появление связано с растворяющим воздействием поверхностных и подземных вод на некоторые горных пород, а именно на известняк, доломит, гипс. Действие подземных вод приводит к образованию пустот и пещер, поверхностных – воронок и провалов. 3 группа. Ичалковский заказник. Широкую известность имеют в Перевозском районе пещеры Ичалковского бора.


Пещера Ичалковского заказника

Они являются одним из наиболее уникальных природных объектов нашего края. По разнообразию полезных ископаемых Перевозский район не богат. Поверхность нашего края сложена осадочными горными породами (доломит, известняк, глина, песок), образовавшиеся 240 млн.лет назад, когда здесь было море. Главный вид полезных ископаемых – строительный камень. Добывают его в Ичалковском карьере.

4 группа. Малые формы рельефа. Природа – художник. На территории района собран музей малых форм рельефа. На холмистой равнине собраны: словами И.П. Мельникова-Печёрского в романе «На горах» писал о Правобережье, что здесь «места ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянуться во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов». Уникальность этого сочетания даёт возможность восхищаться данным уголком природы. На такой небольшой площади – 769 км2 (площадь Перевозского района), расположено 7 особо охраняемых природных объектов.


5 группа. Особо охраняемые природные территории, расположенные на территории района:

1. Регионального значения: Государственный комплексный природный заказник «Ичалковский». Общая площадь 14442,0 га, в т.ч. особо защитные участки S939,0га. 2. Памятники природы: - «Ичалковский бор» - S 936 га – «Чайкино болото» - S 6,41 га – «Урочище Каменное» - S 25,2 га – Степные склоны у с. Ревезень» - S 380 га – Степные склоны у д. Киселиха – S 65 га – Участки хвойно-широколиственных лесов по оврагам с северу от с. Ичалки – S 104 га

1 группа.* На памятник природы регионального значения «Горышкинское обнажение перигляциальных отложений» - S 17,1 га – собираются документы.


Каждый уголок нашего района представляет природное наследие, которым стоит гордиться, изучать и сохранять. Но хотелось бы рассказать о трех памятниках природы: Ичалковский бор, Киселихинские склоны, Горышкинские обнажения.

2 группа. Государственный ландшафтный комплексный заказник «Ичалковский» площадь – 1,5 тыс. га, в сентябре 2007 года преобразован из охотничьего

заказника.



Уникальный комплексный памятник природы – реликтовый горный бор на карстовых образованиях. Заказник включает пойму южной ветви реки Пьяны с прилегающими сельхозугодиями и участками леса на юге Перевозского и примыкающей части Бутурлинского районов. Северная половина заказника находится на крутом склоне (125 – 180 м) склоне, сложенном красноцветными отложениями татарского яруса, перекрытыми суглинками с валунами кварцитов, диоритов, гранитов, шокшинских песчаников. Южная часть заказника имеет более ровный рельеф, располагается на высоте100 – 130 метров над уровнем моря, возвышаясь над урезом воды в реке Пьянее на 15 – 25 метров. Эта часть лежит на высоких надпойменных цокольных, часто эрозионных террасах. Здесь выделяется пойма и 4 надпойменные террасы. Террасы образованы в основном кварцевыми разнозернистыми песками мощностью до 1 метра, залегающими на массиве гипсовых пород, перекрытых доломитизированными известняками нижнеказанского возраста. Наличие данного известнякового массива обусловило активное проявление карстовых процессов на территории заказника. Своды подземных пустот не выдерживают нагрузки верхних пластов земли и рушатся, образуя на поверхности впадины, воронки, провалы. Так возникли эти причудливые формы поверхности Ичалковского бора, получившего своё название по соседнему селу Ичалки

(в прошлом он назывался Нейгардтовским бором). В настоящее время на территории заказника преобладают лиственные леса.

Охраняются копытные (лось, кабан), водоплавающая дичь, редкие виды растений, занесенные в Красные книги разных рангов. Единственное на Русской равнине место произрастания папоротника аспления зелёного; венерин башмачок, включён в списки охраняемых растений. Важнейшее в Нижегородской области место летнего обитания и зимовки рукокрылых, нескольких видов

пресмыкающихся.

3 группа. Памятник природы Перевозского района « Степные склоны у деревни Киселиха».

Решением облисполкома утверждено 6 памятников природы с участками исчезающих луговых степей и остепнённых лугов области. Среди них «Степной склон у деревни Киселиха Перевозского района. Маленьких островков в районах области, где ещё сохранился ковыль всего несколько, все они – под контролем учёных. В нашем районе выявлены и обследованы два участка с сохранившейся степной растительностью: у села Ревезень и у деревни Киселиха. Решением Перевозского райсполкома от 28 ноября 1992 года№249 этим степным участкам присвоен статус Государственных памятников природы местного значения, утверждён соответствующий паспорт на эти ГПП. На киселихинском склоне произрастают редкие растения, некоторые из них занесены в «Красную книгу России»: ковыль перистый, ковыль красивейший, ковыль болотный.


4 группа. На киселихинском склоне произрастают редкие растения, которые занесены в Красную книгу России – ковыль перистый, ковыль волосатик и др. Памятник природы «Степные склоны у деревни Киселиха» занимает площадь 65 га и расположен на юго-западных склонах реки Курач. Киселихинский Памятник природы представляет собой типичный участок луговых степей. На степном склоне произрастают растения степняки. Из ценных флористических элементов здесь представлены колокольчики болонский и персиколистный, первоцвет – весенний, василёк русский, ветреница лесная, козелец пурпурный, медуница узколистная. Согласно паспорту на территории Государственного памятника природы запрещены: отвод земли под любые виды пользования, мелиоративные работы, применение ядохимикатов и удобрений, въезд и стоянка автомобилей, разведение костров, разбивка туристических стоянок, засорение и захламление территории.

5 группа. Горышкинское обнажение является одним из наиболее полных разрезов отложений приледниковой зоны юго-востока Нижегородской области.

Растительность оврага представляет собой чередование участков остепненных лугов и производных лесных сообществ.

На склонах южной экспозиции преобладает остепненный луг, леса покрывают в основном северные склоны.

На остепненных лугах доминирует обычно вейник наземный, местами – таволга шестилепестная, встречаются также клеверы горный и средний, дрок красильный, тысячелистник обыкновенный, подмаренник настоящий, короставник полевой, зверобой продырявленный, репешок обыкновенный, щавель кислый, бедренец-камнеломка, нивяник обыкновенный, вьюнок полевой, вероника широколистная, пижма обыкновенная, василек луговой, лядвенец рогатый, горошек мышиный, люцерна серповидная, хвощ полевой, иван-чай обыкновенный, земляника лесная, цикорий обыкновенный, полынь обыкновенная. Местами на склонах многочисленна чина лесная, а на слабозадернованных участках – мать-и-мачеха. Среди луговых сообществ встречаются отдельные сосны, березы, груши и яблони, а также кусты лещины и куртины шиповника майского.


Среди луговых сообществ встречаются отдельные сосны, берёзы, груши и яблони.

На склонах северной экспозиции небольшие участки занимают луга щучники (доминирует щучка дернистая) и костровники (доминирует костер безостый), на которых также произрастают ежа сборная, пырей ползучий, тимофеевка луговая, лисохвост луговой.

В лесных сообществах в древостое преобладает береза, встречаются также осина, сосна, ивы козья и пятитычинковая. Деревья имеют высоту 10 – 18 м, диаметр стволов – 10 – 40 см, сомкнутость крон – 0,4 – 0,8. Подрост и подлесок слагают береза, осина, рябина, ива козья, дуб, ель, шиповник майский, черемуха обыкновенная. Высота подроста и подлеска от одного до четырех метров, сомкнутость крон – 0,1 – 0,3. В травяно-кустарничковом ярусе встречаются грушанка круглолистная, марьянник луговой, земляника лесная, репешок обыкновенный, манжетка, вейник наземный, короставник полевой, костер безостый, бедренец-камнеломка, золотарник обыкновенный, пижма обыкновенная, крапива двудомная. Суммарное проективное покрытие травяно-кустарничкового яруса составляет от 5 до 50%.

По южной границе памятника природы посажен ряд сосен в возрасте около 30 лет.

На дне оврага пересыхающий ручей, вдоль русла которого – полоса зарослей камыша лесного с участием рогоза широколистного, также здесь произрастают хвощ топяной, ежеголовник прямой, частуха подорожниковая. Возле дна оврага и на выходах грунтовых вод местами располагаются заросли ив пепельной, козьей и мирзинолистной.

Учитель: Назначение особо охраняемых природных объектов - Охрана генофонда (место обитания редких видов растений); - охрана ценофонда (представлены типичные биоценозы луговых степей); - научное (геологическое, ботаническое, зоологическое); - ресурсоохранное; - почвозащитное; - противоэрозионное; - водоохранное; - учебно-просветительское; - эстетическое; - оздоровительное.

Природа района красива и богата. Её неповторимость вызывает восхищение. Очарование нашей природой вдохновляет на создание прекрасных поэтических произведений, картин.


Рефлексия:


Мы часто бываем в этих уникальных местах, приобретаем практические навыки определения расположения оврага, относительно сторон горизонта, с помощью компаса, нивелиром измеряем высоту склонов овраг – наслаждаемся красотами, да просто дышим свежим чистым воздухом.

Подведение итогов.


Ты частица великого края – наш родной перевозский простор. Краше, лучше тебя мы не знаем – край припьянский гордимся тобой.


Литература

1. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. – Н.Новгород: Минприроды Нижегородской области, 2009, стр.300-308.

2. Географический атлас Нижегородской области. Изд.3-е, перер. И доп./под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н Новгород: Верхневолжское АГП, 2005. 3. География Нижегородской области.Учебное пособие. - Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.- стр.36-40, 108-109. 4. Коршунов М.Ю. Географическое краеведение. Перевозский район. 6 класс. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2011, стр. 43-48. 5. Красная книга Нижегородской области. Том 1. Животные. – Нижний Новгород, 2003, стр.45.

6. Кряжев А.Б. Географическое краеведение. Нижегородская область. Учебное пособие для учащихся 6 класса. Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2012, стр. 45-49.

7. Кулинич Г.С. Геологические путешествия по Горьковской земле/Г.С. Кулинич, Б.И. Фридман. – Горький: Волго-Вят.кн. изд-во, 1990, стр.16-18. 8. Любов М.С. География Нижегородского края: учеб. Пособие/М.С. Любов. – Арзамас: АГПИ, 2004, стр.97. 9. Нажиткова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б.. Беляева Т.К\ Географическое краеведение Нижегородская область. Рабочая тетрадь для 6 класса. Нижний Новгород. Нижегородский институт развития образования, 2012, стр. 38-42. 10. В. В. Рыньков, Вл.В. Рыньков. Шаги веков. Горышкино. Тилинино. Шершово.Перевоз, 2000. 11. В. В. Рыньков, Вл.В. Рыньков. Рельеф Перевозского района /В.В. Рыньков//Для памяти минувших дней: из истории Перевоза и его окрестностей. – Перевоз, 1995, стр. 72-73.

12. В. В. Рыньков, Вл.В. Рыньков. Земля Перевозская – край заветный. – Н.Новгород: изд-во «Литера», 2004, стр.28-32. 13. Л.Л. Трубе. География Горьковской области. Горький. Волго-Вятское кн. из-во, 1978, с.14-15.

14. Харитонычев А.Т. Природа Нижегородского Поволжья: история, использование, охрана. – Горький, 1978, стр.61.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок географии. Тема: "Природное наследие Перевозского района", 8 класс

Автор: Пискунова Нина Ивановна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства