kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии по теме "Промышленность: структура, принципы и факторы размещения. Кластеры."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №2 из серии последовательных уроков географии в 9 классе.

Цель:

Обеспечить усвоение знаний о структуре промышленности, принципах и факторах размещения отраслей промышленности по территории Республики Казахстан.

Задачи:

1. Создать условия для определения состава промышленности и изучения структуры, принципов и факторов размещения;

2. Способствовать поднятию мотивации к самообразованию и самореализации при изучении отрасли промышленности;

3. Содействовать проявлению активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств

Тип урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, проблемное изложение, анализ таблиц и карт

Форма: работа в паре

Форма познавательной деятельности: игра

Средства обучения:

Учебник В.В. Усикова  для 9 класса§16, атлас,

Термины:

Промышленность, кластер, фактор, специализация, концентрация, кооперирование, комбинат

Ход урока :

1 Организационный момент

2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке:

Диктант 2 варианта

Вопросы:

1 Самостоятельный хозяйственный субъект « кирпичик», из которого сложено здание                  « экономики - предпрятие

2. Объединяет однородные предприятия или учреждения, удовлетворяющие потребности  общества - отрасль

3.  Способ обеспечить средства существования для населения - хозяйство

4. Хозяйственная деятельность населения - экономика

5 Экономика, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции - рыночная

6. Плата за ввозимый товар- тариф (пошлина)

7. Экономика Казахстана, существовавшая до начала 1990-х годов - плановая

8. То же, что и профессия - специальность

8. Качественный путь роста экономики - интенсивный

10 Количественный путь роста экономики - экстенсивный

11 Количество продукции, которую производит работник за единицу времени - производительность

12. Затраты в тенге на производство единицы продукции - себестоимость

13. Продукт труда - товар

 

3.Изучение нового материала

 Экономика включает 3 части (сектора стр141, рис 66) Промышленность - ведущая отрасль, от которой зависит прогресс, экономическая и оборонная мощь страны.

Промышленность имеет сложную структуру. В промышленности как нигде больше всего отраслей. Так в Казахстане их около 150, а во всем мире их 300. Причина- в огромном разнообразии продукции, потребляемой современным обществом. Для того, чтобы познакомиться с составом промышленности Казахстана рассмотрим схему ( стр 143)

 - Какие группы отраслей выделяют в промышленности?

- Назовите отрасли производящие средства производства- отрасли тяжелой промышленности или отрасли группы А

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме "Промышленность: структура, принципы и факторы размещения. Кластеры." »

Урок №2

Тема: Промышленность: структура, принципы и факторы размещения. Кластеры.

Цель:

Обеспечить усвоение знаний о структуре промышленности, принципах и факторах размещения отраслей промышленности по территории Республики Казахстан.

Задачи:

1. Создать условия для определения состава промышленности и изучения структуры, принципов и факторов размещения;

2. Способствовать поднятию мотивации к самообразованию и самореализации при изучении отрасли промышленности;

3. Содействовать проявлению активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств

Тип урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, проблемное изложение, анализ таблиц и карт

Форма: работа в паре

Форма познавательной деятельности: игра

Средства обучения:

Учебник В.В. Усикова для 9 класса§16, атлас,

Термины:

Промышленность, кластер, фактор, специализация, концентрация, кооперирование, комбинат

Ход урока :

1 Организационный момент

2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке:

Диктант 2 варианта

Вопросы:

1 Самостоятельный хозяйственный субъект « кирпичик», из которого сложено здание « экономики - предпрятие

2. Объединяет однородные предприятия или учреждения, удовлетворяющие потребности общества - отрасль

3. Способ обеспечить средства существования для населения - хозяйство

4. Хозяйственная деятельность населения - экономика

5 Экономика, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции - рыночная

6. Плата за ввозимый товар- тариф (пошлина)

7. Экономика Казахстана, существовавшая до начала 1990-х годов - плановая

8. То же, что и профессия - специальность

8. Качественный путь роста экономики - интенсивный

10 Количественный путь роста экономики - экстенсивный

11 Количество продукции, которую производит работник за единицу времени - производительность

12. Затраты в тенге на производство единицы продукции - себестоимость

13. Продукт труда - товар


3.Изучение нового материала

Экономика включает 3 части (сектора стр141, рис 66) Промышленность - ведущая отрасль, от которой зависит прогресс, экономическая и оборонная мощь страны.

Промышленность имеет сложную структуру. В промышленности как нигде больше всего отраслей. Так в Казахстане их около 150, а во всем мире их 300. Причина- в огромном разнообразии продукции, потребляемой современным обществом. Для того, чтобы познакомиться с составом промышленности Казахстана рассмотрим схему ( стр 143)

- Какие группы отраслей выделяют в промышленности?

- Назовите отрасли производящие средства производства- отрасли тяжелой промышленности или отрасли группы А

- Назовите отрасли, производящие товары потребления для населения - отрасли легкой промышленности или отрасли группы Б

Игра « Кто больше и быстрее»

Класс делится на 2 группы

1 группа записывает продукцию тяжелой промышленности

2 группа записывает продукцию легкой промышленности


Задания для 1 группы

Изучив текст учебника ( стр 148-149, табл.8, рис.69,71) попробуйте найти:

- Пять проблем (особенностей) казахстанской индустрии? Насколько она выгодна государству?

Задание для 2 группы

Изучив ( рис 71, рис 69) попробуйте ответить на следующие вопросы:

- Какие изменения в структуре промышленного производства произошли (1990-2012г)

- Какие территориальные сдвиги в промышленности Казахстана произошли ( 1989- 2012г.)

Вывод: таким образом, на улучшение структуры промышленности направлена «Стратегия индустриально- инновационного развития на 2003-2015гг». Она предусматривает опережающий рост обрабатывающей промышленности. Основой роста должна быть «инновация»- применение новых передовых технологий и техники. Другими словами это реакция государства на вскрытые проблемы. Ее цель: улучшение структуры промышленности, тем самым уменьшить зависимость хозяйства от сырьевого сектора. Самые перспективные отрасли - «авангардная тройка»- металлургия, машиностроение и топливная. В них создаются кластеры

- Используя текст учебника стр.149-152, дать определение терминам:

кластер, концентрация производства, специализация производства, кооперирование, комбинат

Заполните таблицу, используя стр. 151-152

принципы (правила) размещения

факторы (условия) размещения

1.


2.


3.


Вывод: таким образом, в экономике Казахстана ведущую роль играет промышленность. Для нее характерны несовершенная отраслевая структура и сдвиг на Запад. Главные пути преодоления неблагоприятных пропорций - инновационное развитие, учет принципов и факторов размещения.

5 Закрепление

Приведите примеры по данным таблицы 9 ( стр.152) , для размещения которых решающее значение имеют факторы:

1.энергетический

2. трудовой

3. транспортный

4. потребительский

Рефлексия:

1 Какую проблему решили?

2 Что для вас было важно ?

3 Что для вас явилось новым?

4. Что вы поняли и чему научились?

5 Что понравилось?

6. Что не понравилось?

7. Кто доволен своей работой?


6. Организация домашней деятельности:

1. Параграф16, ответить на вопросы стр. 154

2. Подготовьте реферат « Крупнейшие предприятия своей области»

3. Предложите свой план действия по улучшению структуры промышленности Казахстана





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Мальтиева Кмбат Бисенгалиевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства